Технологическая карта урока Окружность и круг

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Разработка урока в системе ФГОС "Окружность и круг"



Автор

Подтыкан Ольга Николаевна ГБОУ школа № 420 Санкт - Петербурга

Предмет

Математика

Класс

5 класс

УМК

Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2013.

Тема урока

Окружность и круг

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Цель урока

Сформировать представление об окружности и круге

Планируемые результаты

Личностные:

  • Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Удерживать цель деятельности до получения ее результата;


  • Планировать решение учебной задачи;

Познавательные:

  • Выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;


  • Классифицировать объекты;


  • Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

Коммуникативные:

  • слушать собеседника и вести диалог;

  • работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать себя

Предметные:

  • Обучающийся научится выполнять построение окружности и круга,

  • Рассуждать и делать выводы;

  • Формулировать новые определения;

Обучающийся получит возможность научиться: различать эти два понятия, находить между ними сходство.

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «окружность», «круг», «радиус», «диаметр», «хорда», «дуга окружности», «полуокружность», «полукруг».

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

  • развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Методы:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Формы работы обучающихся

Индивидуальная, парная,

Организация деятельности обучающихся на уроке:

  • самостоятельно выходит на проблему и решает её;

  • самостоятельно определяет тему, цели урока;

  • работая с учебником, самостоятельно формулирует определения таких понятий, как «окружность», «круг», «радиус», «диаметр», «хорда», «дуга окружности», «полуокружность», «полукруг»;

  • ведет диалог, отвечают на вопросы;

  • выполняет практические задания на построение;

  • оценивает себя;

  • рефлектирует.

Необходимое учебное оборудование

Компьютер, учебники по математике,электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Этап

урока и

его цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формирование УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Организационный

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствие обучающихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Умение выделять нравственный аспект поведения.

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Вступительное слово.

Устный счет.

На компьютере слайд с различными видами линий. Вопрос учителя: «Какие виды линий здесь изображены(прямые, пересекающиеся, кривые, замкнутые)?»

Слайд с изображением окружности и круга.

Вопрос: «Посмотри, пожалуйста, на изображенную замкнутую линию, которая называется ……..»

Решают примеры устного счета.

Участвует в беседе с учителем, отвечает на поставленные вопросы. Учащийся отвечает, на вопрос, какие виды линий он видит.


Учащийся старается дать правильное название окружности и круга.

Самоопределение

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог,

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Поиск и выделение необходимой информации.

Формулирование темы урока, постановка цели, задач урока

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока

Слайды: с изображением часов - кремлевских курантов, колесом, тарелкой.

Сегодня мы узнаем, что такое окружность, круг, узнаем свойства этих фигур. Научимся пользоваться циркулем для изображения этих фигур.

Окружность и круг всегда присутствовали в жизни человека, облегчая ее: гончарный круг, колесо. А у многих народов окружность была символов солнца (Ярило).

Очень многие тела и предметы, которые нас окружают, имеют форму круга, окружности.

А какие предметы имеют форму окружности, а какие форму круга? В чем отличие?

Определяет тему урока и цель урока,

Записывает в тетрадь дату и тему урока.






Приводит примеры (летающей тарелки,, планеты, карусели и т д )

Самоопределение

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. целеполагание, постановка учебных целей и задач.







Демонстрация целостности окружающего мира.

Аргументирование и координирование собственной позиции с позицией учителя в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Самостоятельное выделение-формулирование темы урока и её познавательной цели.

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учеником новой темы

Формулирует вопросы. Даёт пояснения по оформлению рисунков, которые обучающиеся выполняют к каждому определению новых понятий:

Слайд с окружностью, обозначенными на ней радиусом, диаметром, хордой.

Возьми в руки циркуль и изобрази в тетради окружность и обозначьте центр окружности (объяснить)

Вводим понятие радиуса, диаметра

В тетради на готовом чертеже строим радиус, диаметр.

Назовите на рисунке диаметр?

