Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Логарифмическая функция, её свойства и график».

Бывалина Л.Л., учитель математики МБОУ СОШ с.Киселевка Ульчского района Хабаровского края

Алгебра 10 класс

Тема урока: «Логарифмическая функция, её свойства и график».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • сформировать представление о логарифмической функции, ее основных свойствах;

  • сформировать умение выполнять построение графика логарифмической функции;

  • содействовать развитию умений выявлять свойства логарифмической функции по графику;

  • развитие навыков работы с текстом, умения анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать, использовать;

  • развитие умений работать в парах, микрогруппах (навыки общения, диалога, принятие совместного решения)

Используемая технология: технология развития критического мышления, технология работы в сотрудничестве

Используемые приемы: верные, неверные утверждения, ИНСЕРТ, кластер, синквейн

Оборудование: презентация PowerPoint, интерактивная доска, раздаточный материал (карточки, текстовый материал, таблицы), листы бумаги в клетку,

Ход урока:

Стадия вызова:

Вступление учителя. Мы работаем над освоением темы «Логарифмы». Что на данный момент мы знаем и умеем?

Ответы учащихся.

Знаем: определение, свойства логарифма, основное логарифмическое тождество, формулы перехода к новому основанию, области применения логарифмов.

Умеем: вычислять логарифмы, решать простейшие логарифмические уравнения, производить преобразования логарифмов.

С каким понятием тесно связано понятие логарифма? (с понятием степени, т.к. логарифм - показатель степени)

Задание учащимся. Используя понятие логарифма, заполните две любые таблицы при

а > 1 и при 0 < a < 1(Приложение №1)

х

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

1

2

4

8

16

х

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

1

2

4

8

16

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

х

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

1

3

9

х

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

1

3

9

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

-2

-1

0

1

2

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

2

1

0

-1

-2

Проверка работы групп.

Что представляют собой представленные выражения? (показательные уравнения, показательные функции)

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график, Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график, Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график, Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

Задание учащимся. Решите показательные уравнения с помощью выражения переменной х через переменную у.

В результате этой работы получаются формулы:

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график , Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график , Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график, Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

В полученных выражениях поменяем местами х и у. Что получилось у нас?

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график , Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график , Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график, Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

Как бы вы назвали эти функции? (логарифмические, так как переменная стоит под знаком логарифма). Как записать эту функцию в общем виде? Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график.

Тема нашего урока «Логарифмическая функция, её свойства и график».

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

Логарифмическая функция - это функция вида , где а - заданное число, а>0, а≠1.

Наша задача - научиться строить и исследовать графики логарифмических функций, применять их свойства.

На столах у вас лежат карточки с вопросами. Все они начинаются со слов «Верите ли вы, что…»

Ответ на вопрос может быть только «да» или «нет». Если «да», то справа от вопроса в первом столбце поставьте знак «+», если «нет», то знак «-». Если сомневаетесь - поставьте знак «?».

Работайте в парах. Время работы 3 минуты. (Приложение №2)

п/п

Вопросы:

А

Б

В

Верите ли вы, что…

1.

Ось Оу является вертикальной асимптотой графика логарифмической функции.

+

2.

Показательная и логарифмическая функции взаимно обратные функции

+

3.

Графики показательной у=ах и логарифмической Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и графикфункций симметричны относительно прямой у = х.

+

4.

Область определения логарифмической функцииУрок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график - вся числовая прямаяУрок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и графикхУрок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график (-∞, +∞)

-

5.

Область значений логарифмической функцииУрок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график- промежуток уУрок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график (0, +∞)

-

6.

Монотонность логарифмической функции зависит от основания логарифма

+

7.

Не каждый график логарифмической функции Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и графикпроходит через точку с координатами (1; 0).

-

8.

Логарифмическая кривая это та же экспонента, только по-другому расположенная в координатной плоскости.

+

9.

Выпуклость логарифмической функции не зависит от основания логарифма.

-

10.

Логарифмическая функция не является ни чётной, ни нечётной.

+

11.

Логарифмическая функция имеет наибольшее значение и не имеет наименьшего значения при а > 1 и наоборот при 0 < a < 1

-

После окончания работы учитель предлагает поделиться своим мнением с классом (2 мин).

Заслушав ответы учащихся, заполняется первый столбец сводной таблицы на доске.

Стадия осмысления содержания (10 мин).

Подводя итоги работы с вопросами таблицы, учитель готовит учеников к мысли, что, отвечая на вопросы, мы пока не знаем, правы мы или нет.

Задание группам. Ответы на вопросы можно найти, изучив текст §4 стр.240-242. Но предлагаю не просто читать текст, а выбрать одну из четырёх ранее полученных функций:Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график,Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график, Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график, Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график, построить её график и выявить по графику свойства логарифмической функции. Каждый член группы это делает в тетради. А затем на большом листе в клетку строят график функции. После завершения работы представитель каждой из групп выступает с защитой своей работы.

Задание группам. Обобщите свойства функции Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и графикдля а > 1 и 0 < a < 1 (Приложение №3)


Свойства функции у = loga x при a > 1.


  1. область определения: хУрок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график (0; +∞);

  2. множество значений: уУрок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график (-∞, +∞);

  3. возрастает на (0; +∞ );

  4. не является ни четной, ни нечетной;

  5. не ограничена сверху, не ограничена снизу (неограниченная);

  6. не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значений;

  7. непрерывна;

  8. выпукла вверх;

  9. у>0 при х>1, у<0 при 0<х<1.

