- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока математики по теме Какая площадь больше
Конспект урока математики по теме Какая площадь больше
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Демченко Н.С. |
Дата | 21.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Какая площадь больше?»
Задачи урока:
1. Образовательные:
- знакомство с новой величиной - площадь;
- понимание того, что реальные предметы и геометрические фигуры могут отличаться не только формой, линейными размерами, но и возможностью занимать определенную часть поверхности, то есть площадь;
2. Развивающие:
- совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи;
- развивать внимание, познавательные способности учащихся;
- формировать коммуникативные умения и навыки.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению математики;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, воспитывать соблюдение здорового образа жизни, адекватной самооценки.
формирование УУД:
личностные: проявление интереса к новому материалу
регулятивные: постановка и решение проблем; выполнение заданий с помощью рисунков.
познавательные: выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания, используя математические термины
Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная.
На уроке использованы следующие методы обучения:
1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, объяснение, рассказ, практическая работа.
3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, изучение нового материала, закрепление, физкультминутка.
4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
5. Методы стимулирования и мотивации к учению: создание ситуации успеха.
6. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: фронтальный контроль, индивидуальный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия.
Пропедевтика: единицы измерения площади.
Повторение: решение задач, геометрические фигуры, нахождение периметра фигур.
Учебно-методическое обеспечение: У-2, Т-2.
1. Вводная часть урока СЛАЙД 1
Личностные УУД: положительный эмоциональный настрой на урок.
2. Актуализация знаний.
Познавательные УУД: выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания, используя математические термины.
Устный счет. Повторение пройденных тем. СЛАЙД 2
- Найдите лишнее выражение. Аргументируйте свой ответ.
35 х 0 0 х 94 0 : 48
35 + 0 0 + 94 48 : 1
35 х 1 1 х 94 48 - 1
35 : 35 1+ 94 48 : 0
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи самостоятельно.
Личностные УУД: учёт позиции собеседника.
- Ребята, положите перед собой линейку, тетрадь, пенал, мобильный телефон. Скажите, каждый из этих предметов на вашем столе занимает одинаковое место?
Слушаем ответы.
Сообщаем о том, что одни предметы занимают меньше места, другие - больше. От чего это зависит, как вы думаете?
(ответы детей: они отличаются формой, длиной, шириной и занимаемым местом, т.е. площадью.
- Какое новое слово вам сегодня встретилось на уроке математики? СЛАЙД 3
Если заглянуть в толковый словарь, то вот что можно обнаружить. СЛАЙД 4 (метапредметная связь с русским языком)
- Как вы думаете, о каком из значений слова «площадь» пойдёт речь на уроке?
- Можно ли сказать, что и у геометрических фигур есть площадь?
- Какие геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей) СЛАЙД 5
- Что мы научились находить у таких фигур, как: треугольник, прямоугольник, квадрат? (Р). А что это такое?
Самостоятельная работа с последующей проверкой по вариантам
1 вариант: Как найти Р треугольника со стороной 3 см? СЛАЙД 6
2 вариант: Как найти Р квадрата со стороной 3 см?
Самопроверка СЛАЙД 7 Регулятивные УУД: развитие навыков самоконтроля.
- Откройте учебник на с. 52 учебника. Прочитайте тему. «Какая площадь больше?».
СЛАЙД 8
- Чему должны сегодня научиться? (На уроке мы научимся сравнивать величины, которые называются площадью.)
Познавательные УУД: поиск информации в учебной книге.
ФИЗМИНУТКА
4. Постановка проблемы.
Личностные: проявление интереса к новому материалу
Задание № 143 (У-2, с. 52) и задание № 81 (Т-2, с. 37)
Учащиеся самостоятельно читают первые два абзаца задания, рассматривают планы (межпредметная связь с окр. миром) комнаты и веранды. (По периметру эти помещения равны, но гарантирует ли это, что при покраске пола в этих помещениях будет выполнена одинаковая работа?)
5. Выход из затруднения, «открытие нового знания».
Познавательные УУД: выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания, используя математические термины
Просим прочитать третий абзац задания и выяснить, как решила проблему Маша.
(Мысленно разбить полы комнаты и веранды на квадраты со стороной 1 м.)
задание № 81 (Т-2, с. 37)
- Сколько таких квадратов на левом рисунке? (15).
- Сколько таких квадратов на правом рисунке? (16).
Вывод: площадь, которую занимает веранда, больше площади, которую занимает комната. Значит, Маша закрасила на 1 квадрат больше, чем Миша.
Как мы выяснили, что комнаты по площади разные?
5. Развитие умений.
РегулятивныеУУД: выполнение заданий с помощью рисунков.
Задание № 144 (У-2, с. 53) и задание № 82 (Т-2, с. 37)
- Сравните площади предложенных фигур. Как доказать, что площадь прямоугольника больше площади круга?
Ожидаемый ответ: надо разбить площадь фигуры на квадраты со стороной 1 см.
