- Преподавателю
- Математика
- Программа элективного курса по алгебре и началам анализа «Уравнения и неравенства»
Программа элективного курса по алгебре и началам анализа «Уравнения и неравенства»
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Федченко С.Н. |
Дата | 09.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
Куйбышевская средняя общеобразовательная школа
Программа
элективного курса
по алгебре и началам анализа
«Уравнения и неравенства»
(10 класс)
Автор:
Федченко С.Н.
учитель математики
Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Элективный курс построен с опорой на знания и умения, получаемые учащимися при изучении математики в средней школе.
Специфика данного курса заключается в том, что он предназначен в первую очередь для учащихся, желающих расширить, углубить, систематизировать, обобщить свои математические знания, изучить единые методы и приемы решения разнообразных по математике уравнений и неравенств. В программу включены вопросы, частично выходящие за рамки ныне действующих программ по математике и нестандартные методы, которые позволяют более эффективно решать разные задачи.
Наряду с основой задачей обучения математике -обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений - данный элективный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие математических способностей, повышение уровня математической культуры учащихся, создает базу для успешного обучения в ВУЗах, ориентацию на профессию, существенным образом, связанную с математикой.
Программа элективного курса предполагает изучение теории и отработку практических навыков по рассматриваемым вопросам. Курс рассчитан на 17 часов.
Программа усовершенствована, усложнена, качественно превосходит обычный курс обучения, способствует развитию абстрактного мышления, расширяет область познания учащегося. Вместе с тем она сохраняет преемственность с действующими программами, являясь их логическим продолжением.
Цели элективного курса:
-
углубление курса алгебры и начал анализа 10-11 класс;
-
развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения ими заданий;
-
изучение современных нестандартных методов решения в соответствии с программой для поступающих в ВУЗы и требованиями, предъявляемыми к выпускникам на Едином Государственном Экзамене;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
-
формирование навыка ведения научной политики;
-
формирование умения каждого учащегося, как представителя группы, формулировать коллективное мнение о правильном решении посредством обсуждения;
-
мотивация занятий алгеброй и началом анализа на более высоком уровне, соответствующем уровню возможностей обучающихся;
-
развитие умения вести индивидуальную дискуссию, самостоятельный поиск решения, конструировать обобщенный способ решения;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения естественно-научных дисциплин, для получения образования в областях, требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математической культуры личности, знакомство с историей развития математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса;
-
способствовать формированию у учащегося объективного мнения об уровне своей математической подготовки.
Задачи элективного курса:
-
повышение математической подготовки учащихся, овладение знаниями и умениями в объеме, необходимом для успешной сдачи экзаменов и продолжения математического образования;
-
систематизация нестандартных методов при решение уравнений и неравенств, содержащих показательные и логарифмические функции;
-
решение комплексных задач.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема занятия
(содержание курса)
количество
часов
форма занятия
форма
контроля
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Решение алгебраических уравнений
1.1.Метод разложения на множители;
1.2.Уравнения вида
(ax+b) 4+(ax-b) 4=c
(ax+b) 4+(ax+d) 4=c
1.3.Уравнения вида
(a0x+a)(a0x+b)(a0x+c)(a0x+d)=A
(a0x+a)(a0x+b)(a0x+c)(a0x+d)=Ax2
1.4.Возвратные уравнения
Целочисленные задачи на составление неравенств
Иррациональные уравнения
3.1.Уравнения вида
3.2.Уравнения вида
Решение уравнений и неравенств, сводящиеся к квадратным.
Тригонометрические уравнения
Задачи с параметрами
Моделирование заданий
Зачет, защита реферата
4
2
3
1
2
3
1
1
презентация курса
,практическая работа.
Семинар
практическая работа
практическая работа
практическая работа
семинар
творческая работа
текущий контроль
самооценка
учащихся
тест
текущий контроль
тест
собеседование с уч-ся
Результаты обучения
(ожидаемый конечный результат)
В результате обучения данного элективного курса учащиеся должны уметь решать различные уравнения и неравенства, используемые стандартные и нестандартные методы и приемы;
-
усвоить алгоритм решения уравнений и неравенств;
-
уметь использовать свойства функции для решения нестандартных уравнений и неравенств;
-
иметь четкое представление о темах единого государственного экзамена, об основных методах их решений;
-
приобрести опыт в построении графиков функций, заданных на координатной плоскости уравнениями и неравенствами;
-
решать уравнения и неравенства с параметрами, содержащими тригонометрические, показательную и логарифмическую функции.
При прохождении курса учащиеся имеют возможность овладеть различными методами и приемами решения уравнений и неравенств, при этом не только систематизировать и обобщать теоретические сведения, а самостоятельно заниматься поиском решения некоторых проблем и в связи с этим составлять ряд задач и упражнений по данным темам. Выбор сложного материала помогает школьникам проявить себя в исследовательской деятельности.
Положительной стороной курса является возможность дальнейшего применения учащимися изученного материала при сдаче ЕГЭ, поступлении в ВУЗы.
Отрицательной стороной является то, что не каждый учащийся в состоянии овладеть всеми приемами данного курса, даже имея на то желание, ввиду трудности большинства решаемых задач.
Оценка усвоения материала данного курса проводится по окончанию изучения и осуществляется двумя способами:
-
зачетная система на альтернативной основе (зачет, незачет);
-
защита творческих работ.
Данная программа обеспечена различными средствами обучения:
-
учебными (учебники «Алгебра», авторы Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и другие; К.С. Муравин, В.К.Мордкович и литературой, указанной в разделе «Литература»);
-
наглядными (презентации учителя и учащихся)
-
авторскими.
Тематика творческих, реферативных,
научно-исследовательских, проектных работ учащихся
-
История уравнений и неравенств.
-
Уравнения и неравенства в природе и технике.
-
Уравнения и неравенства смешанного типа, содержащие тригонометрические функции (по материалам ЕГЭ, части B,C).
-
Нестандартные уравнения и неравенства, содержащие логарифмическую, показательную тригонометрическую функции.
-
Тригонометрические уравнения и неравенства с параметром.
-
Логарифмические уравнения и неравенства с параметром.
-
Показательные уравнения и неравенства с параметром.
Литература
-
И. А. Кушнир «Неравенства и уравнения» - Киев 1996 г.
-
И. А. Кушнир «Шедевры школьной математики» - Киев 1996 г
-
Ю. И. Кириченко «Репетитор по математике»- Ростов-на-Дону, Феникс 1997 г.
-
В.Л. Натяганов, Л. М. Лужина «Методы решения задач с параметрами»- издательство МГУ,2003 г.
-
Е. Д. Куланин, С. Н. Редин «5000 конкурсных задач по математике» - Москва, 1999 г.
-
В. Г. Махров, В. Н. Махрова «Новый репетитор по математике» - Ростов-нА-Дону, феникс, 2004 г.
-
А. М. Титаренко «Форсированный курс подготовки по экзамену по математике» - Москва, 2005 г.
-
П. И. Горнштейн, А. Г. Мерзляк и др. «Подводные рифы конкурсного экзамена по математике» Киев, 1994 г.
-
А. П. Горячев, С. А. Гришин и др. «Сборник конкурсной и олимпиадных задач по математике» Москва, 2001 г.
-
В.В. Ткачук «Математика абитуриенту» Москва, 1994 г.
-
В. В. Молчанов, В. В. Сильвестров «Уравнения и неравенства с параметрами» Издательство Чувашского университета, 2000 г.
Приложение.
Разработки всех занятий
(Теоретический и практический материал,который может использовать учитель при ведении данного курса, представлен в печатном виде)