Интегрированный урок Экологические проблемы на уроке математики

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28»




ОТКРЫТЫЙ УРОК

в 5 классе

«Экологические проблемы

на уроке математики»

Интегрированный урок Экологические проблемы на уроке математики





Автор:

Конина Елена Викторовна

учитель математики МОУ «СОШ №28»


г. Саранск

2015-2016 учебный год

Интегрированный урок

в 5 классе

«Экологические проблемы на уроке математики»


Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.

Метод обучения: беседа, рассказ, решение задач, проблемный метод, исследовательский метод.

Форма обучения: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Цели урока:

  • Создать условия для активного и творческого развития личности и стимулировать интерес к изучению математики

  • Показать связь математики с экологией с помощью решения прикладных задач.

Задачи урока:

Воспитательные:

  • Воспитание самостоятельности учащихся.

  • Формирование личностных позитивных качеств школьников.

  • Умение видеть связь между математикой и окружающей жизнью.

  • Формирование ответственного отношения к природе.

  • Создание атмосферы сотрудничества учителя и учащихся.

  • Воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к Малой Родине

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к математике через различные формы деятельности на уроке.

  • Научиться применять теоретические знания на практике.

  • Развивать навыки самостоятельной работы и грамотной устной речи.

  • Развивать умения обобщать факты и делать выводы.

  • Развивать творческий подход к решению самых разнообразных задач.

Обучающие:

  • Повторить определение «окружающей среды», «экологии», ознакомить учащихся с некоторыми характеристиками леса.

  • Повторить темы: «Формулы», «Формула площади прямоугольника», «Степень числа».

  • Обучить прикладному применению математики при решении экологических задач.

  • Закрепить навыки вычисления.

Ход урока

  1. Организационный момент (слайд 1)

Сегодня наш урок будет тесно связан с наукой, направленной на изучение окружающего мира. Ребята, а вы знаете, что это за наука? (Экология) (слайд 2)

Экология - это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой

Экология - это наука о взаимоотношении человека с природой. (слайд 3)

Загадки:

  • Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает. (Лес)

  • Дом открыт со всех сторон,
    В доме тысяча колонн,
    Над колоннами - шатры,
    Под колоннами ковры.
    Там живут и на коврах,
    На колоннах и шатрах. (Лес)

  • Что называют легкими нашей планеты? (Лес) (слайд 4)

- Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Богата наша Республика Мордовия лесами. Леса Мордовии - это экологический каркас республики. Они выполняют защитные, водоохранные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, играют важную роль в сохранении и улучшении экологического состояния окружающей среды, давая при этом различную лесопродукцию: древесину, лекарственное сырье, грибы, ягоды. Лес - место обитания животного мира. (слайд 5,6,7)

  1. Устный счет

- Какие леса бывают? (Ответы детей)

- На территории республики Мордовия бывают хвойные, смешанные, лиственные. На территории нашей республики располагается государственный природный заповедник, расположенный в Темниковском районе, на правом берегу реки Мокша. Назван в честь государственного деятеля, уделявшего много внимания вопросам охраны природы в стране.

Давайте попробуем узнать его фамилию, выполнив устные упражнения.

с

и

о

ч

и

м

в

д

27

2

64

0

100

8

20

97

1) 52+2= 27 С

2) 1000:125= 8 М

3) 25*4= 100 И

4) 102-3 = 97 Д

5) 43= 64 О

6) 42+22= 20 В

7) 130+ 125= 2 И

8) 17630* 0= 0 Ч

Ответ: СМИДОВИЧ (слайд8)

Мордовский государственный природный заповедник имени Петра Гермогеновича Смидовича создан 5 марта 1936 года. (слайд 9)



  1. Решение задач с экологическим содержанием

Задача 1.

Общая площадь территории школы №28 составляет 22 416 кв.м. Площадь зеленых насаждений в 6 раз меньше территории школы. В нашей школе обучается 619 учеников. Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на одного ученика школы? (слайд 10)

Решение:

  1. 22416:6=3736 (кв.м)- площадь зеленых насаждений

  2. 3736:619=6 (ост.22) (кв. м)

Ответ: 6 кв. м. зеленых насаждений приходится на одного ученика школы.

- Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы. (слайд 11) В связи с этим все большее значение приобретают вопросы ресурсосбережения, а именно охрана лесов от уничтожения в угоду все возрастающим потребностям человечества в бумаге, древесине и т. д. Частично в этом помогает вторичная переработка бумаги (макулатуры). (слайд 12,13)

Задача 2.

