Конспект урока математики по теме Какая площадь больше

Конспект урока математики по теме "Какая площадь больше" для УМК "Перспективная начальная школа" для обучающихся 3 классов.Тип урока: изучение нового материала.На данный урок были определены следующие цели:Образовательные:– знакомство с новой величиной — площадь; – понимание того, что реальные предметы и геометрические фигуры могут отличаться не только формой, линейными размерами, но и возможностью занимать определенную часть поверхности, то есть площадь;Развивающие: – совершенствовать вычислите...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Какая площадь больше?»

Задачи урока:

1. Образовательные:
- знакомство с новой величиной - площадь;

- понимание того, что реальные предметы и геометрические фигуры могут отличаться не только формой, линейными размерами, но и возможностью занимать определенную часть поверхности, то есть площадь;

2. Развивающие:
- совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи;
- развивать внимание, познавательные способности учащихся;
- формировать коммуникативные умения и навыки.

3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению математики;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, воспитывать соблюдение здорового образа жизни, адекватной самооценки.

формирование УУД:

личностные: проявление интереса к новому материалу

регулятивные: постановка и решение проблем; выполнение заданий с помощью рисунков.

познавательные: выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания, используя математические термины

Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная.

На уроке использованы следующие методы обучения:

1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, объяснение, рассказ, практическая работа.
3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, изучение нового материала, закрепление, физкультминутка.
4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
5. Методы стимулирования и мотивации к учению: создание ситуации успеха.
6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: фронтальный контроль, индивидуальный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия.

Пропедевтика: единицы измерения площади.

Повторение: решение задач, геометрические фигуры, нахождение периметра фигур.

Учебно-методическое обеспечение: У-2, Т-2.

1. Вводная часть урока СЛАЙД 1

Личностные УУД: положительный эмоциональный настрой на урок.

2. Актуализация знаний.

Познавательные УУД: выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания, используя математические термины.

Устный счет. Повторение пройденных тем. СЛАЙД 2

- Найдите лишнее выражение. Аргументируйте свой ответ.

35 х 0 0 х 94 0 : 48

35 + 0 0 + 94 48 : 1

35 х 1 1 х 94 48 - 1

35 : 35 1+ 94 48 : 0

3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи самостоятельно.

Личностные УУД: учёт позиции собеседника.

- Ребята, положите перед собой линейку, тетрадь, пенал, мобильный телефон. Скажите, каждый из этих предметов на вашем столе занимает одинаковое место?

Слушаем ответы.

Сообщаем о том, что одни предметы занимают меньше места, другие - больше. От чего это зависит, как вы думаете?

(ответы детей: они отличаются формой, длиной, шириной и занимаемым местом, т.е. площадью.

- Какое новое слово вам сегодня встретилось на уроке математики? СЛАЙД 3

Если заглянуть в толковый словарь, то вот что можно обнаружить. СЛАЙД 4 (метапредметная связь с русским языком)

- Как вы думаете, о каком из значений слова «площадь» пойдёт речь на уроке?

- Можно ли сказать, что и у геометрических фигур есть площадь?

- Какие геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей) СЛАЙД 5

- Что мы научились находить у таких фигур, как: треугольник, прямоугольник, квадрат? (Р). А что это такое?

Самостоятельная работа с последующей проверкой по вариантам

1 вариант: Как найти Р треугольника со стороной 3 см? СЛАЙД 6

2 вариант: Как найти Р квадрата со стороной 3 см?

Самопроверка СЛАЙД 7 Регулятивные УУД: развитие навыков самоконтроля.

- Откройте учебник на с. 52 учебника. Прочитайте тему. «Какая площадь больше?».

СЛАЙД 8

- Чему должны сегодня научиться? (На уроке мы научимся сравнивать величины, которые называются площадью.)

Познавательные УУД: поиск информации в учебной книге.

ФИЗМИНУТКА

4. Постановка проблемы.

