Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕВЕРО - КАВКАЗСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



План-конспект урока по теме:

«Решение квадратных уравнений

графическим способом»


Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом




Преподаватель математики

ГАПОУ «СКАТК»

Дзигасова Роза Романовна







«Математика - это язык, на котором

говорят все точные науки»

Н. И. Лобачевский.









г.Ардон 2015год.

«Математика - это язык, на котором

говорят все точные науки»

Н. И. Лобачевский.

Математика

1 курс (урок №6 повторения за курс 9-ти летней школы Источники:

А. Г. Мордкович Алгебра. 8 класс. М: 2010, 129 c.)

Дзигасова Роза Романовна ГАПОУ «СКАТК»

Тема: «Решение квадратных уравнений графическим способом»

Цель урока: Способствовать формированию умения решать квадратные уравнения графическим способом.

Задачи урока:

  1. Образовательные: обобщить ранее изученные графические способы решения квадратных уравнений, виды графиков и свойства функций у = 1/х, у = х2, закрепить навыки построения графиков функций.

  2. Развивающие: развивать навыки творческой, познавательной, мыслительной деятельности,

логическое мышление, вырабатывать умение анализировать и сравнивать, делать выводы.

3.Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.

Оборудование: проектор, компьютер, переносная доска с графиком у=х2.

Тип урока: обобщающий урок, урок закрепление знаний.

Вид урока: урок - практикум.

Методы урока: словесные, наглядные, практические.

Организационные формы общения: индивидуальная, коллективная.

Структура урока:

1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

2. Актуализация опорных знаний - устная работа, с помощью которой ведётся повторение основных фактов, свойств на основе систематизации знаний.

3. Обобщение материала - рассматриваются графические способы решения квадратных уравнений.

4. Закрепление материала.

5. Практическая работа.

6. Обогащение знаний - знакомство с траекториями движения космических аппаратов

7. Подведение итогов урока.

8. Творческое домашнее задание.

9. Рефлексия.

Ход урока.

I. Мотивационная беседа.

Преподаватель: Как вы думаете, зачем надо изучать математику?

Ответ на этот вопрос вы найдёте, если узнаете, что означает в переводе с греческого слово «математика». «Математика» - знание, наука. Именно поэтому, если человек был умен в математике, то это всегда означало высшую ступень учености. А умение правильно видеть и слышать - первый шаг к мудрости. Вот поэтому мне, сегодня очень хочется, чтобы вы стали, немного мудрее и расширили свои знания по математике.

Итак, запишите в тетрадь число и тему урока. Цель урока - обобщить графические способы решения квадратных уравнений, закрепить этот способ решения практической работой с использованием готового графика функции.

У вас находятся одинаковые трафареты, состоящие из 10 комбинаций, которые обозначены римскими цифрами.

I II III IV V






VI VII VIII





IX X





В каждую клетку нужно вписать букву или знак препинания. Тогда сложится фраза. Но на трафарете нет места для самого первого слова зашифрованной фразы. Это слово мы получим, решив практическую работу. У нас получится крылатое изречение- высказывание «Эпиграф к уроку». Следует вам ответить на соответствующие тестовые задания I -X и вписать в трафарет знак или букву, которой обозначен верный ответ.

Тестовые задания.

II. Актуализация опорных знаний.

1. График функции у = х2, называется …

?) синусоидой; :) гиперболой; -параболой.

I

-

2. Составьте слово, назвав подряд буквы, соответствующие правильному ответу. Является ли функция у = х2 возрастающей на отрезке [a; в], если:

е) а = - 3; в = 3;

э) а = 1; в = 4;

д) а = - 2; в = - 1;

т) а = 0; в = 0,5;

о) а = 9; в = 10;

б) а = - 9; в = 10;

II

э

т

о

3. Назовите буквы, соответствующие точкам, принадлежащим графику функции у = х2 :

Я(3; 9), Ж(5; 5), С(-100; -100), Н(-2; 4), З (-1; 1),

Ы(0; 0), В(-7; 7), А(2; 8), К(2; 4).

III

Я

з

ы

к

4. Графиком функции Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом является …

-) прямая;) отрезок; ,) гипербола; :) ветвь параболы.

IV

,

5. Назовите буквы, которые соответствуют правильному ответу.

а) Какие из данных уравнений являются квадратными?

в) 5х + 1 = 0. к) х3 - 2х2 + 1 = 0. н) 5 - 8х = 0.

н) 2х2 - 9х + 5 = 0. з) 2х ─ Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом = 0. а) х2 + 3х + 2 = 0.

V

н

а

6. Какие из данных квадратных уравнений являются приведенными?

