Дистанционное обучение в школе (из опыта работы)

Статья о элементах дистанционного обучения в школе. Учитель рассказывает о своем опыте вндрения такого обучения, плюсах и минусах. Дан обзор разных вариантов работы. Как часто на страницах сайтов, журналов, газет мелькают фразы – «новое поколение», «новые дети». Чем же отличается это, новое поколение, от тех,  кто родился раньше? 1.                Тем, что эти  дети несут в себе огромный заряд энергии, который нам, взрослым, нужно направить наилучшим и наиболее положительным образом. 2.                Нынешние  дети – это не пластилин, из которого можно слепить все, что угодно. Современные психологи считают, что у нового поколения есть некоторая прочная сформированная структура и внутренние механизмы саморазвития. Тогда задача учителя  – разобраться в этой структуре и правильно с ней обращаться, поддерживая эти самые механизмы саморазвития. 3.                Для многих сегодняшних подростков не существует правил. Их невозможно переделать, они не отзываются на обвинения, глухи к замечаниям. 4.                Скорость их мысли настолько велика, что им трудно удержаться в темпе традиционно преподаваемого материала, и как результат - они  выпадают из учебного процесса, уходят в свои фантазии.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ - НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Барыльникова Жанна Прокофьевна

учитель математики ГБОУ СОШ № 2104 г. Москвы

Как часто на страницах сайтов, журналов, газет мелькают фразы - «новое поколение», «новые дети». Чем же отличается это, новое поколение, от тех, кто родился раньше?

  1. Тем, что эти дети несут в себе огромный заряд энергии, который нам, взрослым, нужно направить наилучшим и наиболее положительным образом.

  2. Нынешние дети - это не пластилин, из которого можно слепить все, что угодно. Современные психологи считают, что у нового поколения есть некоторая прочная сформированная структура и внутренние механизмы саморазвития. Тогда задача учителя - разобраться в этой структуре и правильно с ней обращаться, поддерживая эти самые механизмы саморазвития.

  3. Для многих сегодняшних подростков не существует правил. Их невозможно переделать, они не отзываются на обвинения, глухи к замечаниям.

  4. Скорость их мысли настолько велика, что им трудно удержаться в темпе традиционно преподаваемого материала, и как результат - они выпадают из учебного процесса, уходят в свои фантазии.

Для этих детей необходима и новая образовательная система 21 века - дистанционное образование. В современных условиях широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование за дистанционным обучением - будущее. В его основе заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников, сочетание различных и нестандартных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.

Моё знакомство с дистанционными технологиями произошло в 2003 году. За годы работы я пришла к выводу, что дистанционное обучение - хороший способ работы и с неуспевающими, и с одарёнными учащимися, т.е. всеми, кому требуется дополнительное внимание учителя. Возможности дистанционного обучения очень широки: можно публиковать занимательные задачи по предмету, можно ликвидировать пробелы, возникшие из-за пропавших уроков, можно создавать индивидуальную программу для работы классов одной параллели, если у них разный уровень знаний. При этом режим работы учитель и ученик может выбрать для себя сам.

Я хочу рассказать о своей работе по апробации элементов дистанционного обучения, которую веду в нескольких направлениях.

  1. Создание и отработка электронных уроков дистанционного курса «Алгебра и начала анализа» (10класс).

Электронные уроки дистанционного курса охватывают все темы базового курса «Алгебра и начала анализа 10 класс» и опираются на учебники Колмогорова А.Н. и Мордковича А.Г. В каждой теме предусмотрено изучение теории, методов решения задач и выполнение тестов. Итогом изучения каждой темы является контрольная работа, а в конце курса предусмотрены билеты для итоговой аттестации.

Все методические материалы (уроки, контрольные работы, экзаменационные билеты) выставлены на школьном сервере ( co497.mosedu.net). Учащийся в удобном для себя режиме работает с дистанционным курсом. Он может сохранить файл с уроком и распечатать его. Урок оформлен в виде рабочей тетради, в которой вся информация разбита на разделы: теория, тесты «Проверь себя» и «Готовимся к ЕГЭ», подведем итоги, «Это интересно», «Домашнее задание».

Каждый теоретический раздел заканчивается тестовыми заданиями, которые ученик выполняет непосредственно в тексте урока, отмечая маркером правильные ответы или используя специальную программу для тестов. Домашнее задание включает выполнение практических заданий, разобранных в уроке, ответы на вопросы (решение задач, заполнение таблиц и т.д.). В разделе «Подведем итоги» сформулированы основные понятия темы урока. Курс проходил апробацию в нашей школе и получил положительные отзывы учащихся.