Личностные: проявление интереса к новому материалу

Задание № 143 (У-2, с. 52) и задание № 81 (Т-2, с. 37)

Учащиеся самостоятельно читают первые два абзаца задания, рассматривают планы (межпредметная связь с окр. миром) комнаты и веранды. (По периметру эти помещения равны, но гарантирует ли это, что при покраске пола в этих помещениях будет выполнена одинаковая работа?)

5. Выход из затруднения, «открытие нового знания».

Познавательные УУД: выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания, используя математические термины

Просим прочитать третий абзац задания и выяснить, как решила проблему Маша.

(Мысленно разбить полы комнаты и веранды на квадраты со стороной 1 м.)

задание № 81 (Т-2, с. 37)

- Сколько таких квадратов на левом рисунке? (15).

- Сколько таких квадратов на правом рисунке? (16).

Вывод: площадь, которую занимает веранда, больше площади, которую занимает комната. Значит, Маша закрасила на 1 квадрат больше, чем Миша.

Как мы выяснили, что комнаты по площади разные?

5. Развитие умений.

РегулятивныеУУД: выполнение заданий с помощью рисунков.

Задание № 144 (У-2, с. 53) и задание № 82 (Т-2, с. 37)

- Сравните площади предложенных фигур. Как доказать, что площадь прямоугольника больше площади круга?

Ожидаемый ответ: надо разбить площадь фигуры на квадраты со стороной 1 см.

Предлагаем ученикам на глаз разбить на квадраты (1 см х 1 см) прямоугольник и

круг и подсчитать примерно, сколько квадратов покрывает площадь круга и площадь

прямоугольника Задание № 82 (Т-2, с. 37).

Вывод: площадь прямоугольника больше площади круга, т.к. прямоугольник содержит больше квадратов (1 см х 1 см), чем круг.

Задание № 145 (У-2, с. 53)

РегулятивныеУУД: выполнение заданий с помощью рисунков.

Выясняем, что первая фигура разбита на 7 квадратов, а вторая фигура разбита

на 9 таких же квадратов. Следовательно, фигура, площадь которой больше площади

первой фигуры, но меньше площади второй фигуры, может быть равна 8 квадратам,

так как 7 < 8 < 9.

- Постройте фигуру, площадь которой равна 8 квадратам со стороной 1 см.

6. "Гимнастика для глаз".

Задача: предупредить зрительное утомление у учащихся, снятие усталости глаз, профилактика близорукости и улучшение зрения.

Задание № 147 (У-2, с. 54)

РегулятивныеУУД: выполнение заданий с помощью рисунков.

- Сравните данные фигуры по площади.

( площадь круга меньше площади квадрата, так как круг лежит внутри квадрата).

- Всегда ли фигуру меньшей площади можно расположить внутри фигуры с большей площадью и проиллюстрировать ответ рисунком.

Задание № 148 (У-2, с. 54) - у доски

Познавательные УУД: выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания, используя математические термины

15 кв. - 3 кв. = 12 кв.

Ответ: прямоугольник разбит на 12 квадратов.

- Начертите этот прямоугольник в тетрадях.

Какие стороны может иметь прямоугольник? (12 см и 1 см, 3 см и 4 см или 6 см и 2 см), но во всех случаях площадь фигуры будет состоять из 12 равных между собой квадратов.

7. Задание на дом: № 83 (Т-2, с. 37), № 423 (У-2, с. 138).

8. Итог урока.

9. Рефлексия

- Ребята, оцените себя в конце урока.

  1. испытываю затруднения при усвоении новых знаний;

  2. усвоил новые знания, но мне нужна помощь;

  3. усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

Самоанализ урока по учебному предмету "Математика". 3г класс

Урок математики по теме «Какая площадь больше?» был проведён в 3 г классе.

В классе обучается 26 человек, 12 мальчиков и 14 девочек.

