Отчет по теме самообразования

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет учителя математики МБОУ СОШ № 4

Валеевой Л.Х. по самообразованию на тему:

«Применение исторического материала на уроках математики»

за 2014-2015 учебный год.


Современная школьная программа указывает на необходимость знакомства учеников с фактами из истории математики, но в программе нет конкретных указаний. Школьные учебники математики содержат минимум исторических сведений. Знакомство с историей развития математики означает продуманное, планомерное ознакомление на уроках с наиболее важными событиями из истории науки в органической связи с систематическим изучением программного материала. На уроке всегда трудно найти время, необходимое для ознакомления с историческим материалом. Но нельзя считать 3-5 минут ( не каждый урок!) для сообщения исторических фактов - потерянным временем, надо только преподносить исторический материал в тесной связи с изучаемым материалом. Если начать такую работу с 5 класса и проводить её систематически, то со временем исторический элемент станет для самих учащихся необходимой частью урока. Методическую трудность представляет решение вопроса об отборе конкретного материала по истории математики и о порядке его использования в том или другом классе. В 5 - 6 классах следует ограничиться некоторыми начальными сведениями из истории и обращать внимание учеников на элементарные вопросы развития счёта, математической терминологии, возникновения мер, создания способов измерения и простейших инструментов, развитие понятия числа, начальные сведения из истории уравнений. Есть немало вопросов из истории математики, к которым приходится возвращаться в курсе средней школы несколько раз. Нужно использовать для ознакомления с историей математики уроки закрепления, повторения.

История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше её понять.

Исторический материал призван повышать уровень грамотности, расширять знания, кругозор учащихся, это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучить их мыслить, быть способным быстро принять решение в самых сложных жизненных ситуациях.

В своей работе я поставила следующие задачи:

  1. Поиск и изучение необходимой литературы, Интернет-ресурсов.

  2. Опора на материал курсовой подготовки.

  3. Профессиональное самосовершенствование.

Я считаю, что самообразование учителя должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанализу и самооценке, а не только на сугубо профессионально значимые знания и умения по теории и методике предмета, хотя они база для всех решений учителя.

Я делаю всё, чтобы на моих уроках царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них.

Я повышаю собственный профессиональный уровень через особую форму самообразования - работу в педагогических Интернет - сообществах

Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Самое главное для меня - работать над собой, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. На своих уроках я использую тот вариант, когда в процессе образования школьников применяется мультимедийная поддержка, я считаю, что в соответствии с возрастными особенностями ребёнок лучше воспринимает то, что ему интересно.

Работая над реализацией личного плана самообразования, я имею персональную страницу на сайтах «Про школу», «Инфоурок» В результате: - расширился круг моего профессионального общения, - моя методическая копилка пополнилась материалами учителей, размещенными в данных сообществах. В результате работы получила сертификаты, свидетельства и дипломы, которые мне пригодятся при аттестации. Эта тема помогла мне повысить свою квалификацию и профессионально самосовершенствоваться. Итак, современное образование ставит перед учителем высокую планку в воспитании и обучении детей. Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового.

Стремлюсь к тому, чтобы уроки были новыми - и по форме, и по содержанию. Стараюсь умело организовать свой труд и труд школьников, воспитывать интерес к своему предмету и любовь к интересной, но сложной науке - математике.

Учитель должен уважать своих учащихся, доверять и понимать их. Ведь учитель - это человек, у которого в душе живёт ребёнок с открытым сердцем. Помня это всегда, учитель сможет быть своим ученикам хорошим другом, помощником и наставником.

Привлечение фактов из истории математики я применяю накопленный материал по истории развития предмета по трем содержательным линиям - это:

- биографии ученых,

- история возникновения и развития математического понятия,

- исторические задачи.

Проведенные мероприятия в течение года:

Класс

Дата

Изучаемая тема урока

Исторический материал

Вид работы

учителем

Участники

5

4.09.14

Десятичная система счисления

Римская нумерация

сообщение на уроке

весь класс

5

18.09.14

Длина отрезка

Старинные меры длины

презентация

весь класс

5

8.10.14

Вычисления с многозначными числами

Задача К. Гаусса.