Свойства функции у = loga x , при 0 < a < 1.


  1. область определения: хУрок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график (0; +∞);

  2. множество значений: уУрок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график (-∞, +∞);

  3. убывает на (0; +∞ );

  4. не является ни четной, ни нечетной;

  5. не ограничена сверху, не ограничена снизу (неограниченная);

  6. нет ни наибольшего, ни наименьшего значений;

  7. непрерывна;

  8. выпукла вниз;

  9. у<0 при х>1, у>0 при 0<х<1.




Ось Оу является вертикальной асимптотой графика логарифмической функции и в случае, когда a>1, и в случае, когда 0.

График функции у = loga x проходит через точку с координатами (1;0)

Задание группам. Докажите, что показательная и логарифмическая функции взаимно обратны.

Ученики в одной системе координат изображают график логарифмической и показательной функции

Рассмотрим одновременно две функции: показательную у = ах и логарифмическую у = loga х.

На рис.2 схематически изображены графики функций у = аx и у = loga х в случае, когда a>1.

На рис.3 схематически изображены графики функций у = аx и у = loga х в случае, когда 0 < a < 1.

рис.3.

рис.2.




Справедливы следующие утверждения.


Поэтому показательная у = аxи логарифмическая у = loga х функции взаимно обратны.

График функции у = logaх называют логарифмической кривой, хотя на самом деле нового названия можно было не придумывать. Ведь это та же экспонента, что служит графиком показательной функции, только по-другому расположенная на координатной плоскости.

Стадия рефлексии. Предварительное подведение итогов.

Вернемся к вопросам, рассмотренным в начале урока, и обсудим полученные результаты. Посмотрим, может быть, наше мнение после работы изменилось.

Учащиеся в группах сопоставляют свои предположения с информацией, полученной в ходе работы с учебником, построения графиков функций и описаний их свойств, вносят в таблицу изменения, делятся мыслями с классом, обсуждают ответы на каждый вопрос.

Стадия вызова. Как вы думаете, в каких случаях, при выполнении каких заданий можно применить свойства логарифмической функции?

Предполагаемые ответы учащихся: решения логарифмических уравнений, неравенств, сравнения числовых выражений, содержащих логарифмы, построения, преобразования и исследования более сложных логарифмических функций.

Стадия осмысления содержания.

Работа на распознавание графиков логарифмических функций, нахождение области определения, определение монотонности функций. (Приложение №4)

1. Найдите область определения функции:

1) у= log0,3 х 2) у= log2 (х-1) 3) у= log3 (3-х)

  1. (0; +∞) б) (1;+∞) в) (-∞; 3) г) (0;1]

2. При каких значениях х имеет смысл функция: 1) у = log3 х2 2) у = log5 (-х) 3) у = lgх│

а) х≠0 б) х>0 в) x<0

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график3. Какие из перечисленных функций являются возрастающими?

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и графика) у=log5 х б) в) у= logπ х г)

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график4. Укажите рисунок, на котором изображен график функции

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и графикУрок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и графикУрок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и графикУрок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график


Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график а) б) в) г)

5. Какие их точек АУрок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график, ВУрок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график, С(5;-1) принадлежат графику функции

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и графикУрок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график6. Сравните числа:

а) б)

7. Установите знак выражения:

Урок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и графикУрок по теме Логарифмическая функция, ее свойства и график

а) б)

Ответы.

1

2

3

4

5

6

7

1)а, 2)б, 3)в

1)а, 2)в, 3)а

а, в

в

В, С

а)< б) >

а)<0 б) <0

Чтобы расширить знания по изучаемому вопросу, обучающимся предлагается текст «Применение логарифмической функции в природе и технике». (Приложение №5) Используем технологический прием «Кластер» для сохранения интереса к теме.

«Находит ли эта функция применение в окружающем нас мире?», ответим на этот вопрос после работы над текстом о логарифмической спирали.

Составление кластера «Применение логарифмической функции». Ученики работают в группах, составляя кластеры. Затем происходит защита кластеров, обсуждение их.

Пример кластера.

Применение логарифмической функции

Природа


Рефлексия

  • О чем вы не имели представления до сегодняшнего урока, и что теперь вам стало ясно?

  • Что нового вы узнали о логарифмической функции и ее приложениях?

  • С какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий?

  • Выделите тот вопрос, который для вас оказался менее понятным.

  • Какая информация вас заинтересовала?

  • Составьте синквейн «логарифмическая функция»

  • Оцените работу своей группы (Приложение №6 «Лист оценки работы группы»)

Синквейн.

  1. Логарифмическая функция

  1. Неограниченная, монотонная

  1. Исследовать, сравнивать, решать неравенства

  1. Свойства зависят от величины основания логарифмической функции

  1. Экспонента

Домашнее задание: § 4 стр.240-243, № 69-75 (четные)

Литература:

  1. Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно-математический курс. - М. : Школа-Пресс,1998.-160 с.: ил. (Библиотека журнала «Математика в школе». Вып. 7.)

  2. Заир.Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М. Просвещение, 2011. - 223 с.

  3. Колягин Ю.М. Алгебра и начала анализа. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профильный уровни. - М .: Просвещение, 2010.

  4. Корчагин В.В. ЕГЭ-2009. Математика. Тематические тренировочные задания. - М.: Эксмо, 2009.

  5. ЕГЭ-2008. Математика. Тематические тренировочные задания/ Корешкова Т.А. и др.. - М.: Эксмо, 2008


3


© 2010-2022