Урок математики в 4 классе на тему Задачи на движение по реке

Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по математике

в 4 классе по теме

«Задачи на движение по реке».





















Учитель: Мингазова Фания Ризвановна

10.04.2014





Тема: Задачи на движение по реке.

Цели:

1)Ввести правило нахождения скорости движения по течению / против течения реки; раскрывать значение понятий «собственная скорость», «движение по течению реки», «движение против течения реки» и использовать их в активном словаре.

2)Повторить и обобщить знания, умения и навыки решения задач на движение .

3) Развивать кругозор, мышление, внимание, культуру математической речи; прививать интерес к математике.

Методы обучения: частично-поисковый (эвристический), системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка.

Формы организации урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация к уроку, приложение на электронном носителе (CD) к учебнику для 4 класса по программе "Перспектива» (авторы ; Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука), карточки с заданиями, листы самооценивания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Цель: Создание благоприятного психологического настроя на работу .

- Ребята, сегодня у нас много гостей, посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу и начнём наш урок.

- Давайте все вместе прочитаем строки, написанные на экране. 3слайд

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень точная наука,

Очень строгая наука,

Интересная наука -

Это математика!

- Ребята, вы согласны с этими словами? Вы любите математику?

- У каждого из вас на столах лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. После решения каждого задания, вы должны оценить свою работу. Как оценивать себя вы знаете.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Устный счёт. Математическая разминка. 5слайд.

- А теперь у нас математическая разминка- устно выполняем примеры и ответы записываем в порядке уменьшения.

Математическая разминка

57:3 19х4 25х3 91:7 78:13 64:4 95:19 12х7

ж в и н и е е д

- выполнение заданий в группах ( решение примеров, заполнение таблицы, отгадывание слова )

- Какое слово получилось?

- Движение. 7 слайд

Оцените себя.

- А что такое движение? 9 слайд

- Движение - это перемещение в нужном направлении.

- А из каких величин состоит процесс движения?

- Процесс движения - скорость, время, расстояние.11слайд

- Какими буквами из латинского алфавита мы обозначаем их?

- скорость -V

- время - t

- расстояние - S

- Назовите единицы измерения. 13 слайд

- Вспомним правила нахождения скорости, времени, расстояния.

- Соедини части одного и того же правила 15 слайд

- Запишите формулы на листочках, рядом записываем единицы измерения

- Обменяйтесь между собой листочками, возьмите карандаши и проверяем.

Без ошибок- 5

1 ошибка -4

2 ошибки- 3

Больше 2 ошибок- 2

- Проверьте себя по экрану. слайд 16

Запишите баллы на листах самооценки.

- Какие виды движений мы знаем?

- Встречное , в противоположных направлениях, в одном направлении.18 слайд

- А движение по какой поверхности?

- По земле, по воздуху, по воде.19 слайд

- А теперь я вам предлагаю отгадать загадки.22 слайд

- А как они называются?

- Водоёмы.

- А теперь посмотрите следующий слайд и подумайте .Чем отличаются река и озеро? 25 слайд

- Озеро -это природный водоём со стоячей водой. Река- это постоянный водоток.

- А какие реки и озёра вы знаете?

- …

- - А какие реки протекают в нашем городе?

-Кама, Мелекеска, Челнинка

- А что вы знаете о реке Кама?

- А что вы знаете о значении водоёмов?

- Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи, для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Водоёмы - дом для растений и рыб. Без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные .

- А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоёма? Как вы можете помочь в охране наших водоёмов.

-Надо следить за чистотой воды, нельзя в воду бросать мусор и оставлять на берегу. Соблюдать правила безопасности во время купания.

- Защита группами экологических плакатов на тему «Вода -жизнь», «Берегите наши реки», выполненных на уроках изобразительного искусства.

3.Постановка проблемы.

- Итак, тема сегодняшнего урока - задачи на движение по реке.27 слайд

- Ребята, какое сейчас время года?

- Сейчас у нас на улице весна. Появились лужицы и побежали ручьи. Если мы сделаем два бумажных кораблика и пустим один из них в лужу, а второй - в ручей. Что же произойдет с каждым из корабликов?

