ДокладСовременные способы активизации обучения на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные способы активизации обучения

на уроках математики.

ДокладСовременные способы активизации обучения на уроках математики

Страшная эта опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.

В.А. Сухомлинский.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у обучающихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке включать каждого обучающегося в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей - познавательные мотивы. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. К тому же в современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно. В понятие же "новое качество" образования вкладывается, прежде всего, способность самостоятельно учиться и добывать знания, ведь перед учебным заведением встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях. В своей педагогической деятельности я ставлю цель, чтобы с помощью средств новых педагогических и информационных технологий увеличивать свой дидактический потенциал, позволяющий оперативно осуществлять обратную связь, открывать обучающемуся возможность продвигаться его способностям в темпе. Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех обучающихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность обучающихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает преподаватель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности обучающихся, которые используются мною, я хочу поделится. Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с обучающимися. Но от "прослушанного", как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать обучающихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Обучающиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого стараюсь держать в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения - детскую любознательность. Выдающийся немецкий педагог А.Дистервег убеждал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Этого можно достичь собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Каждый преподаватель знает индивидуальные особенности своих обучающихся и может определить степень помощи им в виде наводящих вопросов, в виде подборки устных упражнений, создав проблемные ситуации можно предложив такие задания.

1.Кто быстрее посчитает - УСТНО.

Задания через проектор.

Расставьте 4 арифметические знаки с таким расчетом, чтобы после последовательного проведения арифметических действий, получился бы заданный результат.

1 9 8 6 3 2 1 =24 Ответ: 19 - 8 . 6 + 7 - 3=24.

2 8 8 6 7 3 = 25. 28 : 8 . 6 + 7 - 3=25

2.Вычислите удобным способом устно.

45+89+55=

408-199=

25*37*4=

75+87+25=

4*99*25

13*96+13*4=

16*98-16*88=

С помощью наводящих вопросов я побуждала обучающихся самих сформулировать определения - основные свойства умножения чисел. Одним из средств активизации познавательной деятельности обучающихся является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если он что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для обучающихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих обучающихся.

Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности обучающихся. Их лучше составлять вместе с ними на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Очень хорошо выполняется такая работа в группах. Каждая группа создает свою модель, фиксирует на листах, которые по окончании работы крепятся к доске. В ходе межгрупповой дискуссии выделяется лучшая модель или корректируются предложенные и создается новая. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.

Одной из основных задач преподавания курса математики в колледже является формирование у обучающихся сознательных и прочных вычислительных навыков. О наличии у обучающихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Поэтому большое внимание на уроках уделяю устному счету, различным приемам устной работы. Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, инициатива обучающихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. А использование методов анализа и синтеза способствует развитию логического мышления обучающихся. Иногда урок начинаю с устных вопросов, поставленных перед обучающимися в проблемной форме. Например: Вычислите, сколько будет 2+2 * 2? или (2+2) * 2.

Интересной методической находкой является создание вычислительных заданий. Обучающиеся должны прочитать фразу, иногда его даю в качестве домашнего задания. Или « Прочитай фразу». ОТВЕТ.

1)126+99= м - 225

2)10506:51= е - 85

3)48.а=240 ы - 206

4)267:(х+4)=3 с - 5

5)2613-108= 0 - 25

6) 5у=125 д - 95

7) р-90=5 я - 96

8)170:х=85 л - 12

9) (12+к):3=36 ц - 1

10) (288-38):10 н - 2

11) 113+а=125 г - 2505

12)625:у-25=0

13)в-82=13

14)128: (р+1)=64

15) 2а=512.

Мне легко проверять такие карточки т.к сразу получается фраза, если правильно решены все пункты( МЫ СЕГОДНЯ, МОЛОДЦЫ), обучающимся интересно с ними работать. Сложность состоит в составлении их, т.к. необходимо сначала сочинить задание, а затем оформить.

Тестирование и итоговая аттестация в форме ЕГЭ активно внедряет в образование современные технологии оценки учебных достижений, с одной стороны, и определяет необходимость более четкого и конкретного определения минимума содержания образовательного стандарта по разделам, курсам, предметам, с целью упорядочивания нагрузки обучающихся, с другой стороны.

