- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по Тождественным преобразованиям 8-9 класс (элективный курс М. В. Шабанова)
Рабочая программа по Тождественным преобразованиям 8-9 класс (элективный курс М. В. Шабанова)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Артебякин С.А. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Тождественные преобразования выражений» для 8-9 класса МБОУ «Афанасовская СОШ» разработана на основе программы элективного курса «Тождественные преобразования выражений» авторов М.В. Шабанова, О.Л.Безумова, С.Н. Котова, Е.З. Минькина, И.Н. Попова. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов в год (1 час в неделю). Так как авторская программа рассчитана на 26 учебных часов в год, то распределение учебного времени на изучение некоторых тем было увеличено следующим образом.
Тема
Кол-во часов по авторской программе
Кол-во часов по рабочей программе
Числовые множества
2
3
Тождественное равенство выражений с переменными
4
5
Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения
12
14
Числовые неравенства и их свойства
2
4
Тождественное неравенство выражений
4
7
Итоговая контрольная работа
2
1
Преподавание курса осуществляется по учебному пособию Тождественные преобразования выражений. Математика. 8-9 кл. : учебное пособие / М.В.Шабанова, О.Л.Безумова, С.Н.Котова и др.- М. : Дрофа, 2008. - 77, [3] с. (Элективные курсы).
Изучение вопросов, связанных с тождественными преобразованиями выражений, в школьном курсе алгебры имеет целью формирование устойчивых умений и навыков их выполнения. Данный курс имеет иную цель - формирование способности учащихся рационально использовать эти умения и навыки.
Достижение этой цели осуществляется за счет:
-
включения тождественных преобразований в контекст деятельности по решению задач на: нахождение значения выражения, исследование свойств выражения, сравнение нескольких выражений;
-
корректировки представлений учащихся о содержании основных понятий, относящихся к этим видам задач;
-
формирования у учащихся знаний о методах и приемах решения этих задач, способах контроля правильности их решения.
Поставленная перед курсом цель определяет также и характер учебного взаимодействия учителя и учащихся. Учитель должен не столько демонстрировать учащимся наиболее рациональный способ решения задач, сколько побуждать учащихся к его самостоятельному поиску с последующим обсуждением результатов реализации предложений, высказанных учащимися. Необходимым условием реализации целей и задач элективного курса является использование в ходе проведения занятий новых, активных, форм работы наряду с традиционными (использование технологии проблемного обучения, коллективного способа обучения, развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, уровневой дифференциации, саморазвивающего обучения).
Инструментарий для оценивания результатов - тестирование учащихся, практические работы, задания для выявления операционных умений после изучения каждой ключевой темы и итоговая контрольная работа. Таким образом, программа дает возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся
После изучения этого курса учащиеся
должны знать:
определение и свойства степени с целым показателем,
формулы сокращенного умножения,
определение и свойства арифметического квадратного корня,
определение модуля числа,
методы разложения многочленов на множители,
правила арифметических действий с рациональными дробями;
должны уметь:
применять эти знания для преобразования рациональных выражений и выражений, содержащих арифметические квадратные корни.
Содержание программы курса
1. Числовые множества
Понятие числового множества и его характеристического свойства. Способы задания числовых множеств. Способы изображения числовых множеств. Объединение множеств. Отношения равенства и включения числовых множеств.
2. Тождественное равенство выражений с переменными
Выражение с переменными и связанные с ним числовые множества (ОДЗ, множество значений выражения). Понятие тождественного равенства выражений на множестве. Методы доказательства и опровержения тождественного равенства. Виды тождественных преобразований и условия их применимости.
3. Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения
-
Доказательство тождеств. Доказательство тождественного равенства целых, дробно-рациональных и иррациональных выражений разными методами.
-
Упрощение выражений. Сравнимость выражений по простоте. Стандартная форма выражений различных видов. Понятие приближенного точного и вычисления значения выражения. Упрощение выражений на множестве.
-
Приведение многочленов к указанному виду.
Понятие многочлена с одной переменной. Стандартный вид многочлена. Разложение многочлена на множители. Понятие приводимости. Корни многочлена, теоремы о корнях. Схема Горнера.
3.4. Композиция выражений. Понятие композиции выражений. Структура и роль метода замены переменной в решении вычислительных задач. Условия применимости и неприменимости метода замены переменной.
