- Преподавателю
- Математика
- Использование ЭОР на уроках математики в 5-6 классах
Использование ЭОР на уроках математики в 5-6 классах
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Васина Л.В. |
Дата | 06.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Использование ЭОР на уроках математики
Альдебенева Людмила Степановна,
учитель математики ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Старый Маклауш муниципального района Клявлинский Самарской области
Введение
Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения.
Президент России Д.А.Медведев по итогам заседания Совета по развитию информационного общества от 8 июля 2010 года поручил обеспечить масштабное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс.
В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи - всё это примеры электронных образовательных ресурсов, то есть таких образовательных ресурсов, для воспроизведения которых требуется компьютер.
ЭОР(ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Эксперимент по внедрению ЭОР стартовал около 8 лет назад В 2004 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) в каждую российскую школу были поставлены 49 дисков с отобранными по конкурсу лучшими на то время ЭОР.
Тогда под этим подразумевались различные мультимедийные обучающие программы по школьным предметам.
В 2006-2010гг. в рамках реализации ФЦПРО и проекта «Информатизация системы образования» было разработано свыше 130 тысяч различных электронных образовательных ресурсов. К ним относятся комплекты к школьным учебникам, мультимедийные образовательные модули по предметам школьной программы, интерактивные карты, виртуальные лаборатории, электронные энциклопедии и словари, подборки музыкальных художественных произведений в цифровом виде…Всё это было выложено в Федеральную систему информационных образовательных ресурсов и стало доступно каждой российской школе через Интернет.
Раздел 1. Общие направления использования ЭОР в процессе обучения по математике
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС).
Он включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, условиям реализации основных образовательных программ и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Стандартом предусмотрены три вида результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
-
личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
-
метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
-
предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математической логикой; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.
Таким образом, возникает необходимость внедрения инноваций в учебный процесс школы с целью повышения качества образования. Одним из способов решения этой проблемы является применение в образовательном процессе электронных и цифровых образовательных ресурсов (ЭОР и ЦОР).
Главная, весьма трудоёмкая, но очень интересная задача будет состоять в разумном использовании ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге - для каждого ученика.
Использование ЦОР в процессе обучения математике наряду с предметными результатами способствует эффективному формированию информационной компетенции, общепредметной компетенции, связанной с математическим моделированием.
Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР).
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают - совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Сеть федеральных образовательных порталов выступает основными источниками информации для пользователей, интересующихся образованием. Порталы представляют собой наиболее мощные коллекции ссылок на образовательные Интернет-ресурсы, опубликованные в российском сегменте Всемирной сети. Кроме того, порталы содержат новостные ленты, электронные библиотеки и коллекции образовательных ресурсов, справочники, средства общения педагогов и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных сервисов.
Базовые федеральные образовательные порталы:
Федеральный портал «Российское образование» edu.ru;
Российский общеобразовательный портал school.edu.ru
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена ege.edu.ru;
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» ict.edu.ru
Российский портал открытого образования openet.edu.ru.
В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. Но хочется акцентировать внимание на двух коллекциях. Это:
-
Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов (ФЦИОР) (fcior.edu.ru);
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК)
(school-collection.edu.ru).
На сайте ФЦИОР ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс - открытая образовательная модульная мультимедиа система. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Тригонометрические функции», ТЭ «Алгебраические уравнения» и т.д.
Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
-
модуль получения информации (И-тип);
-
модуль практических занятий (П-тип);
-
модуль контроля (в общем случае - аттестации) (К-тип).
При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов: каталог, коллекции, инструменты, электронные издания, региональные коллекции, новости.
Раздел «Математика» в Единой коллекции содержит различные ресурсы, которые объединены в следующие четыре типа.
1. Источники информации - тексты, иллюстрации, графика, звуковые файлы, видеофрагменты. Из этих элементов можно построить свой урок.
2. Образовательный инструментарий, который можно включать в свой урок. Эти инструменты подразделяются на инструменты учебной деятельности и инструменты организации образовательного процесса.
3. Методические материалы по формированию уроков.
4. Регламенты и нормативные документы. Это учебно-тематические планы, должностные инструкции, проекты приказов и распоряжений, которые призваны помогать организовывать образовательный процесс с использованием цифровых ресурсов.
Участники образовательного процесса могут использовать ЦОР Единой коллекции в своих целях - учителя в методических и практических, учащиеся - в образовательных, используя отдельные ресурсы в своих рефератах, докладах и т.д.
Раздел 2. Модели уроков по математике на основе использования ЭОР
Уроки с использованием ЭОР - это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
3.1 Урок-введение нового материала при ведущей роли учителя
План - коспект урока алгебры в 9 классе
Тема урока: квадратичная функция и её график
Цель урока: ввести понятие квадратичной функции, выработать умение строить график квадратичной функции;
Задачи:
- обучающие, формируют регулятивные УУД:
познакомить уч-ся с определением квадратичной функции;
научить уч-ся строить график квадратичной функции;
изучить с уч-ся свойства квадратичной функции.
-развивающие, формируют познавательные УУД:
развивать графические навыки учащихся, прививать им навыки чтения графиков;
развивать в уч-ся интерес к функциям.
-воспитательные, формируют личностные УУД:
формировать и развивать у уч-ся умение планировать свою работу в группах;
прививать уч-ся культуру общения и сотрудничества.
Тип урока: объяснение нового материала
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА (таблица 1)
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Организационный
момент
Приветствие.
