Математическая сказка

Данная разработка представляет собой математический спектакль. Актёрами могут быть ученики старших классов, зрителями же ученики 7 - 8 классов. Для игры необходимо оборудование в виде специальных костюмов. Цель данной сказки: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, чувства товарищества, межличностных отношений; развитие логического мышления, интереса к математике, интуиции, памяти, внимания; формирование навыков общения, умения работать в незнакомом коллективе; воспитание ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Математическая сказка

«ПРО ФЕДОТА - СТРЕЛЬЦА,

УДАЛОГО МОЛОДЦА»

9 класс

Учитель математики МБОУ Володарской СОШ

Бунина Вера Ивановна



Оформление зала. На сцене трон для царя и кресло для посла, плакат с надписью «Королевство геометрических фигур», модели фигур на сцене и занавесях, демонстрационная доска.

Действующие лица: Царь, Федот, Посол, Медиана, Биссектриса, Высота, Прямой угол, мальчик, читающий рассказ про квадрат и треугольник.

Царь.

К нам на утренний рассол

Прибыл аглицкий посол,

А у нас из интереса,

Словно в думе разносол.

Снаряжайся, братец, в путь

И чудес нам раздобудь,

Трех сестер из-за границы

Нам доставить не забудь:

Медиану, высоту,

Биссектрису-красоту.

Если ты мне их доставишь,

Пред наградами предстанешь!

Не смогешь - кого винить?

Я велю тебя казнить.

Государственное дело!

Ты улавливаешь нить?

Федот.

Нешто я да не пойму,

При моем-то при уму,

Чай, не лаптем щи хлебаю,

Сображаю, что к чему.

Получается, в стране

Вся политика на мне.

Не добуду трех царевен -

Беспременно быть войне.

Чтобы аглицкий посол

Да со скуки не был зол,

Головы не пожалею,

Обеспечу разносол.

(Гаснет свет, играет музыка)

Действие первое

Участвуют Медиана, Биссектриса, Высота.

(В зал с разных сторон входят две девочки в костюмах, украшенных треугольниками. У одной на треугольниках расположены медианы, а у другой - биссектрисы: встречаясь, они приветствуют друг друга,)

Медиана.

Слушай, Биссектриса, давай познакомимся. Расскажи мне о себе, а я тебе расскажу о себе. А то люди на нас такое наговаривают, что и сказать страшно.

Биссектриса.

Хорошо, добрая Медиана. Я тоже это знаю. Словно ты прочитала мои мысли. Ну, слушай... Без меня жизни нет. Ну, как грома без молнии, как прямой без углов, как угла без лучей. Только назовешь себя, а тебе тут же вопрос: где же твой угол?

Медиана.

Прости, моя геометрическая фигура, но ведь и стороны угла тоже лучи. Чем же ты от них отличаешься?

Биссектриса.

У меня есть сходство с ними потому, что я тоже луч. И исхожу я из той же точки, что и они. Эту точку называют вершиной угла, но отличаюсь от них тем, что прохожу между сторонами угла. Понимаешь, между!

Медиана.

Извини, что перебиваю, но между сторонами угла ты не одна проходишь.

Биссектриса.

Да что ты, конечно, нет. А вот угол пополам делю я одна. Больше никто из лучей не делит угол пополам.

Медиана.

А что это значит, ты проходишь между сторонами угла?

Биссектриса.

А это значит, что я пересекаю отрезок с концами на сторонах угла.

Медиана.

Теперь я вижу, что фигура ты значительная. Ты и луч, ты и исходишь из вершины угла, да еще проходишь между его сторонами и делишь свой угол пополам. Ты обладаешь важными свойствами, тебя нельзя не уважать. Но всякая ли твоя точка равноудалена от сторон этого угла?

Биссектриса.

Что верно, то верно. Только существуют ли точки, мне не принадлежащие, а все-таки равноудаленные от сторон моего угла? А где они находятся, пусть ребята найдут, прочитав обо мне в книге.

Медиана.

Ты сказала, Биссектриса, что угол - фигура, не ограниченная, и ты тоже. Я правильно тебя поняла?

Биссектриса.

