- Преподавателю
- Математика
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Азизова Э.А. |
Дата | 08.06.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКАМЕНСКИЙ ГОРНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено на заседании МК
Председатель МК
__________________________
Утверждаю:
____________________________
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов
по дисциплине «Техническое черчение»
по профессии: 151902.03. Станочник (металлообработка)
г. Краснокаменск, 2013
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………..............3
2. Общие рекомендации по самостоятельной работе студентов по дисциплине……..4
3. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов…………………………………6
4.Критерии оценок……………………………………………………………………….
5. Рекомендуемая литература…………………………………………………..............17
-
Пояснительная записка
Дисциплина «Техническое черчение» является одной из важнейших дисциплин, необходимых в будущей профессиональной деятельности выпускников технических специальностей, обучающихся в ГАПОУ КГПТ. Это необходимость заключается в том, что выпускники по роду своей профессии должны работать с широким кругом нормативно-правового материала.
Самостоятельные работы по дисциплине предусмотрены Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, учебным планом, рабочей программой и календарным планом.
Организация самостоятельных работ имеет теоретическую и практическую ценность, так как с одной стороны расширяет круг знаний студентов, а с другой стороны учит будущих специалистов самостоятельно работать с документами и другой литературой в поисках ответов на интересующие их вопросы.
Самостоятельные работы способствуют развитию у студентов усидчивости, аналитики, логического мышления, приучает к самостоятельному принятию решений.
Темы самостоятельных работ предусматриваются рабочей программой учебной дисциплины и призваны расширить знания студентов по вопросам, которые необходимы им в будущей практической деятельности.
Вопросы и задания на самостоятельную работу определяются преподавателем и охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях.
Задания на внеаудиторную самостоятельную работу включают:
-
Работа с учебной, дополнительной, справочной литературой, Интернет - ресурсами.
-
Выполнение графических работ.
-
Выполнение практических заданий: составление таблиц, схем, кроссвордов.
-
Общие рекомендации по самостоятельной работе
студентов по дисциплине
В результате освоения дисциплины студент должен:
уметь:
- читать и оформлять чертежи, схемы и графики;
- составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;
- пользоваться справочной литературой;
-пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;
- выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров;
знать:
- основы черчения и геометрии;
- требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);
- правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;
- способы выполнения рабочих чертежей и эскизов.
Самостоятельная работа является основной в работе студента и проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает:
- чтение студентами рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины;
- выполнение задач и упражнений в качестве практических занятий;
- выполнение графических работ;
- подготовку к зачету.
Рекомендуется следующий порядок организации самостоятельной работы над темами дисциплины и подготовки к зачету:
- ознакомиться с содержанием темы;
- прочитать материал в учебнике, справочной литературе, составив общее представление о теме;
- далее перейти уже к тщательной проработке материала, постараться усвоить теоретические положения, при этом можно записывать основные положения, воспроизводить отдельные чертежи из учебника;
- закончив изучение темы, решить все предложенные преподавателем задачи и упражнения с целью закрепления теоретического материала и приобретения практических навыков графических построений.
Внеаудиторная работа по дисциплине выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Формы и виды самостоятельной работы студентов:
-
Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по учебной литературе.
-
Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
-
Работа со словарем, справочником.
-
Поиск необходимой информации через Интернет.
-
Конспектирование источников.
-
Составление алгоритмов по данным темам.
-
Составление и разработка словаря (глоссария).
-
Составление таблиц, схем.
3. Внеаудиторная самостоятельная работа
по дисциплине «Техническая графика»
№ п/п
Название темы
Самостоятельная работа
Количество часов
1
Тема 1.1 Основные сведения о чертежах
1.Чтение допусков формы и определение предельных размеров.
2.Чтение чертежей.
6
2
Тема 1.2. Геометрические построения
1.Построение сечений
2.Построение разреза
9
3
Тема 2.1. Общие сведения о машинной графике
1. Выполнение чертежа с помощью компьютера в программе Auto CAD
6
ИТОГО
21
Тема 1.1. Задание 1. 1.Чтение допусков формы и определение предельных размеров.
Цель задания: научиться производить чтение допусков и определять предельные размеры, работать с технической и нормативной документацией.