Положительный настрой на учебную деятельность
Ответное приветствие
2
2
Вступительная часть
1.Постановка цели и задач.
2.Повторение материала, связанного с понятием функции: дать определение функции и графика функции, перечислить способы задания функции, задание на соответствие формул и графиков функций.
Воспринимают информацию, отвечают на вопросы учителя
5
3
Основная часть:
введение нового материала
1
2
Объясняет новый материал, используя материалы ЭУМ как основу для презентации
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
13
Первичное закрепление знаний
3
1.Анализирует результаты выполнения учащимися заданий.
2.Определяет ЭУМ П-типа, анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность
1.Работа по учебнику.
2.Работа в парах. Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию.Выполняют задание и размещают результаты на форуме
10
10
4
Домашнее задание
Задаёт и комментирует домашнее задание
Записывают домашнее задание, слушают комментарии
2
5
Итог урока
Формулирует выводы. Вопросы учащимся: какое задание самое трудное? Что нового узнали на уроке?
Фиксируют выводы. Отвечают на вопросы
3
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР ( Таблица 2)
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
информационный
аудиоинформация
Аудио фрагмент "Что такое квадратичная функция"
2
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
практический
модель
График квадратичной функции
3
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
комбинированный:
практический и контрольный
мультимедийная информация
Квадратичная функция, ее график и свойства. П1
3.2 Урок закрепления знаний и формирования умений
Конспект урока по алгебре в 9 классе
Тема урока «Функции и их свойства»
Цель урока: закрепить знания и сформировать умения у уч-ся по данной теме
Задачи урока:
обучающие: закрепить с уч-ся умения и навыки вычисления значений функции, строить графики функций, описывать свойства и распознавать виды изучаемых функций;
развивающие: развивать в уч-ся умения сравнивать, сопоставлять, моделировать реальные зависимости формулами и графиками; развивать интерес к предмету с помощью ЭОР, познавательную и творческую деятельность учащихся;
воспитательные: воспитывать в уч-ся трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, умение высказывать свою точку зрения.
Тип урока: закрепление нового материала
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная работа
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная часть.
-
проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;
-
определение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений.
3. Основная часть:
-
воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;
Область определения и область значений функции
В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов открываем набор ЭОРов к учебнику «Алгебра», 9 класс. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Выбираем ресурс
Открываем «Практика». Учащиеся знакомятся по необходимости с содержанием пошаговых подсказок, решают, записывают ответ. Учитель по необходимости оказывает помощь, отвечает на вопросы, даёт необходимые пояснения.
Открываем «Контроль».
-
перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений.
Открываем ФЦИОР. Выбираем предмет «Математика» 9кл.
Функция. Область определения и область значений функции. К1
Учащиеся выполняют контрольное задание. Для этого открывают модуль К- типа (задания с выбором ответа) из 5 сцен. 6-я сцена - статистика. Учитель анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность.
4. Домашнее задание.
5. Заключительная часть. Подведение итогов урока.
3.3. Урок - решение задач
Целью такого урока является формирование новых приемов, способов, методов решения задач на основе усвоенных теоретических знаний.
Этот урок может быть проведен как в форме индивидуальной работы, так и по группам.
Основой таких уроков являются ЭУМ П-типа, содержащие задания, решения которых носят неалгоритмический характер и предполагают осуществление поиска. ЭУМ П-типа определяет учитель.
Применяются также ЭУМ И-типа, которые включают в себя необходимые сведения для решения задач. При этом учитель может рекомендовать определенные ЭУМ И-типа, а может предложить учащимся самостоятельно найти ЭУМ, включающие в себя необходимые сведения.
Приведенные выше примеры лишь иллюстрируют возможности ЭОР нового поколения в условиях построения инновационного образовательного процесса. Спектр педагогических технологий, в которые могут быть включены ЭОР нового поколения достаточно широк. Среди них можно назвать: технологии рефлексивного, игрового, проблемного обучения, группового взаимодействия, кейс-технологию и т.п.
При разработке сценария урока необходимо:
· Четко обозначить тему и цели урока
· Доступно изложить материал урока, по возможности используя электронные образовательные ресурсы.
· В сценарий урока можно включать видеоматериалы, графические изображения (экранные копии) и ссылки на сетевые ресурсы.
· Если ресурсов федеральных коллекций недостаточно, то можно ссылаться на другие известные Вам ресурсы или собственные разработки
· По возможности создать условия для самостоятельной работы учащихся при рассмотрении учебного материала
· Предусмотреть контрольные элементы урока, включив в сценарий урока соответствующие задания или интерактивные тесты
· Указать ссылки на дополнительные источники информации по рассматриваемому вопросу (сайты, CD, учебные пособия). Желательно наличие ссылок на занимательные материалы по изучаемому вопросу
· Предусмотреть домашнее задание, в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов
· Учитывать необходимость подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Заключение
При выборе или создании электронных образовательных ресурсов необходимо учесть следующее. ЭОРы должны:
-
соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки РФ, используемым предметным программам;
-
ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
-
обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
-
предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
-
обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
-
превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;
-
иметь удобный интерфейс.
Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".
Список литературы
1. Вестник образования России. Декабрь 2011г.
2. Кузнецова М.В. Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. Академия АйТи.2011г.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия,2000г.
4. Петрова О.Н. Мотивация учения. - Математика. 2004г.
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК)
school-collection.edu.ru
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
fcior.edu.ru
7. Российский портал открытого образования
openet.edu.ru
8. Федеральный портал «Российское образование» edu.ru
22