Из биографии Гаусса

сообщение на уроке

весь класс

5

29.10.14

Математическая модель

Старинные задачи

решение задач

весь класс

5

10.11.14

Обыкновенные дроби

Из истории дробей

выступление на уроке

Чистякова А, Саханевич С.

5

27.11.14

Окружность и круг

История числа π

презентация

весь класс

5

22.12.14

Определение угла

Геометрия Евклида.

Из истории геометрических фигур

презентация

весь класс

5

16.01.15

Треугольник

Биография С. Ковалевской

презентация

(к 150-летию со дня рождения)

весь класс

5

7.02.15

Понятие десятичной дроби

Из истории десятичных дробей

выступление на уроке

Масальская Е

5

6.04.15

Задачи на проценты

Старинные задачи на проценты

решение задач

весь класс

5

11.04.15

Прямоугольный параллелепипед

Математика Древней Греции

презентация

весь класс

8

10.09.14

Четырехугольник

Из истории четырехугольников

сообщение на уроке

весь класс

8

1.10.14

Теорема Фалеса

Фалес Милетский

выступление на уроке

Бычковская А.

8

22.10.14

Осевая и центральная симметрия

Египетские пирамиды

презентация

весь класс

8

27.10.14

Понятие квадратного корня

Из истории квадратных корней

сообщение на уроке

весь класс

8

21.11.14




Площадь треугольника

Измерение площадей в Древней Греции

выступление на уроке

Рахмангулова А.

8




3.12.14

Теорема Пифагора

Из истории теоремы Пифагора. Геометрия в Древней Индии.

презентация

весь класс

8

11.12.14




К 150-летию С. Ковалевской

Биография С. Ковалевской

игра- КВН 8В и 8Б

с презентацией

Хафизова А, Ильясова А., команды

8

17.12.14

Формула Герона

Герон Александрийский - биография

сообщение на уроке

весь класс

8

21.01.15

Признаки подобия треугольников

Из истории признаков равенства треугольников

выступление участников конференции МАН

Ахметшина В, Исламгулова А

8

12.02.15

Формулы корней квадратного уравнения

Квадратные уравнения у ал-Хорезми и Диофанта

сообщение на уроке

весь класс

8

26.02.15

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций

Старинные задачи с дробями

решение задач

весь класс

8

6.03.15

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника

Из истории тригонометрических функций

презентация

весь класс

8

12.03.15

Теорема Виета

Франсуа Виет и его открытия

сообщение на уроке

весь класс

8

10.04.15

Теорема о вписанном угле

О вписанных углах. Гиппократ Хиосский.

сообщение на уроке

весь класс

8

18.05.15

Квадратные уравнения. Повторение

Уравнения из «папируса Ахмеса» и из «Арифметики Диофанта»

решение задач

весь класс







К концу учебного года я обнаружила, учащиеся проявляют больший интерес к изучению предмета, получают углубленные знания по предмету и развивают свои математические способности. Дети с удовольствием участвуют на олимпиадах, на научно-практических конференциях. Качество успеваемости по сравнению с началом учебного года повысилось. Я сама многое узнала и, поэтому хочу продолжить работу по этой теме и на следующий год.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что на уроках математики необходимо использовать элементы историзма, так как:

1. Вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Это происходит посредством включения их в поиск новых способов решения интересных исторических задач. Через обзоры жизни и деятельности великих математиков учитель, уже как воспитатель, имеет возможность познакомить учащихся, с самим понятием творчества, с творчеством в науке, коснуться многих решающих правительственных категорий, связанных с этим процессом.

2. Использование исторического материала делает урок математики насыщенным и является эффективным средством стимулирования у школьников интереса к предмету,

углубления понимания ими изучаемого фактического материала, расширения умственного кругозора учащихся и повышения их общей культуры.

В ходе работы использованы:

  1. Интернет-ресурсы.

  2. Исторический материал из учебника «История математики в школе 7-8 классы» Г. И. Глейзер. Москва. Просвещение 1982,

  3. Зенкевич, И.Г. Эстетика урока математики. - М. Просвещение, 1981.

  4. Лаптев Б.Л. "Н.И. Лобачевский и его геометрия", М.: "Просвещение" - 1976


© 2010-2022