Урок по теме: "«Какая площадь больше?» " был проведён в 3г классе МБОУ СОШ № 7" по УМК "Перспективная начальная школа". Первый урок в разделе "Знакомство с новой величиной - площадью". На изучение данного раздела отводится 5 часов, темы - 1 час.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию по учебнику "Математика", 3 класс (3 часть), авторы Чекин А.Л., М.: Академкнига, 2012 год.

Тип урока: изучение нового материала.

На данный урок были определены следующие цели:

Образовательные:
- знакомство с новой величиной - площадь;

- понимание того, что реальные предметы и геометрические фигуры могут отличаться не только формой, линейными размерами, но и возможностью занимать определенную часть поверхности, то есть площадь;

Развивающие:
- совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи;
- развивать внимание, познавательные способности учащихся;
- формировать коммуникативные умения и навыки.

Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению математики;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.

Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная.

На уроке использованы следующие методы обучения:

1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, объяснение, рассказ, практическая работа.
3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, изучение нового материала, закрепление, физкультминутка.
4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
5. Методы стимулирования и мотивации к учению: создание ситуации успеха.
6.Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: фронтальный контроль, индивидуальный контроль, самоконтроль, рефлексия.

Для эффективной реализации целей и задач урока были использовано следующее оборудование и оснащение урока:

Информационные учебно-наглядные пособия:
- презентация к уроку для учащихся";
- презентация физкультминутки, тренажёр для глаз

Технические средства информации:
- программа Microsoft Office-Power Point.

Реализация поставленных целей урока на каждом этапе.

I. Организационный момент. (1 мин.)

Задача: включение учащихся в учебную деятельность, создание эмоционального настроя.

Слайд №1 "Презентация к уроку для учащихся".

На данном этапе проверяется готовность класса к уроку, создаются условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность и сотрудничества с учителем. С этой целью были предложены следующие строки:

Давайте, ребята, учиться считать…

Цель на данном этапе урока была достигнута, ребята быстро включились в учебную деятельность и настроились на работу.

Методы обучения: словесный.

II. Этап подготовки обучающихся к активному, сознательному усвоению знаний.

1. Повторение изученных тем. Слайд № 2

1.1 Задача: повторение правил: деление на число 1, деление числа на само себя, деление числа 0 на натуральное число, делить на 0 нельзя;

закрепление умения применять правила на практике.

1. 2. Совершенствование вычислительных навыков.

Задача: отработка приёмов деления, сложения, вычитания с 0 и 1.

На данном этапе совершенствуются приёмы устных вычислений. Ученики смотрят на экран и устно выполняют задания.

2. Введение в новую тему. Слайды № 3, 4, 5,6

Задача: подготовить учащихся к восприятию новой темы.

Методы обучения: наглядный, словесный, фронтальный контроль

На данном этапе урока дети работают с лексическим значением слова «площадь», учатся выделять нужную информацию, повторяют названия геометрических фигур, правило нахождения периметра фигур.

III. Физкультминутка.

Задача: релаксация.

Данный этап урока использован с учётом здоровьеcберегающих технологий. Вместе с учителем обучающиеся проводят оздоровительную паузу для снятия утомляемости. Это также способствовало поддержке эмоционального настроя в классе.

IV. Постановка цели и задач урока. Слайд № 7

Задача: определить содержательные рамки урока, сообщить тему и цели урока.

Ребята принимали участие в определении темы урока. Сделали вывод, что на уроке мы будем говорить о площадях фигур. Были определены задачи урока: познакомиться с новой величиной «площадь», научиться понимать, что реальные предметы и геометрические фигуры могут отличаться не только формой, линейными размерами, но и возможностью занимать определенную часть поверхности, то есть площадь и применять полученные знания на практике.

1. Создание проблемной ситуации.

Задача: сравнить выполненную Машей и Мишей работу по покраске пола в двух помещениях.