к) х2 - 9х + 5 = 0. О1) х2 - 4х2 + 3 = 0. т) х2 + 5х + 2 = 0.

л) 3х2 - 4х - 7 = 0. О2) х2 - 2х - 5 = 0. к)3 х2 + 6х + 8 = 0.

р) х2 - 14х + 49 = 0. О3) х2 - 10х + 25 = 0. м) х2 + 11х - 12 = 0.

VI


к

о

т

о

р

о

м

III. Обобщение материала.
Презентация на тему «Графическое решение квадратных уравнений» является прекрасным наглядным пособием

Первый способ.

Строят график функцииy=ax2+bx+c и находят точки его пересечения с осью x.

Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способомУрок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом



Второй способ.

Преобразуют уравнение к виду ax2=−bx−c, строят параболу y=ax2 и прямую y=−bx−c, находят точки их пересечения (корнями уравнения служат абсциссы точек пересечения, если, разумеется, таковые имеются).

Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способомУрок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом


Третий способ.

Преобразуют уравнение к виду ax2+c=−bx, строят параболу y=ax2+c и прямую y=−bx (она проходит через начало координат); находят точки их пересечения.

Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способомУрок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом



Четвёртый способ.

Применяя метод выделения полного квадрата, преобразуют уравнение к виду a(x+l)2+m=0 и далее a(x+l)2=−m.

Строят параболу y=a(x+l)2 и прямую y=−m, параллельную оси x; находят точки пересечения параболы и прямой.

Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом
Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом

Пятый способ.

Преобразуют уравнение к виду ax2x+bxx+cx=0, т.е. ax+b+cx=0 далее cx=−ax−b.

Строят гиперболу y=cx (это гипербола при условии, что c≠0) и прямую y=−ax−b; находят точки их пересечения.

Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способомУрок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом

Заметим, что первые четыре способа применимы к любым уравнениям вида ax2+bx+c=0, а пятый - только к тем, у которых c≠0. На практике можно выбирать тот способ, который тебе кажется наиболее приспособленным к данному уравнению или который тебе больше нравится (или более понятен).

Итак, графические способы решения квадратного уравнения красивы и приятны, но не дают стопроцентной гарантии решения любого квадратного уравнения. Учтём это в дальнейшем. Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом




Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом
Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом


На практике можно выбирать тот способ, который тебе кажется наиболее приспособленным к данному уравнению или который тебе больше нравится (или более понятен).

Пример.

Решим уравнение х2 + 2х - 3 = 0.

Какое это уравнение?

Как это уравнение можно решить?

Ответ: С помощью формул, с помощью теоремы Виета.

Можно его решить устно?

Ответ: Можно, по теореме Виета.

Какие же корни?

Ответ: -3 и 1.

Решим уравнение, используя графический способ решения. Например, второй способ.

Представим данное уравнение в следующем виде:

х2 = ─ 2х + 3.

Чтобы решить данное уравнение, нужно найти такое значение х, при котором левая часть уравнения была бы равна правой. Введем две функции f(x), равной левой части уравнения и g(x), равной правой части уравнения. Теперь нужно найти такое значение х, при котором f(x)=g(x), т. е. общую точку, принадлежащую графику функции f(x) и графику функции g(x). Эта точка будет являться точкой пересечения графиков функций f(x)=х2 и g(x)=-2х+3. Абсцисса точки пересечения будет являться решением исходного уравнения.

В координатной плоскости построим графики функций f(x) = х2 и

g(x) = ─2х + 3.

Для этого составим таблицы их значений.

f(x) = х2 ─ парабола

х

0

+1

+2

+3

у

0

1

4

9

[-3; 3]

g(x) = ─2х + 3 ─ прямая

х

-3

1

у

9

1


В

АУрок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом
х = -3, х = 1.

А(-3;9) и В(1;1)-точки пересечения. Абсциссы этих точек равны -3 и 1.

Значит х = -3 и х = 1 - решение уравнения х2 + 2х - 3 =0

Ответ:

слушают) х = ─ 1 и х = 3

говорят) х = ─ 3 и х = 1

сидят) х = ─ 5 и х = 0

VII


г

о

в

о

р

я

т

IV. Закрепление обобщенного материала.

1). Решить уравнение х2 - х - 2 = 0. x Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом[-5; 5] с шагом 0,5

у1 = х2 у2 = х + 2

Ответ:

девушки) х = - 2 и х = 1

юноши) х = 3 и х = 1

все) х = 2 и х = - 1.

VIII

в

с

е

2). Решить самостоятельно.

  • х2 - 2х - 8 = 0 x Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом [-5; 5] с шагом 0,5

а) один ученик решает графически;

б) другой ученик решает аналитически с помощью теоремы Виета.

