- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока математики по теме Знакомство с числом и цифрой 0
Конспект урока математики по теме Знакомство с числом и цифрой 0
Раздел | Математика |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кожина Н.И. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Знакомство с числом и цифрой 0.
Цель: ввести число 0 как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке, научить писать цифру 0;
Задачи:
Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение. Навык счета в пределах 10.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.
Познавательные: общеучебные - выявление свойств нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении и вычитании чисел; письмо цифры 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойства нуля в буквенном виде; счет в пределах 10; логические - установление причинно-следственных связей; сравнение групп предметов.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.
Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования.
Ход урока
1.Организационный момент.
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
Подготовим наши ушки - слушаем внимательно,
Подготовим свои глазки - будем наблюдательны.
Девиз нашего урока: «Знаешь- говори, не знаешь -слушай.» Как вы понимаете его смысл?
2. Актуализация знаний.
- С чего начнем наш урок?
-Зачем нужно повторять, то , что мы уже знаем?
Устный счет.
-Давайте вспомним, что мы уже с вами знаем и умеем?
1.- Какое задание можно выполнить с выражениями ?
3+1=4
7-2=5
6-3=3
9+1=10
2+1=3
-Что можно сделать с ответами в примерах (сравнить, соседей назвать, следующее, предыдущее)
2. Задание -1 ученик выполняет у доски, составляет цифры в порядке возрастания. (проверка)
3.Игра « Называй - не зевай!»
1. У. Какое число называют при счёте после числа 8?
У. Перед числом 7?
У. Между числами 4 и 6?
У. Какое число больше на 1, чем 7?
У. Увеличьте 6 на 1.
У. Увеличьте 8 на 1.
У. Уменьшите 6 на 2.
У. Уменьши 5 на 1.
4. Работа в парах. (Соблюдаем правила работы в паре)
Постановка проблемы
У. Морковки разложили на тарелки, Вам нужно соединить цифры с количеством морковок.
Проверка У каждого ученика на парте лежит шаблон, с которым они работают. Затем задание проверяется.
У. А здесь можем выполнить?
Д. Нет
У. Почему?
Д. Так эта тарелка пустая, и подходящей цифры нет.
-Как вы думаете, какая должна быть цифра? Кто ее подписал?
Какая тема урока?
3.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о числе и цифре 0.
Цель: научиться писать эту цифру.
И узнать место ее в числовом ряду.
4. Работа над новой темой
-Как можно получить любое натуральное число?
В результате определения количества, порядка.
В результате измерения величин.
В результате арифметических действий.
-
Исследование.
Исследуйте, можно ли получить так же число 0.
Перед вами лист исследования.
- Нарисуйте 0 крокодилов. 0 медведей, 0 слонов, 0 кругов...
- Начертите отрезок длиной 0 см.
- Налейте 0 литров воды.
-Сколько дедушек учится в твоём классе?
-Сколько говорящих собак ты знаешь?
Сколько знакомых тебе кошек умеют вышивать?
Придумайте похожие вопросы. О чём они будут?
- К какому выводу пришли?
- 0 - целое неотрицательное число. не натуральное. Его можно получить только в результате действий. Однозначное, стоит перед 1, ненатуральное)
-Где стоит в числовом ряду?
Вот он, посмотрите на него. Его называют нуль или ноль и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорят: нуль и нуль - пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль - очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а не вовсе то, что хотелось. Назовите ещё числа, в которых нуль играет очень важную роль.
Д. 20, 30, 100 и т.д.
У. В Венгрии, в Будапеште, поставлен пятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Вот он, посмотрите на него (слайд № 11).
В народе говорят: - Кто знает, что значат эти выражения?
С нуля начинать (разг.) - на пустом месте, когда ничего ещё нет.
Ноль внимания (разг.) - никакого внимания.
-А сейчас мы проверим, какое внимание у вас.
2.Первичное закрепление .
1.Работа с учебником с.70
У. Сколько листочков было на веточке?
Д. 3.
У. Что случилось?
Д. Упал один листок.
У. Сколько осталось листочков?
Д. 2.
У. Как его записали?
Д. 3 - 1 = 2.
У. Увеличилось или уменьшилось число листочков?
Д. Уменьшилось.
У. Как это записать?
Д. 2 < 3.
У. Сколько листочков осталось, когда упал последний лист?
Д. Нисколько.
У. Как это записали?
Д. 1 - 1 = 0.
У. Что меньше: 0 или 1?
Д. 0 < 1.
У. Где займёт место число 0 в ряду чисел?
Д. Перед 1.
У. Почему?
Д. Так как 0 меньше 1.
У. Сколько всего было ягод на ветке?
Д. 5.
У. Сколько стало?
Д. 0.
У. Как это записали?
Д. 5 - 5 = 0.
Аналогичная работа проводится с наглядностью (3 - 3 = 0, 6 - 6 = 0).
У. Что заметили? Как можно получить 0?
Д. Если из числа вычесть это же число, то получится 0.
-приведите свои примеры а-а=0
2.Повторение. с.71.
3.Работа в тетради. На что похожа цифра 0?
Давайте научимся писать цифру ноль. Печатная прямо. Письменная цифра цифра с наклоном. Рассмотрите образец. (слайд 13)
-Откройте тетради на странице 26.
- Пропишите цифру в тетради. Поставьте точки под самыми красивыми цифрами.
- Давайте найдём место нуля в ряду чисел. 0 меньше любого натурального числа. Пропишите в тетради.
-Возьмите карандаш. Соедините линиями соответствующий рисунок.
Интересные факты о числе 0
- Индийцы называли нуль - суньей, что означало "пустой", и в начале обозначали точкой. В разных странах эту цифру ещё называли оном, потому что она была похожа на букву о, постепенно кружок стал обозначать ничего, так и родилась цифра 0 полторы тысячи лет назад в Индии. Ноль был присоединён к цифрам. А сколько всего цифр? (10).
VIII. Итог урока.
-Что мы теперь знаем о числе 0?
-- Значит ноль ничего не значит?
- Ребята, а в жизни вам пригодится умение писать цифру 0?
- Что обозначает число 0?
Рефлексия:
-Какая у нас была учебная задача? (познакомиться с числом и цифрой 0)
- Мы её решили?
-Вы довольны своей работой?
- А мне понравилось, как вы работали. Вы были активны, старались. Спасибо вам за урок. Похлопали себе.
- Подумайте и скажите, в жизни, где вам приходилось встречаться с 0?
Расскажите по схеме:
Я знаю
запомнил
Примерно: смог
Знаю, как пишется цифра 0 и знаю, что означает число нуль
Я запомнил где стоит число 0 в ряду чисел, как оно получается.
Я смог правильно написать цифру 0 и составил верно равенства и неравенства.
Задания на карточках:
-
Сравни:
0 … 1 6 … 0 0 … 4
0 … 5 2 … 0 3 … 0
Сделай вывод:
0 (больше, меньше, равен) любого натурального числа.
-
Обозначь место 0 на числовом луче.
1 2 3 4 5 6 7 8 9