4. Числовые неравенства и их свойства
Отношение «больше» («меньше», «равно») на множестве действительных чисел. Свойства числовых неравенств. Доказательство числовых неравенств по определению. Доказательство неравенств с использованием их свойств. Опорные неравенства. Метод сведения к опорному неравенству
5. Тождественное неравенство выражений
Понятие тождественного равенства и неравенства выражений с одной переменной на множестве. Задачи на доказательство справедливости тождественного равенства и неравенства, на нахождение множества (области) тождественного равенства, неравенства выражений. Оценки выражений и их виды. Методы решения задач: по определению, сведение к опорному, использование свойств неравенств
6. Итоговая контрольная работа
Проверка умений, связанных с нахождением корней многочлена, оценкой выражения, доказательством тождественного неравенства выражений на множестве. Проверка знания тождественных преобразований, стандартного вида выражений и умений применять знания для проверки правильности решения задач
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Дата провед.
Подготовка к ГИА
План.
Факт.
1. Числовые множества 3часа
1
Понятие числового множества. Способы задания и изображения числовых множеств. Характеристическое свойство
3., С-1, С-2
2
Объединение и пересечение множеств.
3., С-3
3
Отношения равенства и включения числовых множеств
3., С-5
2. Тождественное равенство выражений с переменными 5 часов
4
Выражение с переменными и связанные с ним числовые множества (ОДЗ, множество значений выражения).
2., тест 1, демонстр. Вариант ГИА-2015
5
Понятие тождественного равенства выражений на множестве.
5., варианты 5-8, задания№1
6
Методы доказательства и опровержения тождественного равенства.
3., С-24, №4
7
Виды тождественных преобразований и условия их применимости
3., С-26, №4-6
8
Виды тождественных преобразований и условия их применимости
3., С-28, №5-7
3. Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения 14 часов
9
Доказательство тождеств.
6., С-4, №2,4
10
Доказательство тождественного равенства целых, дробно-рациональных и иррациональных выражений разными методами.
6., С-4, №5-6
11
Упрощение выражений.
6., С-5, №1-3
12
Сравнимость выражений по простоте. Стандартная форма выражений различных видов.
3., С-27, №3-6
13
Понятие приближенного вычисления значения выражения.
2., тест 7
14
Упрощение выражений на множестве.
6., С-7, подготовит. вариант
15
Приведение многочленов к указанному виду.
5., варианты 9-11, №19, 22
16
Понятие многочлена с одной переменной. Стандартный вид многочлена.
5., варианты 9-11, №19, 22
17
Разложение многочлена на множители
5., варианты 12-15, №17, 22
18
Понятие приводимости
3., С-23, №5,6
19
Корни многочлена, теоремы о корнях. Схема Горнера.
Решение уравнений с использованием схемы Горнера
6., С-7, вариант 3
20
Композиция выражений. Понятие композиции выражений.
5., КИМ-2014, №1, 3
21
Структура и роль метода замены переменной в решении вычислительных задач.
5., КИМ-2015, №2-6
22
Условия применимости и неприменимости метода замены переменной
4. Числовые неравенства и их свойства 4 часа
23
Отношение «больше» («меньше», «равно») на множестве действительных чисел. Свойства числовых неравенств.
6., С-18, подготовит. вариант
24
Отношение «больше» («меньше», «равно») на множестве действительных чисел. Свойства числовых неравенств.
6., С-18,
вариант 1
25
Доказательство числовых неравенств по определению, с использованием их свойств.
6., С-18,
вариант 2
26
Опорные неравенства. Метод сведения к опорному неравенству
6., С-19, подготовит. вариант
5. Тождественное неравенство выражений 7 часов
27
Понятие тождественного равенства и неравенства выражений с одной переменной на множестве.
2., тест 25
28
Задачи на доказательство справедливости тождественного равенства и неравенства, на нахождение множества (области) тождественного равенства, неравенства выражений.
5, варианты 16,17, №20, 22
29
Задачи на доказательство справедливости тождественного равенства и неравенства, на нахождение множества (области) тождественного равенства, неравенства выражений.
5., КИМ-2014, №20
30
Оценки выражений и их виды.
5., КИМ-2014, №11, 22
31
Методы решения задач: по определению, сведение к опорному, использование свойств неравенств.
6., С-19,
вариант 1, задания 1-4
32
Методы решения задач: по определению, сведение к опорному, использование свойств неравенств.
6., С-19,
вариант 3
33
Методы решения задач: по определению, сведение к опорному, использование свойств неравенств.
5., КИМ-2014, №20
3., С-60
34
Итоговая контрольная работа/защита учебных проектов.
35
Итоговая контрольная работа/защита учебных проектов.
Формы и средства контроля
Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства контроля:
-
устный опрос;
-
тестирование;
-
самостоятельные работы;
-
задания на выявление операционных умений.
