Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 34

Тема: Применение метода интервалов для решения неравенств

Цели:

  • Рассмотреть использование метода интервалов для решения неравенств других типов.

  • Развивать память, внимание и логическое мышление обучающихся.

  • Вырабатывать трудолюбие.


Ход урока.


I. Организационные моменты

Сообщение темы и цели урока

II. Повторение и закрепление пройденного материала:

1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).

2. Контроль усвоения материала (самостоятельная работа).

Вариант 1

1. Методом интервалов решите неравенство.

Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств

2. Найдите область определения функции Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств

Вариант 2

1. Методом интервалов решите неравенство.

Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств

2. Найдите область определения функции Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств

III. Изучение нового материала

Уже рассматривался метод интервалов. Применим тот же метод к решению неравенств высоких степеней. Рассмотрим схему решения на следующем примере.

Пример 1

Решим неравенство Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств

Прежде всего отметим, что если в разложение многочлена на множители входит сомножитель (х - х0)k, то говорят, что х0 - корень многочлена кратности k. Для решения неравенства важно знать, является ли k четным или нечетным числом, т. к. при четном k многочлен справа и слева от х0 имеет один и тот же знак (т. е. знак многочлена не меняется), а при нечетном k многочлен справа и слева от х0 имеет противоположные знаки (т. е. знак многочлена изменяется).

Вернувшись к данному неравенству, отметим, что многочлен имеет корни: х1 = -5 (кратности 8 - четная кратность), х2 = -2 (кратности 3 - нечетная), х3 = 0 (кратности 1 - нечетная), х4 = 1 (кратности 2 - четная), х5 = 3 (кратности 7 - нечетная). Нанесем эти корни на числовую ось и буквами «Н» и «Ч» отметим четность кратности этих корней.

Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств

Определим знак многочлена, стоящего в левой части неравенства при любом х, не совпадающем с корнями (например, при х = -3 многочлен отрицательный). Рассмотрим теперь знаки многочлена, двигаясь в положительном направлении оси 0х. Так как х = -2 - корень нечетной кратности, то при этом значении х происходит изменение знака многочлена на противоположный и многочлен на промежутке (-2; 0) положительный. При х = 0 (корень нечетной кратности) опять происходит изменение знака многочлена и он на промежутке (0; 1) становится отрицательным. Так как х = 1 - корень четной кратности, то многочлен знака не меняет и на промежутке (1; 3) он по-прежнему отрицательный. Рассуждая подобным образом, нетрудно получить полную диаграмму знаков многочлена на всей числовой оси, приведенную на рисунке. После этого легко ответить на вопрос задачи: при каких х знак многочлена неотрицательный. Из рисунка видно, что такими х являются Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств

Разумеется, в тех случаях, когда неравенство не имеет вида, приведенного в примере 1, необходимо, используя те или иные приемы, привести это неравенство к указанному виду.

Пример 2

Решим неравенство х3 + 6 > 7х.

Запишем неравенство в виде х3 + 6 - 7х > 0 и разложим многочлен в левой части на множители. Для этого член -7х представим как сумму двух слагаемых: -6х и -х и сгруппируем члены многочлена: х3 - х + (6 - 6х) > 0, или х(х2 - 1) - 6(х - 1) > 0, или х(х - 1)(х + 1) - 6(х - 1) > 0, или (х - 1)(х2 + х - 6) > 0. Разложение х2 + х - 6 на множители проводим стандартным путем, зная его корни (х = -3, х = 2), и окончательно получаем: (х - 1)(х +3)(х - 2) > 0. Все корни этого многочлена первой кратности, и дальнейшее решение не вызывает трудностей. Построив диаграмму знаков многочлена, найдем х ∈ (-3; 1)U(2; +∞).

Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств

Остановимся теперь на решении рациональных неравенств методом интервалов.

Рациональные неравенства легко сводятся к решению неравенств высоких степеней. Действительно, после преобразований левая часть рационального неравенства может быть представлена в виде отношения многочленов Р(х) и Q(х), т. е. Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств Умножим обе части такого неравенства на многочлен [Q(x)]2, который положителен при всех допустимых значениях х (т. к.Q(x) ≠ 0). Тогда знак неравенства не меняется и получаем неравенство Р(х) · Q(x) v 0, эквивалентное данному. То есть исходное неравенство Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств эквивалентно системе неравенствРазработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств которая далее решается методом интервалов.

Пример 3

Решим неравенство Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств

Отметим прежде всего, что (5х - х2)(х + 2) ≠ 0, или х(5 - х)(х + 2) ≠ 0, т. е. х ≠ -2, х ≠ 0, х ≠ 5 (ОДЗ неравенства). Сведем данное рациональное неравенство к алгебраическому (аналогичному примеру 1). Для этого умножим обе части неравенства на положительное выражение - квадрат знаменателя (5х - х2)2(х + 2)2. При этом знак неравенства не меняется и получаем: (х2 + 1)(х2 - 2х - 3)(5х - х2)(х + 2) ≥ 0. Разложив квадратные трехчлены на множители, имеем: (х2 + 1)(х - 3)(х + 1)х(5 - х)(х + 2) ≥ 0. Решаем это неравенство методом интервалов, учитывая, что все корни многочлена имеют первую кратность: х ∈ (-∞; -2]U[-1; 0]U[3; 5).

Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств

Теперь учтем ОДЗ исходного неравенства и окончательно найдем: х ∈ (-∞; -2)U[-1; 0)U[3; 5).

В более сложных случаях рациональные неравенства сначала сводятся к неравенствам, аналогичным примеру 3, а затем решаются методом интервалов.

Пример 4

Решим неравенство Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств

Чтобы свести пример к аналогичному предыдущему примеру, перенесем все члены неравенства в его левую часть: Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств Приведя дроби к общему знаменателю, получим: Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств т. е. неравенство предыдущего типа. Решая его аналогично, найдем: х ∈ (-∞; -8]U(-3; -1)U[1; 7).

Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств

Для диаграммы знаков учтены корни числителя х2 + 7х - 8 (х = -8 и х = 1), первая кратность всех корней и ограничения на х (х ≠ -3, х ≠ -1, х ≠ 1).

Пример 5

Решить неравенство Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств

ОДЗ неравенства определяется условиями: х - 1 ≠ 0, х - 3 ≠ 0 (т. е. х ≠ 1, х ≠ 3). Почленно разделим дроби в левой части неравенства на знаменатели, сгруппировав слагаемые в числителях дробей: Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств или Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств или Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств или Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств Приводим дроби к общему знаменателю и получаем: Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств Далее решаем это неравенство по обычной схеме и находим: х ∈ (1; 2]U(3; +∞).

Разработка урока по теме Применение метода интервалов для решения неравенств

При наличии в рациональных неравенствах знаков модуля их надо раскрыть.

IV. Формирование умений и навыков обучающихся:

Задание на уроке:

№ 327 (а); 328 (б); 329 (а); 332 (б); 334 (в, г); 335 (а, г); 336 (а, б); 337 (в, г); 338 (а, г).

  1. Подведение итогов урока


  1. Задание на дом:

№ 327 (б); 328 (а); 329 (б, в); 333 (а); 334 (а, б); 335 (б, в); 36 (в, г); 337 (а, б); 338 (б, в).

5


© 2010-2022