Целесообразно шире использовать тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения. Метод тестирования позволяет объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения, как целого группы, так и каждого обучающегося в отдельности. Тестирование позволяет:

  • -учитывать индивидуальные особенности обучающихся;

  • -проверять качество усвоения материала;

  • -разнообразить процесс обучения;

  • -сэкономить время на опрос;

  • -использовать тесты для компьютеризации обучения.

С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро "диагностировать" овладение учебным материалом большого количества обучающихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым обучающимся выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого.

Оживляет урок и использование различных форм ИКТ, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ:

-возможность обеспечить обучающихся индивидуальным режимом работы.

-ещё одним преимуществом является возможность предоставить разную информацию каждому обучающемуся в различном виде;

-оптимизация работы преподавателя при подготовке урока (организация уроков, требующих использование большого количества дидактического материала - иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний - тесты, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т. д.).

Есть разные мнения преподавателей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков и увидела неподдельный интерес у обучающихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач. Ведь обычно урок математики, как и впрочем, любой другой, часто сводится лишь к "прохождению" программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай как я (посмотри - повтори - запомни). Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство обучающихся являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то обучающиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого обучающегося достигать поставленных целей.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер - универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний, ко всему прочему - это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.

Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляет всемирная сеть Интернет становятся доступны обучающимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения обучающихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора, как в мире знаний, так и в становлении обучающегося целостного качества быть личностью.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно некоторые обучающиеся, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения преподавателя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, "как лучше рассказать материал", к тому, "как лучше показать". Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для обучающихся, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит - видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой проблемы до конца, опираясь на необходимую помощь. В связи с ограниченными техническими возможностями школы я использую компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения На каждом конкретном уроке используются определённые фрагменты данной программы. Каждый обучающийся работает индивидуально, с помощью проб и ошибок приходит к правильному ответу. При закреплении изучаемого материала использовала компьютерные презентации , что обучающиеся создают сами, как индивидуальные самостоятельные работы. Например: а) « Пирамида Хеопса»; б) « Четыре определения производной»; в) «История возникновения дифференциального исчисления» и т.д. поддерживает высокий уровень мотивации деятельности " Каждый комплект слайдов позволяет отработать прочные навыки по изучаемой теме. К тому же слайды можно использовать во время проверочной работы.При проведении психологической экспертизы эффективности деятельности преподавателя изучалось мнение обучающихся. В ходе тестирования обучающихся обращалось внимание на способность преподавателя создать на уроке атмосферу эмоционального комфорта, а также умение развить и поддержать интерес обучающихся к изучению своего предмета. Удовлетворенность преподаванием математики составила 1,8 балла (максимальная - 2), домашнюю работу по предмету с интересом выполняют 63% обучающихся, любимым предметом математику называют 81% обучающихся. Урок математики, как самый интересный урок, называют 60% . Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у обучающихся бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Высокая познавательная активность возможна только на интересном для обучающихся уроке, когда им интересен предмет изучения. И наоборот, "воспитать у обучающихся глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы".

По мере возможности на уроках использую нетрадиционные формы обучения: элементы игры «Поле чудес», кроссворды, загадки, тестовые задания, задачки в стихах, задачки с интересным содержанием.

Например: «Свинья живет на 10 лет меньше, чем верблюд, а верблюд на 20 лет меньше, чем осел. Сколько лет живут свинья и верблюд, если осел живет 50 лет?».

Или «А. С. Пушкин родился 26 мая 1799 года и жил 37 лет, 8 месяцев, 3 дня. Когда он умер?» (29.01.1837г).

На первых уроках, чтобы поднять интерес к урокам математики при повторении темы: «Решение линейных уравнений» мы учимся составлять уравнения по тексту задачи в стихах. Эту задачу маленькому А.С.Пушкину задавал полководец Суворов, часто гостивший у них (он был другом его дедушки).

Летела стая гусей. На встречу, им гусь. Здравствуйте, сто гусей! - говорит он им. - Нас не сто,- отвечают они. - Вот, если бы нас было столько, сколько есть, да ещё раз столько, да пол столько, да четверть, да ты с нами, вот тогда бы нас было сто. Сколько всего птиц в стае?