Предлагаем ученикам на глаз разбить на квадраты (1 см х 1 см) прямоугольник и
круг и подсчитать примерно, сколько квадратов покрывает площадь круга и площадь
прямоугольника Задание № 82 (Т-2, с. 37).
Вывод: площадь прямоугольника больше площади круга, т.к. прямоугольник содержит больше квадратов (1 см х 1 см), чем круг.
Задание № 145 (У-2, с. 53)
РегулятивныеУУД: выполнение заданий с помощью рисунков.
Выясняем, что первая фигура разбита на 7 квадратов, а вторая фигура разбита
на 9 таких же квадратов. Следовательно, фигура, площадь которой больше площади
первой фигуры, но меньше площади второй фигуры, может быть равна 8 квадратам,
так как 7 < 8 < 9.
- Постройте фигуру, площадь которой равна 8 квадратам со стороной 1 см.
6. "Гимнастика для глаз".
Задача: предупредить зрительное утомление у учащихся, снятие усталости глаз, профилактика близорукости и улучшение зрения.
Задание № 147 (У-2, с. 54)
РегулятивныеУУД: выполнение заданий с помощью рисунков.
- Сравните данные фигуры по площади.
( площадь круга меньше площади квадрата, так как круг лежит внутри квадрата).
- Всегда ли фигуру меньшей площади можно расположить внутри фигуры с большей площадью и проиллюстрировать ответ рисунком.
Задание № 148 (У-2, с. 54) - у доски
Познавательные УУД: выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания, используя математические термины
15 кв. - 3 кв. = 12 кв.
Ответ: прямоугольник разбит на 12 квадратов.
- Начертите этот прямоугольник в тетрадях.
Какие стороны может иметь прямоугольник? (12 см и 1 см, 3 см и 4 см или 6 см и 2 см), но во всех случаях площадь фигуры будет состоять из 12 равных между собой квадратов.
7. Задание на дом: № 83 (Т-2, с. 37), № 423 (У-2, с. 138).
8. Итог урока.
9. Рефлексия
- Ребята, оцените себя в конце урока.
-
испытываю затруднения при усвоении новых знаний;
-
усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
-
усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.
Самоанализ урока по учебному предмету "Математика". 3г класс
Урок математики по теме «Какая площадь больше?» был проведён в 3 г классе.
В классе обучается 26 человек, 12 мальчиков и 14 девочек.
Урок по теме: "«Какая площадь больше?» " был проведён в 3г классе МБОУ СОШ № 7" по УМК "Перспективная начальная школа". Первый урок в разделе "Знакомство с новой величиной - площадью". На изучение данного раздела отводится 5 часов, темы - 1 час.
Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию по учебнику "Математика", 3 класс (3 часть), авторы Чекин А.Л., М.: Академкнига, 2012 год.
Тип урока: изучение нового материала.
На данный урок были определены следующие цели:
Образовательные:
- знакомство с новой величиной - площадь;
- понимание того, что реальные предметы и геометрические фигуры могут отличаться не только формой, линейными размерами, но и возможностью занимать определенную часть поверхности, то есть площадь;
Развивающие:
- совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи;
- развивать внимание, познавательные способности учащихся;
- формировать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению математики;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.
Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная.
На уроке использованы следующие методы обучения:
1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, объяснение, рассказ, практическая работа.
3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, изучение нового материала, закрепление, физкультминутка.
4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
5. Методы стимулирования и мотивации к учению: создание ситуации успеха.
6.Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: фронтальный контроль, индивидуальный контроль, самоконтроль, рефлексия.
Для эффективной реализации целей и задач урока были использовано следующее оборудование и оснащение урока:
Информационные учебно-наглядные пособия:
- презентация к уроку для учащихся";
- презентация физкультминутки, тренажёр для глаз
Технические средства информации:
- программа Microsoft Office-Power Point.
Реализация поставленных целей урока на каждом этапе.
I. Организационный момент. (1 мин.)
Задача: включение учащихся в учебную деятельность, создание эмоционального настроя.
Слайд №1 "Презентация к уроку для учащихся".
На данном этапе проверяется готовность класса к уроку, создаются условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность и сотрудничества с учителем. С этой целью были предложены следующие строки:
Давайте, ребята, учиться считать…
Цель на данном этапе урока была достигнута, ребята быстро включились в учебную деятельность и настроились на работу.
Методы обучения: словесный.
II. Этап подготовки обучающихся к активному, сознательному усвоению знаний.
1. Повторение изученных тем. Слайд № 2
1.1 Задача: повторение правил: деление на число 1, деление числа на само себя, деление числа 0 на натуральное число, делить на 0 нельзя;
закрепление умения применять правила на практике.
1. 2. Совершенствование вычислительных навыков.
Задача: отработка приёмов деления, сложения, вычитания с 0 и 1.
На данном этапе совершенствуются приёмы устных вычислений. Ученики смотрят на экран и устно выполняют задания.
2. Введение в новую тему. Слайды № 3, 4, 5,6
Задача: подготовить учащихся к восприятию новой темы.