- В луже кораблик будет стоять на месте, а в ручейке - поплывет, так как вода в нем "бежит" к более низкому месту и несет его с собой. То же самое будет происходить с плотом или лодкой.

В озере они будут стоять на месте, а в реке - плыть.

Рассмотрим первый вариант: лужа и озеро. Вода в них не движется и называется стоячей.

Кораблик поплывет по луже только в том случае, если мы его подтолкнем или если подует ветер. А лодка начнет двигаться в озере при помощи весел или если она оснащена мотором, то есть за счет своей скорости.

Такое движение называют движением в стоячей воде.

Следует запомнить, что скорость катера в стоячей воде называют собственной скоростью.

- Как вы думаете, отличается ли движение по озеру от движения по реке? Чем же ?

- Вспомним бумажный кораблик в ручье. Он плыл, потому что вода в нем движется.

Такое движение называют движением по течению. А в обратную сторону - движением против течения.

Каждый из вас плавал в реке и помнит, что по течению плыть гораздо легче, чем против течения. Почему? Потому, что в одну сторону река "помогает" плыть, а в другую - "мешает".

- Ребята, помните, когда мы с вами решали задачи на движение в одном направлении, в рабочих тетрадях выполняли вычисления и прочитали китайскую пословицу? Кто помнит эту пословицу, о чём она?

- Учиться - это всё равно, что плыть против течения: остановился - тебя отнесло назад.

- Ребята, как вы понимаете эту пословицу?

- …

Итак, вода в реке движется, а значит имеет свою скорость. И называют ее скоростью течения реки. ( Как ее измерить?)

Остановимся на движении по течению реки. Мы уже говорили о бумажном кораблике в весеннем ручье. Вода понесет его вместе с собой. И лодка, спущенная на воду, поплывет со скоростью течения. Но если у нее есть собственная скорость, то она поплывет еще быстрее.

4. Работа по электронному приложению ( теоретический материал) (2 мин)

5.Первичное закрепление нового материала. Решение задач по электронному приложению.

Каждую задачу соедини линией с подходящим ответом

  1. Скорость моторной лодки 35 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки?

  2. Скорость моторной лодки 32 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки?

  3. Скорость моторной лодки 24 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки?

6.Физкультминутка.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1) работа по учебнику

- выполнение заданий №1,2.4 -устно

- №3 - письменно

2) Выполнение проверочной работы по электронному приложению. Оцените свою работу.

Для каждой задачи подбери подходящий ответ:

1)Собственная скорость теплохода 46 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью теплоход будет двигаться против течения реки?

2) Собственная скорость теплохода 43 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. С какой скоростью теплоход будет двигаться против течения реки?

3) Собственная скорость теплохода 43 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью теплоход будет двигаться против течения реки?

4) Собственная скорость теплохода 48 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. С какой скоростью теплоход будет двигаться против течения реки?

Выводы:

- Как найти собственную скорость, если известна скорость по течению и скорость течения реки?

- Как узнать скорость течения, если известна скорость по течению и собственная скорость?

- Как найти собственную скорость, если известна скорость против течения и скорость течения?

3) Самостоятельная работа. На слайде и на карточках.31 слайд

Собственная

скорость

Скорость

течения

Скорость по течению

Скорость против течения

Яхта

24 км/ч

19 км/ч

Теплоход

50 км/ч

52 км/ч

Катер

3 км/ч

34 км/ч

После того, как учащиеся закончили решение , выполняем самопроверку: учащиеся по очереди комментируют свои ответы, на экране с помощью анимации появляются правильные ответы.34 слайд

После проверки учащиеся оценивают свою работу по следующему критерию:

  • «5» - нет ошибок;

  • «4» - 1 ошибка;

  • «3» - 2 ошибки;

  • «2» - 3 и более ошибки.

8. Объяснение домашнего задания: решить задачи №1,2 в рабочей тетради на печатной основе.

9. Итог урока:

  • Что узнали сегодня на уроке?

  • испытывали ли вы затруднение при работе ?

  • была ли интересна для вас информация, которую вы получили?

  • где вы можете применять полученные знания?

Выставление оценок.



© 2010-2022