Ну конечно, правильно.

Медиана.

Тогда почему в учебниках утверждается: диагонали ромба являются биссектрисами его углов? Ведь диагонали - это отрезки! Выходит, что и отрезок может быть биссектрисой угла?

Биссектриса.

Ни в коем случае! На самом деле диагонали не являются биссектрисами углов ромба, они только лежат на биссектрисах углов ромба, составляют их часть. Но говорить «Диагонали ромба являются частями биссектрис его углов» длиннее, чем «Диагонали ромба являются биссектрисами его углов». В общем, в этом случае говорят одно, а подразумевают совсем другое. Считается, что краткости ради такая вольность допустима. Вот и все.

(Входит Высота. Она незаметно подходит к собеседницам, затем приветствует их. Они отвечают тем же. На костюме у девочки на треугольниках изображены высоты.)

Высота.

А я слыхала, Биссектриса, что если вас трое в треугольнике, то вы пересекаетесь в одной точке. Правда ли это?

Биссектриса.

Правда-правда. Биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, которая является центром вписанной в треугольник окружности. А теперь ты, Медиана, расскажи о себе.

Медиана.

Прежде всего, как вы уже знаете, я - отрезок, только не любой... А такой, один конец, которого совпадает с вершиной треугольника, а другой является серединой противолежащей стороны. Я долго думала, почему это люди обратили на меня внимание, что это я за важная птица, чтобы мне имя дать, да такое симпатичное! Медиана. Мало ли отрезков с концами в вершине треугольника, да на противолежащей стороне? А вот выделили меня, вместе с биссектрисой и высотой треугольника. Ну, их, конечно, удостоили специальных званий по заслугам: одну - за равенство углов, другую - за прямой угол. А меня, что же, выходит, за середину стороны? Может, и так. Но, думаю, не только за это.

Высота.

А за что же еще? Расскажи. Биссектриса. Да, расскажи!

Медиана.

Дело в том, что сейчас я на время перейду из геометрии в физику. Вы ведь кое-что знаете о физике?

Биссектриса и Высота (вместе).

Да, конечно, кое-что знаем.

Медиана.

Ну, тогда слушайте. Сидим мы как-то вечерком. Мы - это три медианы одного треугольника. Вдруг слышим чей-то бас:

- Уважаемые мои медианы, позвольте с вами познакомиться. Я тесно связан с вами тремя.

Испугались мы и спрашиваем:

- Кто ты такой? Как тебя зовут? А он:

-Я являюсь точкой вашего пересечения, но этого мало, я - центр тяжести вашего

треугольника.

- Мы из геометрии, а ты из физики. Что между нами общего? Объясни. И вот что он нам поведал. Представьте себе, что из куска картона или бумаги вырезали треугольник. Провели в нем медианы. Затем в произвольной точке проткнули эту модель треугольника иглой, горизонтально расположенной. Причем так, чтобы треугольник мог вращаться вокруг иглы. Как бы ни поворачивался треугольник вокруг оси-иголки, он будет каждый раз занимать одно и то же положение. Сколько бы точек в треугольнике ни выбрали, результат получится тот же самый. Большая часть массы треугольника окажется ниже оси. Но только до тех пор, пока ось не попадает в точку пересечения медиан треугольника.

Биссектриса.

И что же тогда произойдет?

Высота.

И что-то будет не так?

Медиана.

Вот именно не так. Теперь-то, как треугольник вокруг оси не поворачивай, в какое положение его ни приведешь, в таком он и останется! Чудо просто.

(Демонстрирует этот эксперимент.)

Биссектриса.

Да, точка пересечения медиан треугольника обладает поистине удивительным свойством. Для физиков, механиков, инженеров это просто находка. За одно это можно было дать тебе имя, дорогая Медиана.

Высота.

Я читала в учебнике геометрии, что три медианы треугольника пересекаются в одной точке в отношении 2:1, считая от вершины. Но что точка вашего пересечения - центр тяжести треугольника - об этом я ничего не знала.

Медиана.