Предлагаю выполнить № 143 на с.52 учебника. Что заметили?

Дети заметили, что по периметру эти помещения равны, а по форме разные.

Просим прочитать третий абзац задания и выяснить, как решила проблему Маша.

(Мысленно разбить полы комнаты и веранды на квадраты со стороной 1 м.)

Вывод: площадь, которую занимает веранда, больше площади, которую занимает комната. Значит, Маша закрасила на 1 квадрат больше, чем Миша.

Методы обучения: частично - поисковый, словесный, наглядный.

V. Развитие умений.

Задание № 144 (У-2, с. 53) и задание № 82 (Т-2, с. 37)

Задача: познакомить со способами сравнения площадей разных фигур.

Как доказать, что площадь прямоугольника больше площади круга? Сколько можно найти способов сделать это?

Ожидаемый ответ: 1. На глаз сравнить площади двух данных фигур;

2. Надо разбить площадь фигуры на квадраты со стороной 1 см.

Сделали вывод: площадь прямоугольника больше площади круга, т.к. прямоугольник содержит больше квадратов (1 см х 1 см), чем круг.

Задание № 145 (У-2, с. 53) - практическая работа.

Выяснили, что 1 фигура состоит из 7 квадратов, а 2-я фигура - из 9. Следовательно, фигура, площадь которой больше площади первой фигуры, но меньше площади второй фигуры, может быть равна 8 квадратам, так как 7 < 8 < 9.

Сделали вывод: нужно начертить фигуру, состоящую из 8 таких квадратов.

Методы обучения: беседа, объяснение, частично - поисковый, объяснительно-иллюстративный.

VI. "Гимнастика для глаз".

Задача: предупредить зрительное утомление у учащихся, снятие усталости глаз, профилактика близорукости и улучшение зрения.

VII. Закрепление нового материала.

Работа по учебнику.

Задание № 147 (У-2, с. 54) - устно

- Сравните данные фигуры по площади.

( площадь круга меньше площади квадрата, так как круг лежит внутри квадрата).

- Всегда ли фигуру меньшей площади можно расположить внутри фигуры с большей площадью?

Задача: закрепить способы сравнения площадей разных фигур, развивать мыслительные способности школьников.

Решение задачи. Задание № 148 (У-2, с. 54) - у доски

Задача: проверить уровень сформированности знания и умения применять правила выполнения действий на практике, совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.

Обучающийся читает задачу в учебнике Задание № 148, составляет краткую запись задачи. Детям дана установка: решить задачу, построить второй прямоугольник в тетради.

Проверка решения задачи.

Методы обучения: репродуктивный, наглядный, словесный, практическая работа, фронтальный, индивидуальный опросы, взаимоконтроль, самоконтроль

VIII. Домашнее задание.

Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, объяснить методику его выполнения.

Т2, № 83

Метод обучения: объяснение.

IX. Итоги урока.

X. Рефлексия.

Задача: осознание уровня усвоения нового материала.

На этапе рефлексии каждый учащийся по слайду сделал самооценку уровня усвоения нового материала по новой теме.

- Подведение итогов урока

Методы обучения: объяснение, рефлексия.

Вывод:

Все методы, приемы обучения, форма организации учебно-познавательной деятельности, средства обучения обеспечили выполнение дидактических целей.

Содержание учебного материала было направлено на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Все этапы взаимосвязаны между собой. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное распределение рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся. На уроке присутствовала атмосфера сотворчества и сотрудничества.

Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формируют собственное мнение и позицию, используют устную речь для регуляции своего действия. Все задания урока позволили работать над формированием общеучебных умений, навыков (учебно-познавательных, учебно-коммуникативных, учебно-организационных, учебно-информационных, личностных).

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровье сберегающие технологии: физкультурная пауза, гимнастика для глаз.

С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к изучению математики, чувства коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.

Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоении темы. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Все поставленные задачи урока удалось реализовать.


© 2010-2022