Методические указания: На основании ГОСТа25346-89 «Общие положения, ряды допусков и основных отклонений» определить предельные размеры
1.Числовые значения основных отклонений валов указаны в таблице №2 ГОСТ 25346.
2.Второе отклонение поля допуска вала определяется из основного отклонения (назначенного по таблице №2) и допуска IT который берем из таблицы №1 ГОСТа - приведена ниже.
3.Теперь по рисунку 1 рассчитываем второе отклонение поля допуска вала.
Для отверстий, определение значений предельных отклонений, производится аналогичным образом, с той разницей, что значения основных отклонений назначаются по таблице №3 ГОСТА 25346-89, часть её приводится ниже.
Расчет второго отклонения поля допуска для отверстия производится по рисунку 2, исходя из основного отклонения (назначенного по таблице №3) и допуска IT (таблица №1).
Перейдем от теории к практике, думаю, на примере все сразу станет понятно.
Пример: необходимо определит значения предельных отклонений для посадки:
ø10 D7/h8
Назначим основное отклонение вала es по таблице №2, оно будет равно (0), хотя для посадки в системе вала это известно и без таблицы, но мы будем придерживаться методики.
Далее определим по таблице №1 числовое значение допуска вала IT, оно равно (22) мкм.
Используя формулы рисунка 1, рассчитаем второе отклонение поля допуска вала ei (обратите внимание на единицы измерений).
ei=es-IT=0-0,022= - 0,022 мм
В результате для вала получаем: ø10 h8(-0,022)
Теперь назначим основное отклонение отверстия EI по таблице №3, оно будет равно (+40) мкм.
Числовое значение допуска для отверстия IT, по таблице №1 равно (15) мкм.
По формулам рисунка 2, рассчитаем второе отклонение поля допуска отверстия ES.
ES=EI+IT=0,040+0,015=+0,055 мм
Для отверстия получаем: øD7( +0,055)
+0,048
Думаю теперь, для тех, кто затруднялся, определение числовых значений предельных отклонений, вопрос решенный. А вообще лучший помощник студента и инженера, это конечно ГОСТ, работайте согласно стандартов, и проблем будет гораздо меньше.
Тема 1.2. Задание 1. Построение сечений
Цель задания: Научить выполнять эскиз и чертеж детали с использованием сечения.
Методические указания: Выполнить эскиз детали с применением сечения.
По чертежу выполните на бумаге в клеточку формата А 11 эскиз детали. Постройте сечение А -А. Кроме этого постройте вынесенное сечение.
Задание 2. Построение разреза
Цель задания: Ознакомить с правилами чтения чертежей, содержащие разрезы, научить правильно выполнять построения.
Методические указания: Пользуясь аксонометрической проекцией и тремя видами детали, постройте фронтальный разрез.
Нанесите на чертежах обозначения точек, расположенных на поверхностях деталей.
Тема 1.3. Задание 1. Выполнение чертежа с помощью компьютера в программе Auto CAD.
Цель задания: овладеть навыками выполнения чертежей на компьютере.
Методические указания: Построить 3D модель вала с вырезом четверти.
Чертёж выполняется на листе формата A4. В результате выполнения этого задания вы научитесь выполнять трёхмерные модели методом вращения, тонировать изображение, выбирать удобный режим просмотра изображений, совмещать плоскость чертежа с плоскостью проекций.
Данные к заданию:
Длина вала, мм
Диаметр (слева), мм.
Фаска (слева), мм.
Диаметр (средний), мм
Диаметр (справа), мм.
Фаска (справа), мм.град.
Диаметр отверстия, мм.
150
25
2×2
100
70
10×600
8
Последовательность выполнения задания:
1.Создайте новый файл чертежа (чистый лист - без рамки и основной надписи) с именем ВАЛ.
2.Включите режим ОРТО (F8). Вычертите ось вала для этого
активируйте команду ОТРЕЗОК. Затем укажите щелчком мыши в поле
чертежа начальную точку осевой линии. Отведите курсор по горизонтали вправо (не щёлкая мышью), при этом за курсором будет тянуться "резиновая " курсорная нить (Рисунок 43). Введите с клавиатуры длину вала, нажмите Enter, нажмите Ecs. Установите комфортный режим просмотра чертежа с помощью команд меню VIEW (ВИД).
Рисунок 43.