И вот ведь еще удивительно: если картонную модель треугольника свободно подвесить за вершину, то вертикаль, проходящая через указанную вершину, будет... Я вижу в ваших глазах любопытство! Конечно. Эта вертикаль будет содержать меня! Я окажусь непременно на вертикали! Каково? Вы удивлены?

О, мы, все три медианы, были поражены этой новостью не меньше. Вот уж поистине: сколько ни живи, а все узнаешь о себе что-нибудь новое. Правда, я не существую без треугольника, как и ты без угла. Чуть что, у меня спрашивают: где же твой треугольник? Но мне с треугольником интересно: Хотя бы потому, что я - его центр тяжести.

Высота.

А теперь прошу послушать и меня тоже. Я расскажу совсем немного. Я - высота треугольника. Что такое высота? Это перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на прямую, содержащую противолежащую сторону. Поскольку перпендикуляр является отрезком, то и высота треугольника - отрезок. В этом отношении я схожа с тобой, Медиана, и с биссектрисой треугольника. Все мы отрезки и этим отличаемся от биссектрисы угла. Но имеются так называемые серединные перпендикуляры к сторонам треугольника. А вот они являются прямыми, перпенди­кулярными к сторонам треугольника. Известно, что серединные перпендикуляры пересекаются в одной точке, она является центром окружности, описанной вокруг треугольника. С помощью сере­динных перпендикуляров мы, высоты треугольника, установили, что тоже пересекаемся в одной точке. Ее называют ортоцентром треугольника.

Биссектриса и Высота.

До свидания, прекрасная Медиана! Ждем новых встреч.

Медиана (в зрительный зал).

Заметим, Высота по скромности не рассказала о том, как она важна при нахождении площади треугольника. Кроме того, о ней вспоминают, как только начинается разговор о равновеликих треугольниках, особенно, если у них есть еще и общая сторона.

(Медиана уходит. Гаснет свет на сцене, играет музыка. Участники уходят со сцены.)

Действие второе

(На сцене Царь со своей свитой.)

Федот (возвращается и говорит Царю).

Из-за тридевять земель

Трех сестер привез тебе.

Твой приказ исполнил точно,

Только это не забудь.

Посмотри-ка ты скорей,

Будет и посол добрей.

(Приглашает на сцену трех девочек. Они - Биссектриса, Медиана, Высота треугольника - представляются Царю.)

Биссектриса.

Биссектриса - это я.

Над углом я голова,

Из вершины выхожу,

Пополам его делю. Медиана.

Медиана не меньше важна,

Тоже иду из вершины угла.

Но делю я не угол на два,

А сторону ту, что напротив угла.

Сторону я пополам разделю -

Два треугольника вам подарю.

(Дарит эти треугольники Царю.)

Высота.

Я, Высота, третья сестра.

Тоже иду из вершины угла,

Ни угол, ни сторону я не делю,

А кратчайшим путем к основанию иду.

Биссектриса, Медиана, Высота (вместе).

Коль равнобедренный треугольник

И из вершины одной мы идем,

Трое сливаемся в линию общую.

Вместе мы к основанию придем.

(Звучит музыка и они танцуют современный ритмический танец. Девочки уходят.)

Царь.

Что-то мало ты привез.

Ты б еще чего принес.

Ну, привез бы хоть углы...

Только глупый не поймет,

Что посол смешного ждет.

Глянь, посол-то злится, злится,

Он ведь может застрелиться.

Ведь со скуки-то любой

Заболеет головой ...

(Усиленно придумывает, что бы еще поручить Федоту. Обрадовавшись своей задумке, ласково обращается к Федоту).

Ты, давай-ка, трех углов

Мне достань из закромов.

Коль и это ты смогешь,

С головой отсель уйдешь! Федот.

Что их искать, они ж за вами

Без головы с двумя ногами! Угол.

Ошиблись вы немного,

От ваших слов меня бросает в жар.

Мне служит головой вершина,

А то, что вы считаете ногами,

Все называют сторонами.

Увеличить стороны мои, когда угодно

Вы можете совсем свободно.

Царь.

Постой, дружок,

Ты выступаешь смело,

Но ведь совсем не в этом дело.

Скажи мне: кто ты сам?

Угол.

Но чем смущает вас мой вид?

