- Преподавателю
- Математика
- Отчет по теме самообразования
Отчет по теме самообразования
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Валеева Л.Х. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Отчет учителя математики МБОУ СОШ № 4
Валеевой Л.Х. по самообразованию на тему:
«Применение исторического материала на уроках математики»
за 2014-2015 учебный год.
Современная школьная программа указывает на необходимость знакомства учеников с фактами из истории математики, но в программе нет конкретных указаний. Школьные учебники математики содержат минимум исторических сведений. Знакомство с историей развития математики означает продуманное, планомерное ознакомление на уроках с наиболее важными событиями из истории науки в органической связи с систематическим изучением программного материала. На уроке всегда трудно найти время, необходимое для ознакомления с историческим материалом. Но нельзя считать 3-5 минут ( не каждый урок!) для сообщения исторических фактов - потерянным временем, надо только преподносить исторический материал в тесной связи с изучаемым материалом. Если начать такую работу с 5 класса и проводить её систематически, то со временем исторический элемент станет для самих учащихся необходимой частью урока. Методическую трудность представляет решение вопроса об отборе конкретного материала по истории математики и о порядке его использования в том или другом классе. В 5 - 6 классах следует ограничиться некоторыми начальными сведениями из истории и обращать внимание учеников на элементарные вопросы развития счёта, математической терминологии, возникновения мер, создания способов измерения и простейших инструментов, развитие понятия числа, начальные сведения из истории уравнений. Есть немало вопросов из истории математики, к которым приходится возвращаться в курсе средней школы несколько раз. Нужно использовать для ознакомления с историей математики уроки закрепления, повторения.
История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше её понять.
Исторический материал призван повышать уровень грамотности, расширять знания, кругозор учащихся, это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучить их мыслить, быть способным быстро принять решение в самых сложных жизненных ситуациях.
В своей работе я поставила следующие задачи:
-
Поиск и изучение необходимой литературы, Интернет-ресурсов.
-
Опора на материал курсовой подготовки.
-
Профессиональное самосовершенствование.
Я считаю, что самообразование учителя должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанализу и самооценке, а не только на сугубо профессионально значимые знания и умения по теории и методике предмета, хотя они база для всех решений учителя.
Я делаю всё, чтобы на моих уроках царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них.
Я повышаю собственный профессиональный уровень через особую форму самообразования - работу в педагогических Интернет - сообществах
Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Самое главное для меня - работать над собой, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. На своих уроках я использую тот вариант, когда в процессе образования школьников применяется мультимедийная поддержка, я считаю, что в соответствии с возрастными особенностями ребёнок лучше воспринимает то, что ему интересно.
Работая над реализацией личного плана самообразования, я имею персональную страницу на сайтах «Про школу», «Инфоурок» В результате: - расширился круг моего профессионального общения, - моя методическая копилка пополнилась материалами учителей, размещенными в данных сообществах. В результате работы получила сертификаты, свидетельства и дипломы, которые мне пригодятся при аттестации. Эта тема помогла мне повысить свою квалификацию и профессионально самосовершенствоваться. Итак, современное образование ставит перед учителем высокую планку в воспитании и обучении детей. Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового.
Стремлюсь к тому, чтобы уроки были новыми - и по форме, и по содержанию. Стараюсь умело организовать свой труд и труд школьников, воспитывать интерес к своему предмету и любовь к интересной, но сложной науке - математике.
Учитель должен уважать своих учащихся, доверять и понимать их. Ведь учитель - это человек, у которого в душе живёт ребёнок с открытым сердцем. Помня это всегда, учитель сможет быть своим ученикам хорошим другом, помощником и наставником.
Привлечение фактов из истории математики я применяю накопленный материал по истории развития предмета по трем содержательным линиям - это:
- биографии ученых,
- история возникновения и развития математического понятия,
- исторические задачи.
Проведенные мероприятия в течение года:
Класс
Дата
Изучаемая тема урока
Исторический материал
Вид работы
учителем
Участники
5
4.09.14
Десятичная система счисления
Римская нумерация
сообщение на уроке
весь класс
5
18.09.14
Длина отрезка
Старинные меры длины
презентация
весь класс
5
8.10.14
Вычисления с многозначными числами
Задача К. Гаусса.
