Рабочая программа по геометрии 8 класс

Данная рабочая программа курса геометрия 8 класса составлена  на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике  (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7–9 классов / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.,сос...
Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Данная рабочая программа курса геометрия 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова/ - М: «Просвещение», 2012. - с. 19-21, которые предназначены для изучения геометрии в 8 классе, с 2-х часовой еженедельной нагрузкой.

Цель рабочей программы - планирование, организация и управление образовательным процессом по курсу «Геометрия 8».

Задачи:

  • дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении курса «Геометрия»;

  • определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета с учетом особенностей образовательного процесса школы и контингента обучающихся.

Программа предусматривает использование следующего учебно-методического комплекта:

  • Атанасян Л.С. Геометрия: учебник для 7 - 9 кл. образовательных учреждений;

  • Атанасян Л. С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю. А. и др. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах. Книга для учителя. Изд. - М.:Просвещение, 2004.

  • Атанасян Л. С., Глазков Ю.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Геометрия, 8», М.-Изд.Просвещение, 2013

  • А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова «Алгебра и геометрия - 8», самостоятельные и контрольные работы;

  • Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 8 кл.;

Рабочая программа рассчитана на 68 час., в течение всего года, при 2-х часах в неделю.

Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой. Контрольная работа составляется с учетом обязательных результатов обучения. На контрольную работу отводится 5 часов из 68.

Преобладающими формами организации учебного процесса выбраны лекционная, семинарская, групповая формы. Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков: самостоятельные работы, зачеты.

Предусматривается пятибалльная система оценивания знаний учащихся

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной нет.

Критерии и нормы оценки деятельности обучающихся


Особенности организации контроля

Текущий контроль можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль проводится в основном в письменной форме (контрольная работа). Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы.

Итоговый контроль проводится в форме тестирования.

Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учеником знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; небрежное выполнение чертежа. Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учеником погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах - как недочет.

Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью. Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно записанное решение.

Оценка ответа при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные ученику дополнительно после выполнения им заданий.

При выставлении четвертной, полугодовой оценки учитывается успешность ученика на протяжении всего периода подлежащего аттестации. При выставлении годовой оценки учитываются достижения учащегося за весь период аттестации.

Выполнение единых требований к устной и письменной речи ученика

  1. При подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок;

  2. Грамотно оформлять все виды записей.

  3. Больше внимания уделять на каждом уроке формированию универсальных учебных действий.

  4. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами.

  5. Практиковать проведение словарных диктантов.

  6. Следить, за аккуратным ведением тетрадей.

  7. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

  8. Добиваться повышения культуры устной разговорной речи обучающихся.

  9. Шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты и т. п.).


Нормы оценки

  1. Оценка устных ответов обучающихся по геометрии

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, сопутствующие ответу.

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  • Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, определенные требованиями к математической подготовке обучающихся;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Для речевой культуры ученика важны и коммуникативные универсальные учебные действия, как умение слушать и принимать речь учителя и одноклассников, внимательно относится к высказываниям других, умение поставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т.п.


  1. Оценка письменных работ (самостоятельных, контрольных работ) обучающихся по геометрии:

  • Отметка «5» ставится, если: работа выполнена, верно, и полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

  • Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки); выполнено без недочетов не менее 3/4 заданий.

  • Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; без недочетов выполнено не менее половины работы.

  • Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что ученик не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере; правильно выполнено менее половины работы.

  • Отметка «1» ставится, если: работа показала полное отсутствие у ученика обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

  1. Оценка математического диктанта

Математические диктанты - хорошо известная форма контроля знаний. Учитель сам или с помощью записи задает вопросы, ученики записывают под номерами краткие ответы на них. Продолжительность диктанта 10-15 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой.

Типы диктантов:

  • репродуктивные задания (выполняются на основе известных формул и теорем, определений, свойств тех или иных математических объектов)

  • реконструктивные задания указывают только на общий принцип решений (построение графиков, задачи на составление уравнений и т.д.)

  • задания вариативного характера (задачи на сообразительность, задачи с «изюминкой», на доказательство)

Виды диктантов:

  • проверочные диктанты (для контроля отдельного фрагмента курса)

  • обзорные диктанты (повторение, систематизация и усвоение)

  • итоговые диктанты

Шкала оценок:

Число вопросов

5

6

7

8

9

10

Число верных ответов

3

4

5

4

5

6

4,5

6

7

5,6

7

8

5,6

7,8

9

6,7

8,9

10

отметка

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

Оценка тестовых заданий

При оценки теста используется следующая шкала перевода выполненного объема работы в отметку:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

низкий уровень

«3»

достаточный

уровень

«4»

высокий

уровень

«5»

оптимальный уровень

% выполнения работы

менее 50%

от 50% до 70%

от 70% до 90%

от 90% по 100%

Например, при оценке каждого задания в один балл:

Тест из 6 заданий: «удовлетворительно» - 3,4 балла

«хорошо» - 5 баллов

«отлично» - 6 баллов

Из 12 заданий: «удовлетворительно» - 6-8 баллов

«хорошо» - 9-10 баллов

«отлично» - 11-12 баллов

Из 18 заданий:

«удовлетворительно» - 9,10, 11,12 баллов

«хорошо» - 13-15 баллов«отлично» - 1 6 - 18 баллов

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса:

Должны знать:

Определение многоугольника, четырёхугольника, параллелограмма, трапеции, ромба, прямоугольника, квадрата. Свойства и признаки данных геометрических фигур. Формулы для нахождения площадей фигур. Теорему Пифагора. Признаки подобия треугольников. Определение синуса, косинуса, тангенса прямоугольного треугольника, соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорему о пересечении высот треугольника, а также теоремы о вписанной и описанной окружностях.