3.Вычертите плоский контур вала. Для этого воспользуйтесь командой OFFSET (СМЕЩЕНИЕ). После активации команды введите с
клавиатуры величину смещения (половину диаметра отверстия). ENTER. Курсор изменит вид на маленький чёрный квадратик. Подведите курсор к оси, щёлкните. Затем сместите курсор ниже и щёлкните ещё раз (Рисунок 44).
4.Убедитесь, что режим объектной привязки включен (F8). Затем активируйте команду LINE (ОТРЕЗОК) и достройте недостающие
контурные линии вала. Подведите курсор к крайней левой точке, и как
только загорится маркер привязки конца отрезка (маленький квадратик)
щёлкните левой кнопкой мыши. За курсором потянется курсорная нить,
установите её направление вертикально вниз (не щёлкая мышью)Рисунок
45. Затем введите с клавиатуры длину отрезка. Нажмите ENTER.
Переместите курсор вправо, так чтобы курсорная нить расположилась
горизонтально и введите с клавиатуры длину. ENTER. Переместите
курсор вниз, введите с клавиатуры разность полудиаметров. ENTER. И
т.д. По окончании вычерчивания контура нажмите Esc.
5. Нанесите фаски (Рисунок 46). Для этого активируйте команду
CHAMFER (ФАСКА). Выберите необходимую опцию (вариант
исполнения команды): для построения фаски по двум известным
катетам введите с клавиатуры букву Д (Длина) или D (Distance), для
построения фаски по известному углу и катету введите A (ANGLE) если
выработаете на английском языке или У (УГОЛ) - на русском. ENTER.
Введите с клавиатуры значения угла, катета(ов) фаски. ENTER. Курсор
изменит вид на маленький квадратик. Укажите в поле чертежа
поочерёдно две линии, примыкающие к фаске, если вы работаете в
одной из ранних версий программы перед этой операцией активируйте
команду ФАСКА повторно. По окончании работы с командой нажмите Esc.
6. Для построения 3D модели необходимо превратить плоский контур
вала в полилинию. Активируйте меню MODIFY (ИЗМЕНИТЬ) -
OBJECT (ОБЪЕКТ) - POLYLINE (ПОЛИЛИНИЯ).Рисунок 48. Затем
щёлкните по любому из отрезков, составляющих контур вала. AutoCAD
спросит: "Преобразовать его в полилинию". Ответьте "Да". ENTER. В
командной строке Вам будет предложено несколько вариантов.
Выберите опцию ДОБАВИТЬ (для этого введите в командной строке
букву Д). ENTER. И последовательно укажите все отрезки,
составляющие контур вала (кроме оси). ENTER. Проверьте результат
преобразования (при щелчке мыши по любой линии контур
подсвечивается пунктиром весь полностью).(Рисунок 47)
Создайте 3D модель вала. Зайдите в меню DRAW (ЧЕРЧЕНИЕ) пункт
SOLIDS (МОДЕЛИРОВАНИЕ) и активируйте команду REV OLVE
(ВРАЩАТЬ).(Рисунок 49) AutoCAD попросит вас указать объект - щёлкните
по плоскому контуру вала. ENTER (Рисунок 47). ENTER. Затем укажите две
любые точки на оси вала. В командной строке появится запрос угла
вращения - введите 270 (нам необходимо построить аксонометрию с
вырезом четверти). ENTER. В результате ваших действий на чертеже
должна появиться фронтальная проекция каркаса 3D модели.
7. Рисунок 50
8. Измените цвет контурной линии и затонируйте модель. Для этого
подсветите контур вала щелчком мыши, откройте выпадающее меню на
панели PROPERTIES (СВОЙСТВА) и выберите любой из
предложенных цветов (желательно светлый) Рисунок 52. Зайдите в меню
VIEW (ВИД) - ВИЗУАЛЬНЫЕ СТИЛИ и выберите пункт
РЕАЛИСТИЧНЫЙ. Рисунок 51
Рисунок 52 - Изменение цвета модели
9. Расположите модель таким образом, чтобы был виден вырез четверти
(Рисунок 54). Для этого зайдите в меню VIEW (ВИД) и выберите режим
просмотра 3D ORBIT. Рисунок 53.
10. Совместите плоскость чертежа с фронтальной плоскостью проекций.