Для проведения самостоятельных работ и итоговой контрольной работы используется учебное пособие «Тождественные преобразования выражений. Математика. 8-9 кл.: учебное пособие / М.В.Шабанова, О.Л.Безумова, С.Н.Котова и др.- М.: Дрофа, 2008. - 77, [3] с. (Элективные курсы)»
Задания для работ по темам
Литература
Стр.
Тождественное равенство выражений с переменными
Тождественные преобразования выражений. Математика. 8-9 кл. : учебное пособие / М.В.Шабанова, О.Л.Безумова, С.Н.Котова и др.- М. : Дрофа, 2008. - 77, [3] с. (Элективные курсы)
21-22
Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения
28-29
Упрощение выражений
33-34
Приведение многочленов к указанному виду
39-40
Композиция выражений
46-47
Числовые неравенства и их свойства
52-53
Тождественное неравенство выражений
62
Итоговая контрольная работа
63-64
Критерии оценки выполнения итоговой контрольной работы
Диагностические функции заданий
Оценка
Критерии оценки
1. Проверка готовности к алгоритмической деятельности в процессе решения задач на нахождение значений выражений (понимание цели деятельности, выбор программы действий соответствующей цели и предмету деятельности, знание алгоритмов, выбор наиболее рационального из них)
«5»
Правильное выполнение всех заданий. Допускается (и/или): нерациональность решения в задании 1; неумение изменить программу действий для завершения решения задачи 3 (при условии осознания необходимости этих действий); идея решения задачи 4 найдена, но до конца не реализована
2. Проверка готовности к самоконтролю и самокоррекции в процессе решения задач на преобразование выражений (контроль правильности и целесообразности действий, выбор направления и способа корректировки)
«4»
Решение задач 1-3. Допускается кроме выше перечисленного (и/или): незавершенность решения задачи 2 при условии обнаружения ошибки, наличие негрубых вычислительных ошибок, приводящих к неверному ответу
3. Проверка готовности к самоконтролю и самокоррекции в процессе решения задач на оценку выражения (правильность выбора и использования свойств неравенств, знание вида полученной оценки (точная или грубая), способность к изменению программы действий
«3»
Решение задачи 1 , первой части задачи 2, первой части задачи 3. Допускается кроме выше перечисленного(и/или): нахождение не всех корней многочлена в задаче 1 при условии наличия в описании решения свидетельств о знании общего алгоритма их нахождения; некорректность речевого оформления названий преобразований в задаче 2
4. Проверка готовности к сознательному выбору метода решения задачи на доказательство тождественного неравен- ства. Проверка готовности к алгоритмической деятельности при решении задач, требующих нахождения ОДЗ (понимание цели деятельности, знание условий, определяющих границы ОДЗ иррациональных и дробных выражений)
«2»
Решение лишь одной задачи и (или) наличие ошибок, свидетельствующих о незнании теоретических основ решения задач темы
«1»
Во всех остальных случаях
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя
-
М.В.Шабанова, О.Л.Безумова, С.Н.Котова и др. Тождественные преобразования выражений. Математика. 8-9 кл. : учебное пособие. Элективные курсы - М. : Дрофа, 2008
-
В.В. Черноруцкий Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 8 класс. - М.: ВАКО, 2012
-
Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса с углубленным изучением математики. - М.: Просвещение, 2006
-
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М., Якир М.С. Сборник задач и контрольных работ по алгебре для 8 класса. - М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2008. - 128 с.
-
Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухов. Математика 9 класс. Подготовка к ГИА-2013
-
И.Е.Феоктистов. Алгебра 8. Дидактические материалы. Методические рекомендации. . - М.: Мнемозина, 2013
Литература для учащихся
М.В.Шабанова, О.Л.Безумова, С.Н.Котова и др. Тождественные преобразования выражений. Математика. 8-9 кл. : учебное пособие. Элективные курсы - М. : Дрофа, 2008
Электронные ресурсы
-
www-formula.ru/ - Формулы школьной математики.
-
terver.ru/ - Школьная математика. Справочник;
-
it-n.ru/ - Сеть творческих учителей;
-
math.ru/ - Интернет-поддержка учителей математики;
-
proshkolu.ru/ - Бесплатный школьный портал. Все школы России.
-
bymath.net - «Вся элементарная математика»
-
fmclass.ru - Образовательный портал «Физ-мат класс»
-
shevkin.ru - проект «Математика. Школа. Будущее»
-
uchportal.ru - на сайте представлены материалы для учителей, методические копилки разработки педагогов и учащихся
-
shimrg.rusedu.net/category/646/1580- на сайте размещены учебники, практикумы, презентации к урокам, тематические планирование по предметам, конспекты уроков
-
festival.1september.ru/-фестиваль педагогических идей
-
allmath.ru/- математический портал
-
school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
9