- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс Практикум по решению планиметрических задач (10-11 классы)
Элективный курс Практикум по решению планиметрических задач (10-11 классы)
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гундер Т.И. |
Дата | 23.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Программа элективного курса по математике
«Практикум по решению планиметрических задач»
Структура программы
Программа является обучающей и содержит:
-
пояснительную записку
-
цели курса
-
задачи курса
-
планируемый результат
-
методические рекомендации
-
тематическое планирование и содержание курса
-
литературу.
Пояснительная записка
Элективный курс «Практикум по решению планиметрических задач» разработан в рамках реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и соответствует Государственному стандарту среднего образования по математике. При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов.
На протяжении веков геометрия служила источником развития не только математики, но и других наук. Законы математического мышления формировались с помощью геометрии. Многие геометрические задачи содействовали появлению новых научных направлений, и наоборот, решение многих научных проблем было получено с использованием геометрических методов. Современная наука и ее приложения немыслимы без геометрии и ее новейших разделов: топологии, дифференциальной геометрии, теории графов, компьютерной геометрии и др. Огромна роль геометрии в математическом образовании учащихся. Известен вклад, который она вносит в развитие логического мышления и пространственного воображения учеников. Курс геометрии обладает также чрезвычайно важным нравственным моментом, поскольку именно геометрия даст представление о строго установленной истине, воспитывает потребность доказывать то, что утверждается в качестве истины. Таким образом, геометрическое образование является важнейшим элементом общей культуры.
Научиться решать задачи по геометрии значительно сложнее, чем по алгебре. Это связано с обилием различных типов геометрических задач и с многообразием приемов и методов их решения.
Основная трудность при решении этих задач обычно возникает по следующим причинам:
-
планиметрический материал либо был плохо усвоен в основной школе, либо плохо сохранился в памяти;
-
для решения задачи нужно знать некоторые методы и приемы решения, которые либо не рассматриваются при изучении планиметрии, либо не отрабатываются;
-
в «нетипичных» задачах, в которых представлены не самые знакомые конфигурации, надо уметь применять известные факты и решать базисные задачи, которые входят как составной элемент во многие задачи.
По данным статистической обработки результатов ЕГЭ, а также вступительных экзаменов в различные вузы планиметрические задачи вызывают трудности не только у слабых, но и у более подготовленных учащихся. Как правило, это задачи, при решении которых нужно применить небольшое число геометрических фактов из школьного курса в измененной ситуации, а вычисления не содержат длинных выкладок. Решая такую задачу, ученик должен в первую очередь проанализировать предложенную в задаче конфигурацию и увидеть те свойства, которые необходимы при решении.
Выходом из создавшегося положения может служить рассмотрение в рамках соответствующего элективного курса некоторых вопросов, которые достаточно часто встречаются в заданиях на экзаменах и которые вызывают затруднения. Предлагаемый курс «Практикум по решению планиметрических задач» предназначен для учащихся 10 - 11 классов. Количество учебных часов - 17.
Основное содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса геометрии, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс даст учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения планиметрических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Поможет учащимся в подготовке к выпускным и вступительным экзаменам по геометрии, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
Цели курса:
-
обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам планиметрии;
-
познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения планиметрических задач;
-
сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
Задачи курса:
-
дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;
-
расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач;
-
помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
-
развить интерес и положительную мотивацию изучения геометрии.
Планируемый результат
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
-
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
-
уметь изображать на рисунках и чертежах геометрические фигуры, задаваемые условиями задач,
-
проводить полное обоснование при решении задач.
-
уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение;
-
применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач;
-
применять свойства геометрических преобразований к решению задач,
-
применять основные методы решения геометрических задач, поэтапного решения и составления уравнений.
Методические рекомендации
Структура курса представляет собой пять логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся различной степени подготовки. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть дома самостоятельно. Изучение данного курса заканчивается проведением либо итоговой контрольной работы, либо теста.
Учебно-тематический план
п/п
Наименование тем курса
Всего часов
В том числе
Форма контроля
лекция
лекция
практика
1
Треугольники
3
1
2
Проверка самостоятельно решенных задач.
Самоконтроль, взаимоконтроль.
Консультации учителя.
2
Четырехугольники
3
1
2
3
Окружность
2
1
1
4
Окружности и треугольники
3
1
2
5
Окружности
и четырехугольники
3
1
2
Решение задач по всему курсу
2
2
Итоговый контроль
1
К. р.
Содержание курса
Тема 1. Треугольники (3 часа). Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Свойства проекций катетов. Метрические соотношения в произвольном треугольнике. (Свойства медиан, биссектрис, высот.) Теоремы о площадях треугольника
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; взаимоконтроль.
Тема 2. Четырехугольники (3 часа). Метрические соотношения в четырехугольниках. Свойство произвольного четырехугольника, связанное с параллелограммом. Теоремы о площадях четырехугольников. Свойство биссектрисы параллелограмма и трапеции. Свойства трапеции.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверка задач для самостоятельного решения, самоконтроль.
Тема 3. Окружности (2 часа). Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. Свойства дуг и хорд. Свойства вписанных углов. Углы между хордами, касательными и секущими.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения; взаимоконтроль
Тема 4. Окружности и треугольники (3 часа). Окружности, вписанные и описанные около треугольников. Окружности, вписанные и описанные около прямоугольных треугольников.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Форма контроля: проверка задач для самостоятельного решения.
Тема 5. Окружности и четырехугольники (3 часа). Четырехугольники, вписанные и описанные около окружности. Площади четырехугольников, вписанных и описанных около окружностей. Теорема Птолемея.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач для самостоятельного решения.
Решение задач по всему курсу (2 часа).
Итоговый контроль (1 час).
Литература
-
Александров А.Д.Геометрия для 10-11 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. -М.: Просвещение, 2000 г.
-
Прасолов В.В. Задачи по планиметрии. - М: МЦНМ.
-
Шклярский Д.О. Избранные задачи и теоремы элементарной математики. Геометрия (планиметрия). -М.: Физматлит, 2000.
-
Сканави М.И. Полный сборник решений задач для поступающих в вузы. Группа повышенной сложности. - М: Альянс-В,1999.
-
Шабунин М.И. Пособие по математике для поступающих в вузы- М.: Лаборатория Базовых Знаний,2000.
-
Яковлев Г.Н. Пособие по математике для поступающих в вузы. -М.: Физматлит,2001.
-
Паповекий В.М. Углублённое изучение геометрии в 10-11 классах. - М.: Просвещение, 1993 г.
-
Ткачук В.В. Математика абитуриенту. - Издательство МЦНМО, 2006 г.
-
Лысенко Ф.Ф. Вступительные испытания ЕГЭ-2008, - издательство Легион, 2007 г.
-
Шлыков В.В. Конкурсные задачи по планиметрии. - Минск 1992 г.