  1. Работа с дистанционным образовательным ресурсом "Интернет-школа" (internet-school.ru ) по алгебре и геометрии в 10-11 классах. Отработка модели изучения учащимися школы математики в режиме частичного и полного экстерната.

Как бы мы не хотели работать по старой системе обучения, но нам приходится предоставлять ребенку больше свобод и возможностей для получения образования в различных формах, в том числе в виде экстерната или частичного дистанционного обучения. Для нашей школы эти формы становятся обычными. Из предложенных моделей для апробации я выбрала те, которые мне показались наиболее значимыми:

1.Профильный Интернет-урок с включением массива данных, обеспечивающих углубленную подготовку учащихся по предмету (уроки алгебры и геометрии). Урок дал возможность учащимся изучить темы курса, не представленные в школьном учебнике или освещенные в недостаточной степени.

2. Интернет-урок - подготовка к итоговой аттестации (уроки алгебры), который позволял более фундаментально подготовиться к итоговой аттестации, закрепить знания по изучаемой теме.

3.Он-лайн-урок самопроверки включением обучающего и контролирующего компонентов (уроки геометрии). Урок создавал условия для освоения учащимися различных способов деятельности с использованием ИКТ и позволял искать пути самостоятельной работы на уроке каждому ученику.

Ресурс предусматривает Интернет-консультации в режиме реального времени. Ученик может послать сообщение учителю, который ответит на вопросы, посоветует список литературы, даст дополнительный разъяснительный материал в форуме курса или даже изменит текст электронного урока. Это он-лайн общение является важной составляющей дистанционного обучения, т.к. помогает выявлять такие затруднения учащихся при изучении темы, которые не возникают при очном обучении.

Конечно, без активной помощи со стороны учащихся невозможно было бы апробировать все эти модели, ребята подсказывали мне, какие темы можно было бы разобрать самостоятельно, какие вопросы за рамками школьного курса их интересуют, предлагали свои идеи.

  1. Работа в программном комплексе "NetШкола" (г. Самара) с использованием дистанционных технологий (возможность назначения уроков или заданий, проведение тренировочных и итоговых тестовых работ в дистанционном режиме с автоматическим выставлением оценок в электронный классный журнал, создание портфолио ученика и учителя). Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ на образовательном ресурсе МИОО (math.mioo.ru).

Работу в "NetШколе" я начинала еще в 2007г с заполнения электронного журнала. Встроенная в комплекс система интерактивного тестирования «Синтез» предоставляет возможность дать ученикам дополнительные задания, которые оцениваются в он-лайн режиме. Возможности комплекса позволяют:

  1. Порекомендовать ученику, пропустившему несколько тем или нерадивому ученику, который прослушал урок в режиме "в одно ухо влетело ...", изучить материалы урока, выполнить практические работы и домашнее задание.

  2. Эти же материалы можно дать для опережающего изучения темы, чтобы затем на уроке можно было монолог учителя заменить на осмысленную (со стороны учеников) беседу-обсуждение данной темы и объяснить более подробно только то, что вызвало затруднение в уроке.

  3. А можно за неделю до контрольной работы дать возможность ознакомиться с одним из вариантов этой работы. Пусть дети подготовятся самостоятельно или воспользуются помощью родителей, друзей. Разве это плохо, если кто-то другой, кроме вас помог освоить этот материал ученику?!

  4. В прошедшем году я использовала и ресурс МИОО по подготовке к ЕГЭ учащихся экстерната. Не все дети имеют выход в Интернет дома, поэтому мы на базе школы через медиатеку организовали такую поддержку для ребят. Ученик мог начать подготовку к ЕГЭ с сентября. В качестве домашнего задания ученики готовили электронный конспект тем по курсу, выбирая из лекции интересные методы решения задач и выполняя задачи, аналогичные разобранным в теме.

Конечно же, моя работа как учителя не ограничивается только дистанционными формами работы. Но я понимаю, что школу делает школой только учитель, и повысить качество образования невозможно без повышения профессионального мастерства и качества труда учителя.

Какой же главный вывод я сделала из моей десятилетней работы по внедрению элементов дистанционного обучения? Такое обучение создает комфортную образовательную среду в школе без стрессов и насилия, в школе сотрудничества ученика с учителем, когда тезис "Я сам!" становится определяющим фактором развития и самоопределения личности ребенка.

Библиография

  1. Новые педагогические технологии и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / под ред. Полат Е.С. - М.: Академия, 2009.

  2. Трофимова А.Л. Взаимосвязь видов деятельности школьников и ее влияние на информатизацию образования // Практика административной работы в школе. - 2012. - № 8.

© 2010-2022