Выбрасывая в мусор очередную коробку никто не задумывается о том, что 100 кг макулатуры могут спасти одно дерево. В нашей школе в октябре проходила акция «Сохраним Мордовские леса». В рамках этой акции учащиеся нашей школы собрали 1 т 900 кг макулатуры. Вычислите сколько деревьев сберегли учащиеся нашей школы? (слайд 14)

Решение:

1 т 900 кг= 1900 кг

1900:100= 19 (д)

Ответ: 19 деревьев сберегли учащиеся нашей школы.

  1. Физкультминутка

Давайте представим, что мы гуляем по лесу. Наслаждаемся его красотой.

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивание- руки в стороны)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковер

И направо, и налево. (Наклоны вниз)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивание- руки вверх)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (слайд 15)

  1. Проведение исследования

Учитель: Лес это не только украшение земли. Ребята, где мы используем лес?

Ответы детей

Он необходим для бытовых нужд, строительства, для производства мебели и музыкальных инструментов, спортивного инвентаря и конечно же для производства бумаги. Проведем небольшое исследование и выполним вычисления к следующей задаче.

Задача 3.

Согласно данным Российского экологического центра, из 1 дерева получается 735 кв.м. бумаги. Сколько примерно нужно срубить деревьев для того, чтобы обеспечить учащихся 5 А и 5 Б класса школы №28 учебниками «Математика» авт. Виленкин Н.Я., если в каждом из этих классов учится по 25 учащихся. (слайд 16)

Этапы решения:

  1. Вычислить площадь одной страницы учебника (измерить длину, ширину, найти площадь)

  2. Умножить площадь одной страницы на количество страниц в учебнике (посмотреть количество страниц, разделить на 2)

  3. Найти общее количество учащихся 5-ых классов

  4. Умножить общее количество учащихся на общую площадь всех страниц учебника (слайд 17)

Решение:

1)14*21=294 (кв. см) - площадь одной страницы учебника

2)284:2 =142 (стр.)

294*142= 41 748( кв.см) - площадь бумаги, на изготовление 1 учебника

  1. 41 748 * 50= 2 087 400 (кв. см)= 208 кв.м. 7400 кв.см. - площадь бумаги, которая потребуется на изготовление 50 учебников.

Вывод: 1 дерево нужно срубить, чтобы обеспечить учащихся 5 А и 5 Б класса учебниками «Математика».

Какой вывод нужно сделать, решая эту задачу?

Прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового. (слайд 18,19)

Ребята, как нужно обращаться с учебниками, чтобы сберечь лес?

Ответы детей

(Обложить учебники, не рисовать в них и не рвать, бережно к ним относится)

Что еще лес даёт для людей?

Ответы детей

Зная, что лес даёт людям жизнь, тепло, одежду, еду. Люди не берегут лес. Лес гибнет от рук человека.

Что делает человек не так?

Ответы детей

  • Захламление леса мусором.

  • Разведение костров.

  • Незаконные вырубки леса.

Мы тоже можем помочь лесу. Правильно в нём себя вести. Как?

Ответы детей

6. Рефлексия

- Что нового и интересного для себя вы узнали сегодня на уроке?

(Что лес - это природное сообщество, что жизнь лесных обитателей взаимосвязана с жизнью растений; как надо вести себя в лесу).

- Вывод какой? (Лес надо беречь).

Рефлексия «Дерево»

Ребята, украсьте дерево листочком, исходя из обозначения цвета:

  • ЗЕЛЕНЫЙ - урок очень понравился. Я всё сделал правильно.

  • ЖЕЛТЫЙ- мне понравился урок, но были трудности.

  • КРАСНЫЙ - было скучно, я ничего не выполнил, допустил много ошибок (слайд 20)

Давайте, ребята,

Везде, где живем,

Деревья посадим,

Сады разведем.

Нас много, ребята!

Пусть каждый из вас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас! (слайд 21)

Домашнее задание.

№1. Составить задачу экологического содержания, используя материал СМИ, средства Интернет

Список использованных источников:

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Мордовский_заповедниr

  2. rusecocentre.ru

  3. geo13.ru/media/data/mordovia_uchebnik.pdf

  4. pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos

  5. ru.wikipedia.org/wiki/Экология


© 2010-2022