Должны уметь:

Вычислять сумму внутренних углов многоугольника. Решать задачи с использованием свойств геометрических фигур. Находить площади параллелограмма, прямоугольника, трапеции, ромба. Использовать теорему Пифагора для определения сторон прямоугольного треугольника. Решать задачи с использованием признаков подобия треугольников. Вычислять элементы прямоугольного треугольника, используя тригонометрические функции. Решать задачи по теме окружность, центральные и вписанные углы, вписанные и описанные окружности.

Владеть компетенциями:

познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование конструирование геометрических фигур.

Учебно - тематический план. 8 класс.

Содержание учебного материала

Всего часов

Примечание.

В том числе - контроль

1.

Четырёхугольники.

14

Контрольная работа № 1

2.

Площадь.

14

Контрольная работа № 2

3.

Подобные треугольники.

19

Контрольная работа № 3. Контрольная работа № 4.

4.

Окружность.

17

Контрольная работа № 5.

5.

Повторение. Решение задач.

4

Итого.

68

  1. 5

Содержание учебного курса геометрии

8 класс

  1. Четырехугольники (14 ч).

Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.

  1. Площади фигур (14 ч).

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

  1. Подобные треугольники (19 ч).

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

  1. Окружность (17 ч).

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности и ее свойства и признак. Центральные и вписанные углы. [Четыре замечательные точки треугольника.] Вписанная и описанная окружности.

  1. Повторение. Решение задач. (4 ч).

Систематизировать знания и умения учащихся по данному курсу. Провести устный зачет во внеурочное время и итоговую контрольную работу.

Календарно - тематическое планирование 8 класс Б (геометрия)

№ урока

Дата

по плану

Дата

фактически

Тема урока

Примечание

1

02.09.2014

Многоугольники

2

05.09.2014

Многоугольники

3

09.09.2014

Параллелограмм

4

12.09.2014

Признаки параллелограмма

5

16.09.2014

Признаки параллелограмма

6

19.09.2014

Трапеция

7

23.09.2014

Трапеция

8

26.09.2014

Трапеция

9

30.09.2014

Прямоугольник

10

03.10.2014

Ромб и квадрат

11

07.10.2014

Ромб и квадрат

12

10.10.2014

Осевая и центральная симметрия

13

14.10.2014

Решение задач по теме: "Четырехугольники"

14

17.10.2014

Контрольная работа №1 "Четырехугольники"

15

21.10.2014

Площадь многоугольника

16

24.10.2014

Площадь многоугольника

17

Площадь параллелограмма

18

Площадь параллелограмма

19

Площадь треугольника

20

Площадь треугольника

21

Площадь трапеции

22

Площадь трапеции

23

Теорема Пифагора

24

Теорема Пифагора

25

Теорема Пифагора

26

Решение задач по теме: "Площадь"

27

Решение задач по теме: "Площадь"

28

Контрольная работа №2 по теме: "Площадь"

29

Определение подобных треугольников

30

Определение подобных треугольников

31

Первый признак подобия треугольников

32

Второй признак подобия треугольников

33

Третий признак подобия треугольников

34

Признаки подобия треугольников

35

Признаки подобия треугольников

36

Контрольная работа №3 по теме: "Подобные треугольники"

37

Средняя линия треугольника

38

Средняя линия треугольника

39

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

40

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

41

Практические приложения подобия треугольников

42

Практические приложения подобия треугольников

43

Подобие произвольных фигур

44

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника

45

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника

46

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника

47

Контрольная работа №4 по теме: "Подобные треугольники"

48

Касательная к окружности

49

Касательная к окружности

50

Касательная к окружности

51

Центральные и вписанные углы

52

Центральные и вписанные углы

53

Центральные и вписанные углы

54

Самостоятельная работа по теме: "Центральные и вписанные углы"

55

Четыре замечательные точки треугольника

56

Четыре замечательные точки треугольника

57

Четыре замечательные точки треугольника

58

Вписанная и описанная окружности

59

Вписанная и описанная окружности

60

Вписанная и описанная окружности

61

Самостоятельная работа по теме: "Вписанная и описанная окружность"

62

Решение задач по теме: "Окружность"

63

Решение задач по теме: "Окружность"

64

Контрольная работа №5 по теме: "Окружность"

65

Повторение. Решение задач.

66

Повторение. Решение задач.

67

Повторение. Решение задач.

68

Промежуточная аттестация за год






Учебно-методическое обеспечение:

  • Атанасян Л.С. Геометрия: учебник для 7 - 9 кл. образовательных учреждений;

  • А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова «Алгебра и геометрия - 8», самостоятельные и контрольные работы;

  • Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 8 кл.;

  • Атанасян Л. С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю. А. и др.Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах. Книга для учителя. Изд. - М.:Просвещение, 2012.

  • Атанасян Л. С., Глазков Ю.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Геометрия, 7», М.-Изд.Просвещение, 2013

  • Гаврилова Н.Ф.. Поурочные разработки по геометрии 8 класс. - М: ВАКО, 2012.

  • Диск геометрия \КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТЫ 5-9 КЛАССЫ\8 КЛАСС - ГЕОМЕТРИЯ

  • ЦОР

Список литературы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике / Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 128 с.

  2. Примерная программа основного общего образования по математике, рекомендованная Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 128 с.

  3. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2008. - с. 19-21

  4. Государственный образовательный стандарт общего образования / Официальные документы в образовании. - 2004. №24-25.

© 2010-2022