Методы обучения: наглядный, словесный, фронтальный контроль
На данном этапе урока дети работают с лексическим значением слова «площадь», учатся выделять нужную информацию, повторяют названия геометрических фигур, правило нахождения периметра фигур.
III. Физкультминутка.
Задача: релаксация.
Данный этап урока использован с учётом здоровьеcберегающих технологий. Вместе с учителем обучающиеся проводят оздоровительную паузу для снятия утомляемости. Это также способствовало поддержке эмоционального настроя в классе.
IV. Постановка цели и задач урока. Слайд № 7
Задача: определить содержательные рамки урока, сообщить тему и цели урока.
Ребята принимали участие в определении темы урока. Сделали вывод, что на уроке мы будем говорить о площадях фигур. Были определены задачи урока: познакомиться с новой величиной «площадь», научиться понимать, что реальные предметы и геометрические фигуры могут отличаться не только формой, линейными размерами, но и возможностью занимать определенную часть поверхности, то есть площадь и применять полученные знания на практике.
1. Создание проблемной ситуации.
Задача: сравнить выполненную Машей и Мишей работу по покраске пола в двух помещениях.
Предлагаю выполнить № 143 на с.52 учебника. Что заметили?
Дети заметили, что по периметру эти помещения равны, а по форме разные.
Просим прочитать третий абзац задания и выяснить, как решила проблему Маша.
(Мысленно разбить полы комнаты и веранды на квадраты со стороной 1 м.)
Вывод: площадь, которую занимает веранда, больше площади, которую занимает комната. Значит, Маша закрасила на 1 квадрат больше, чем Миша.
Методы обучения: частично - поисковый, словесный, наглядный.
V. Развитие умений.
Задание № 144 (У-2, с. 53) и задание № 82 (Т-2, с. 37)
Задача: познакомить со способами сравнения площадей разных фигур.
Как доказать, что площадь прямоугольника больше площади круга? Сколько можно найти способов сделать это?
Ожидаемый ответ: 1. На глаз сравнить площади двух данных фигур;
2. Надо разбить площадь фигуры на квадраты со стороной 1 см.
Сделали вывод: площадь прямоугольника больше площади круга, т.к. прямоугольник содержит больше квадратов (1 см х 1 см), чем круг.
Задание № 145 (У-2, с. 53) - практическая работа.
Выяснили, что 1 фигура состоит из 7 квадратов, а 2-я фигура - из 9. Следовательно, фигура, площадь которой больше площади первой фигуры, но меньше площади второй фигуры, может быть равна 8 квадратам, так как 7 < 8 < 9.
Сделали вывод: нужно начертить фигуру, состоящую из 8 таких квадратов.
Методы обучения: беседа, объяснение, частично - поисковый, объяснительно-иллюстративный.
VI. "Гимнастика для глаз".
Задача: предупредить зрительное утомление у учащихся, снятие усталости глаз, профилактика близорукости и улучшение зрения.
VII. Закрепление нового материала.
Работа по учебнику.
Задание № 147 (У-2, с. 54) - устно
- Сравните данные фигуры по площади.
( площадь круга меньше площади квадрата, так как круг лежит внутри квадрата).
- Всегда ли фигуру меньшей площади можно расположить внутри фигуры с большей площадью?
Задача: закрепить способы сравнения площадей разных фигур, развивать мыслительные способности школьников.
Решение задачи. Задание № 148 (У-2, с. 54) - у доски
Задача: проверить уровень сформированности знания и умения применять правила выполнения действий на практике, совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
Обучающийся читает задачу в учебнике Задание № 148, составляет краткую запись задачи. Детям дана установка: решить задачу, построить второй прямоугольник в тетради.
Проверка решения задачи.
Методы обучения: репродуктивный, наглядный, словесный, практическая работа, фронтальный, индивидуальный опросы, взаимоконтроль, самоконтроль
VIII. Домашнее задание.
Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, объяснить методику его выполнения.
Т2, № 83
Метод обучения: объяснение.
IX. Итоги урока.
X. Рефлексия.
Задача: осознание уровня усвоения нового материала.
На этапе рефлексии каждый учащийся по слайду сделал самооценку уровня усвоения нового материала по новой теме.
- Подведение итогов урока
Методы обучения: объяснение, рефлексия.
Вывод:
Все методы, приемы обучения, форма организации учебно-познавательной деятельности, средства обучения обеспечили выполнение дидактических целей.
Содержание учебного материала было направлено на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Все этапы взаимосвязаны между собой. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное распределение рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся. На уроке присутствовала атмосфера сотворчества и сотрудничества.
Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формируют собственное мнение и позицию, используют устную речь для регуляции своего действия. Все задания урока позволили работать над формированием общеучебных умений, навыков (учебно-познавательных, учебно-коммуникативных, учебно-организационных, учебно-информационных, личностных).
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровье сберегающие технологии: физкультурная пауза, гимнастика для глаз.
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к изучению математики, чувства коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.
Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоении темы. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Все поставленные задачи урока удалось реализовать.