Из биографии Гаусса
сообщение на уроке
весь класс
5
29.10.14
Математическая модель
Старинные задачи
решение задач
весь класс
5
10.11.14
Обыкновенные дроби
Из истории дробей
выступление на уроке
Чистякова А, Саханевич С.
5
27.11.14
Окружность и круг
История числа π
презентация
весь класс
5
22.12.14
Определение угла
Геометрия Евклида.
Из истории геометрических фигур
презентация
весь класс
5
16.01.15
Треугольник
Биография С. Ковалевской
презентация
(к 150-летию со дня рождения)
весь класс
5
7.02.15
Понятие десятичной дроби
Из истории десятичных дробей
выступление на уроке
Масальская Е
5
6.04.15
Задачи на проценты
Старинные задачи на проценты
решение задач
весь класс
5
11.04.15
Прямоугольный параллелепипед
Математика Древней Греции
презентация
весь класс
8
10.09.14
Четырехугольник
Из истории четырехугольников
сообщение на уроке
весь класс
8
1.10.14
Теорема Фалеса
Фалес Милетский
выступление на уроке
Бычковская А.
8
22.10.14
Осевая и центральная симметрия
Египетские пирамиды
презентация
весь класс
8
27.10.14
Понятие квадратного корня
Из истории квадратных корней
сообщение на уроке
весь класс
8
21.11.14
Площадь треугольника
Измерение площадей в Древней Греции
выступление на уроке
Рахмангулова А.
8
3.12.14
Теорема Пифагора
Из истории теоремы Пифагора. Геометрия в Древней Индии.
презентация
весь класс
8
11.12.14
К 150-летию С. Ковалевской
Биография С. Ковалевской
игра- КВН 8В и 8Б
с презентацией
Хафизова А, Ильясова А., команды
8
17.12.14
Формула Герона
Герон Александрийский - биография
сообщение на уроке
весь класс
8
21.01.15
Признаки подобия треугольников
Из истории признаков равенства треугольников
выступление участников конференции МАН
Ахметшина В, Исламгулова А
8
12.02.15
Формулы корней квадратного уравнения
Квадратные уравнения у ал-Хорезми и Диофанта
сообщение на уроке
весь класс
8
26.02.15
Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций
Старинные задачи с дробями
решение задач
весь класс
8
6.03.15
Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника
Из истории тригонометрических функций
презентация
весь класс
8
12.03.15
Теорема Виета
Франсуа Виет и его открытия
сообщение на уроке
весь класс
8
10.04.15
Теорема о вписанном угле
О вписанных углах. Гиппократ Хиосский.
сообщение на уроке
весь класс
8
18.05.15
Квадратные уравнения. Повторение
Уравнения из «папируса Ахмеса» и из «Арифметики Диофанта»
решение задач
весь класс
К концу учебного года я обнаружила, учащиеся проявляют больший интерес к изучению предмета, получают углубленные знания по предмету и развивают свои математические способности. Дети с удовольствием участвуют на олимпиадах, на научно-практических конференциях. Качество успеваемости по сравнению с началом учебного года повысилось. Я сама многое узнала и, поэтому хочу продолжить работу по этой теме и на следующий год.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что на уроках математики необходимо использовать элементы историзма, так как:
1. Вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Это происходит посредством включения их в поиск новых способов решения интересных исторических задач. Через обзоры жизни и деятельности великих математиков учитель, уже как воспитатель, имеет возможность познакомить учащихся, с самим понятием творчества, с творчеством в науке, коснуться многих решающих правительственных категорий, связанных с этим процессом.
2. Использование исторического материала делает урок математики насыщенным и является эффективным средством стимулирования у школьников интереса к предмету,
углубления понимания ими изучаемого фактического материала, расширения умственного кругозора учащихся и повышения их общей культуры.
В ходе работы использованы:
-
Интернет-ресурсы.
-
Исторический материал из учебника «История математики в школе 7-8 классы» Г. И. Глейзер. Москва. Просвещение 1982,
-
Зенкевич, И.Г. Эстетика урока математики. - М. Просвещение, 1981.
-
Лаптев Б.Л. "Н.И. Лобачевский и его геометрия", М.: "Просвещение" - 1976