в) все остальные решают в тетрадях.

Ответ :

широкого) х = 5 и х = 1;

русского) х = 4 и х = - 2;

красного) х = 3 и х = - 1.

IX

т

о

ч

н

ы

е

Самостоятельно решаем уравнение 2х2 + х - 3 = 0 x Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом[-4; 4].

Ответ:

науки) х = 1 и х = -1,5;

предметы) х = 3 и х = - 2;

дисциплины) х = -1 и х = 2.

X

н

а

у

к

и

Физминутка.

Отвели свой взгляд направо,

Отвели свой взгляд налево,

Оглядели потолок,

Посмотрели все вперёд.

Раз - согнуться - разогнуться,

Два ─ согнуться - потянутся,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Пять и шесть тихо сесть.


V. Практическая работа - получи слово.

На трафарете нет самого первого слова зашифрованной фразы. Это слово мы получим, решив практическую работу. С помощью графика некоторой функций и поставленных тестовых вопросов (ответ заменяем буквой, которые надо вставлять в клетки) получим слово.

Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом

1)1,5 - График какой функции на рисунке?

А- линейной М - квадратной

2) 2, 6, 10 - График функции пересекает ось у в точке

А (0;4) В(4;0) С(0;2)

3) 3, 7 - Вершина параболы

А(0;0) Т(0;2,5) В(2;3)

4) 4 - Сколько корней имеет уравнение при у=0

Е -1 А- 2 в -нет корней

5) 8 - При х=4 у=?

А -4 С - 3 И - 1

6) 9 - Назовите корни уравнения при у=4

А - 1 и 3 К - 0 и 5,5 В - 2 и 3

Преподаватель: Какое слово у вас получились?

Ответы учащихся: МАТЕМАТИКА.

Преподаватель: Получилась фраза «Эпиграф к уроку» - «Математика - это язык, на котором

говорят все точные науки» Н. И. Лобачевского.

VI. Обогащение знаний.

Высвечивается слайд, на котором находятся парабола и гипербола.

а) мы сегодня на уроке применяли эти два графика: параболу и гиперболу.

Я хочу вам сказать ребята, что окружающий нас мир тесно связан с математикой. Валерий Чкалов говорил: «Полёт-это математика». Оказывается, траектории движения космических аппаратов описываются параболой, гиперболой, эллипсом. При первой космической скорости (7,91 км/с) космический аппарат движется по эллипсу относительно Земли. (на рис. орбита 3) При второй космической скорости (11,2 км/с) аппарат движется по параболе (на рис. орбита4) и движется в пределах Солнечной системы. При третьей космической скорости (16,6 км/с) космические аппараты движутся по гиперболе (на рис. орбита5) и навсегда покидают пределы Солнечной системы. В 70-х годах ХХ века были запущены такие космические аппараты «Пионер-10», «Пионер-11»,которые навсегда покинули Солнечную систему в поисках разумных цивилизаций во Вселенной. Они несут в себе платиновые пластинки, на которых нанесены силуэты мужчины и женщины на фоне космического корабля, Солнечная система и траектория «Пионера», схема атома водорода и положение Солнца по отношению к наиболее ярким галактическим пульсарам.

б) графики помогают нам наглядно увидеть изменения различных величин: изменение роста, веса, температуры, скорости и т.д.

Вот посмотрите на эти графики, характеризующие ваш класс:

1. График успеваемости (Знание - сила. Кто много читает, тот много знает» - пословица.

2. График роста, график веса обучающихся вашей группы.

Чтобы достичь нормального веса и роста подростку 15-ти лет нужно заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, не увлекаться пагубными привычками: алкоголем, табакокурением, наркотиками. Никогда не забывать пословицу «В здоровом теле здоровый дух».

VII. Подведение итогов урока.

Вы замечательно поработали на уроке.

Надеюсь, этот материал вы не забудете. Помните слова французского инженера-физика Лауэ: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». Думаю, что образование, которое вы получите, будет соответствовать времени, в котором мы живем. А чтобы это случилось на самом деле, предлагаю вам выполнить следующую творческую домашнюю работу.

VIII. Домашнее задание.

Творческое задание: составить рекламу параболе или гиперболе;

сочинить сказку или рассказ на тему «Замечательные кривые».

IX. Рефлексия.

В конце урока проводится беседа, в которой выясняется:

- Что нового узнали на уроке?

- Понравился ли урок?

- Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось?

- Что необходимо изменить, чтобы было еще интереснее?

Спасибо всем!!!

Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом

Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом





Урок по теме Решение Квадратных уравнений графическим способом






























© 2010-2022