Ведь я часть плоскости. Царь.

И этого мне мало.

Ты отвечаешь как попало. Угол.

Когда встречаются прямые,

Всегда мы будем между ними.

Царь.

Кто же вы? (Насмешливо.)

Сейчас, видать, без головы.

Но свойства же твои какие?

Угол.

Мы - разные углы.

Я, например, прямой.

Бывают острые углы, тупые.

Царь.

А сколько градусов в тебе?

Угол.

Как будто б девяносто!

Царь.

А если стороны мы будем продолжать?

Угол.

Тогда я буду возрастать.

(Действующие лица смеются).

Царь.

Вот видишь, милый, стало всем смешно.

Ты плохо знаешь сам себя.

Угол.

Ошибся я.

Царь.

Вот то-то и оно!

Ну, поправляй ошибку.

От градусов зависишь ты, таков закон,

Что ни при чем длина твоих сторон,

Продолжи их хоть до конца Вселенной,

Раствор твой будет неизменный.

Ну что сказать мне напоследок?

Беру углы.

Пусть развлекают деток!

(Царь обращается к Федоту).

Царь.

Отпустить тебя бы рад.

Не велит посол мне брат.

Слышал он, что за морями

Сказочник живет бывалый.

Приведешь его для нас,

Пусть расскажет свой рассказ!

(Играет музыка, гаснет свет и участники сцены уходят).

Действие третье (Возвращается Федот к Царю).


Царь.

Я послушать буду рад

Про треугольник и квадрат.

(Федот приводит мальчика-рассказчика.)

Интереснейший рассказ

Вы услышите сейчас.

(Звучит стихотворение Е. Наина «Квадрат и треугольник»),

Жили-были два брата:

Треугольник с Квадратом.

Старший - квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший - треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри,

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!».

Но Квадрат ответил: «Брат!

Я же старше, я - квадрат».

И сказал еще нежней:

«Неизвестно, кто нужней!».

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы.

Младший лезет воровато,

Срезать старшему углы. Уходя, сказал:

«Приятных я тебе желаю снов!

Спать ложился - был квадратным.

А проснешься без углов!».

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он - нет Квадрата.

Онемел... стоял без слов...

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Царь.

Всем послам из-за границы

Будет, что мне показать.

А ребятам, кто нас слушал

На уроках рассказать.

Есть ли что-нибудь еще?

(Федот выводит на сцену четырех мальчиков). Царь.

Да, Федюша, - высший класс!

Вот порадовал ты нас!

Показал бы еще танец,

Он сейчас бы в самый раз.

(Мальчики танцуют танец «Четырехугольник». Под ритмическую музыку они рисуют различные виды четырехугольников).

Царь.

Да, Федот, ты молодец.

Но не сейчас еще конец.

Покажи-ка нам ты диво.

Сделай ты фигур красивых:

Вот там рыбку,

Вот там кошку.

Подивимся мы немножко.

(Федот уходит выполнять задание. Все участники спектакля выходят на сцену. На сцене Федот изображает с помощью геометрических фигур рыбку и кошку (на магнитную доску прикрепляются фигуры, которые вырезаны из бумаги заранее). Проходя мимо участников спектакля, Федот показывает им, что изобразил на доске. Участники начинают хлопать ему в ладоши и приговаривать: «Свободу Федоту!». Дойдя до царя, Федот показывает изображение ему, а затем залу).

Федот.

Что велел - исполнил я,

Отпусти теперь меня!

(Фигуры - участники спектакля - вновь начинают скандировать: «Свободу Федоту!» Царь встает со своего трона).

Царь.

Да, Федот, доволен я.

Знаю я, что у меня,

В моем царстве-государстве,

Верный есть теперь слуга.

Я б тебя не отпустил,

Да народ ты весь смутил.

Зря ты, Федя! Для меня

Мой народ - моя родня.

А теперь ты за работу

Получи себе свободу.

(Говорит народу, покачивая головой.)

Ну и умный вы народ,

Ажио оторопь берет!

(Звучит музыка. Артисты на сцене хлопают в ладоши.)

Комментарий учителя. Подведение итогов вечера.


© 2010-2022