Как ты считаешь, из скольких радиусов состоит диаметр?

Отметьть на окружности две точки и соедини их отрезком.

Вводим понятие хорды и дуги.

Назови на рисунке хорду и дугу. Измерь радиус окружности, теперь диаметр. Сравни длину радиуса и диаметра. Сделай вывод.

Слайд, на котором изображен круг

Постарайся сформулировать определение круга

Работает с учебником. Отвечает на вопросы учителя, в ходе ответа на которые делает необходимый вывод о построении окружности и круга, формулирует определения понятий окружности, круга, радиуса, диаметра, хорды, дуги окружности полуокружности, полукруга. Выполняет рисунки к каждому определению новых понятий.



Делает предположение, что диаметр в два раза больше радиуса.

Измеряет отрезки, делает вывод, что диаметр в два раза больше радиуса и что хорда меньше диаметра.

Значит диаметр в два раза больше радиуса.


Предполагает, что круг-фигура, ограниченная окружностью.

Делает вывод, что радиус и диаметр круга равны радиусу и диаметру окружности, которая его ограничивает.

Самоопределение.

Смыслообразование

Выполняют построения

Слушают объяснение

Отвечают на поставленные вопросы.







Самостоятельно анализирует,рассуждает, делает выводы.

Планирование, прогнозирование

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы








Развитие навыков нахождения закономерностей.


Формулирование собственного мнения и позиции.

Умение слушать и вступать в диалог

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изучаемого материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Установление правильности и осознанности изучения темы

«Окружность и круг».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти ребенка знаний и способов действий, которые ему необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Выполняет практическую работу: построить окружность, заданного радиуса, построить её радиус, любую хорду, диаметр. Заштриховать круг. Объяснить в чем заключается сходство понятий окружности и круга?

Ориентация в новом материале.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, саморегуляция.

Формулирование собственного мнения и позиции.

Умение слушать и вступать в диалог, работать в паре.

Коллективное обсуждение проблем

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез. Проведение аналогии на основе аргументации.

Закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учеником

изучаемой темы

Выступает в роли тьютора в случае появления проблем у обучающегося при выполнении практических заданий. Далее организует коллективное обсуждение выполнения практических заданий.

Обучающийся выполняет задания на построение из учебника.(стр.№134, № 850)

Делает записи в тетрадь. После выполнения задания выполняет проверку.

Далее - устно повторение пройденного матариала(стр. №135 № 857)

Последний этап - самостоятельная работа (стр 137 № 872 - любой пример на выбор).

Самоопределение,

смыслообразование

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, управление своим поведением ,контроль, саморегуляция.

Умение слушать и вступать в диалог с учителем.

Поддержание мотивации учебной деятельности; участие в обсуждении проблем с учителем.

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Подведение итогов урока

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Подводит итоги работы на уроке.

Отвечает на поставленные вопросы.

- Что изучали сегодня на уроке?

- С помощью какого инструмента можно начертить окружность?

- Назовите основные элементы окружности?

- Что такое радиус?

- Что такое диаметр?

- Сравните диаметр и радиус.

- Приведите примеры предметов, которые представляют собой круг.

- Рассмотрите чертеж.

- Назовите радиусы, диаметр, хорду, отрезки?

- Назовите точки, лежащие на окружности и точки, не принадлежащие окружности

- ты сегодня на уроке старался……

Жизненное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающегося

Контроль полученного результата, коррекция полученного результата, оценка

Участие в разборе проверочной работы, обсуждении проблем.

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

Обучающийся записывает домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

Нравственно -этическая ориентация

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Рефлексия.

Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

-Как ты работал на уроке ?

-Что тебе удалось хорошо?

- Что было трудным?

-С каким настроением ты заканчиваешь урок?

Нарисуй в тетради смайлик, соответствующий твоему настроению.

Спасибо за урок.

Оценивает свою работу.

Смыслообразование

Оценка своей деятельности и деятельности других людей



© 2010-2022