Или следующая задача:

Как - то рано по - утру, птицы плавали в пруду, Белоснежных лебедей в - двое больше, чем гусей. Уток было восемь пар, в - двое больше, чем гагар. Сколько было птиц всего? Если нам еще дано, что всех уток и гусей столько, сколько лебедей.

Любой преподаватель, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых обучающихся, не давать остановиться в своем развитии более способным , учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса обучающихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества обучающихся этого возраста. Очень часто на уроках использую вопросы.

Назвать автора высказывания:

1.«Математику уже за то учить надо, что она ум в порядок приводит». (М.Ломоносов).

2.«Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению». (М.Калинин).

3.«Яд, мудрецом тебе предложенный прими.

Из рук же дурака не принимай бальзама». (Омар Хайям).

Или отгадываем веселые, юмористические вопросы - загадки.

1.Сын моего отца, а мне не брат. Кто он. (Я сам).

2.Сколько яиц можно съест натощак? (одно, остальные не натощак).

3.Сколько горошин может войти в стакан? (0- сами не могут войти).

4.Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (которые остановились).

5.Что находится между рекой и берегом? (и).

6. Сколько раз в сутки часовая стрелка проходит над минутной? (ни сколько,

т.к. часовая стрелка находится над минутной).

7.Что растет вершиной вниз? (сосулька).

8.Какое начало жизни и какой конец? (ж и ь )

9.Какие два местоимения портят дороги? (я-мы).

10. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (из пустой)

11.Где находятся города без домов, реки без воды и леса без деревьев? (на геогр. карте).

12.Как перечислить пять дней недели не называя их по именам? ( позавчера, вчера, сегодня,

завтра, послезавтра)

13.Кто может прыгать выше дома? (все, дома не прыгают).

14.Когда руки бывают тремя местоимениями? (вы - мы ты).

И учебник, и урок должны быть увлекательными. Интерес обучающихся к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой - дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех обучающихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность их, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает преподаватель. Например: при изучении раздела «Тригонометрические функции» на первом уроке мы разгадываем шараду: «Из чисел вы мой первый слог возьмите; второй из слова «голубцы»; а третьим лошадей вы погоните; четвертым будет блеянье овцы; мой пятый слог такой же, как и первый; последней буквой в алфавите является шестой, а если отгадаешь ты все верно, то в математике раздел такой получишь ты».

Опыт показывает, что исторические экскурсы на уроках математики повышают интерес к математике, делают ее живой и увлекательной. Труд многих ученных, создавших математическую науку, становится часто примером для самостоятельного творчества обучающихся и воспитывает у них пытливый ум, упорство и настойчивость в достижении цели. Например: интересны бывают экскурсы по темам: «История открытия теоремы Пифагора», «Франсуа Виет и его теорема», «Из истории понятия функции», «История тригонометрических функций» и т. д. Экскурсы готовятся в виде докладов обучающимися к урокам, в виде опережающего задания, за что они получают оценки за свой труд. Эффективность результатов обучения определяется не только фактом использования той или иной формы, того или иного метода, средства обучения или какого - то их сочетания, а в значительной степени, она зависит от того, насколько умело преподаватель сумел организовать деятельность обучающихся. Т.е. на сколько он заинтересовал их, обеспечил каждого посильной учебной работой, проконтролировал, нацелил на следующий этап работы. Любой метод, любой способ обучения достигает цели, лишь в том случае, если под его воздействует обучающийся активно работает, мыслит. Я считаю, что главная цель преподавателя современной образовательной организации заключается в организации эффективной передачи наиболее ценного опыта так, чтобы смогли максимально качественно овладеть им. Преподаватель должен уважать своих обучающихся, доверять и понимать их. Помня это всегда, преподаватель сможет быть своим обучающимся хорошим другом, помощником и наставником.

По-моему мнению вот такой должна быть азбука преподавателя математики:

М - милосердный

А - активный

Т - творческий

Е - естественный в общении, (ёмкость мысли)

М - мужественный, мудрый

А - аккуратный

Т - требовательный и талантливый

И - искренний, инициативный, интеллигентный

К - компетентный

А - абсолютно знающий свой предмет.

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого обучающегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много педагогических открытий, больших и малых, важных и интересных для самого педагога. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей обучающегося, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.



© 2010-2022