Для этого зайдите в меню TOOLS (СЕРВИС) - NEW UCS (НОВАЯ
ПСК) и выберите пункт VIEW (ВИД). Теперь откройте шаблон формата
A4. Скопируйте оформление формата в файл ВАЛ.
11. Сохраните чертёж.
Пример:
4.Критерии оценок
При устной проверке знаний:
Оценка «5» ставится, когда студент:
-
полностью овладел программным материалом, ясно пространственно представляет себе форму предметов по их изображениям;
-
твердо знает все изученные условные изображения и обозначения, при
необходимости умело пользуется справочными материалами; -
дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
-
ошибок не делает, но допускает неточности, оговорки по невнимательности при устном опросе, при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию преподавателя.
Оценка «4» ставится, когда студент:
-
полностью овладел основным программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого еще пространственного представления;
-
правила изображения и условные обозначения знает, справочными материалами пользуется не систематически и ориентируется в них с трудом;
-
дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
-
при чтении чертежей допускает ошибки некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, исправление которых требует периодической помощи преподавателя.
Оценка «З» ставится, когда студент:
-
основной материал знает нетвердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
-
ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявияший общее понимание вопросов;
-
чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи преподавателя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, когда студент:
-
обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
-
ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью преподавателя.
Оценка «1» ставится, когда студент
-
обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала, совсем не подготовлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой курса черчения.
При выполнении графических и практических работ:
Отметка « 5» ставится, если студент:
-
самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведет тетрадь; чертежи читает свободно;
-
при необходимости умело пользуется справочным материалом;
-
ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Отметка « 4» ставится, если студент:
- самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведет тетрадь;
-
справочным материалом пользуется, но ориентируется в нем с трудом;
-
при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний преподавателя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.
Отметка « 3» ставится, если студент:
-
чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведет небрежно;
-
в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью преподавателя.
Отметка « 2» ставится, если студент:
- не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет тетрадь;
-
чертежи читает и выполняет только с помощью преподава и систематически допускает существенные ошибки.
Отметка « 1» ставится, если
-
студент не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.
5.Рекомендуемая литература
Основные источники:
1. Вышнепольский, И.С. Техническое черчение [Текст]: учебник для учащихся проф. заведений/И.С. Вышнепольский. - 9-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2009. - 219с.
2. Васильева, Л.С. Черчение (металлообработка) Практикум [Текст]: Учебник / Л.С. Васильева. - М: ОИЦ «Академия», 2010. - 160с.
3. Гусарова, Е., Митина, Т., Полежаев, Юрий, Тельной, В. Строительное черчение. [Текст]: учебник/Е.Гусарова и др., 6-е издание. - Академия, Academia, 2010. - 336с.
Дополнительные источники:
1. Вышнепольский, И.С. Черчение. Рабочая тетрадь [Текст]: / И.С. Вышнепольский. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2009. - 80 с.
2. Франсис Д. К. Чинь. Архитектурная графика. [Текст]: учебное пособие/ Франсис Д. К. Чинь. - Астрель, АСТ, 2007 . - 224 с.
3. Боголюбов, С. К. Индивидуальные задания по курсу черчения [Текст]: / С.К. Боголюбов. - М.: Альянс, 2010. - 368с.
4. Пухальский, В.А. Как читать чертежи и технологические документы [Текст]: учебник для учащихся НПО / В.А. Пухальский, А.В. Стеценко - Изд.Машиностроение, 2005. - 144с.
5. Чумаченко, Г.В.Техническое черчение [Текст]: учебник для НПО / Г.В. Чумаченко. - 2-е изд., стер. - М.: Феникс, 2008. - 349с.
6. Георгиевский, О.В. Художественно-графическое оформление архитектурно-строительных чертежей. [учебные чертежи]: учебное пособие/ О.В. Георгиевский - Архитектура-С, 2004. - 84с.
Интернет-ресурсы:
1. Нормативные и рекомендательные документы по строительству [Электронный ресурс]. - Режим доступа: best-stroy.ru/gost/r59/1207/, свободный. - Загл. с экрана.
2. Техническая литература [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//tehlit.ru, свободный. - Загл. с экрана.
3. Черчение. Учитесь правильно и красиво чертить [Электронный ресурс]. - Режим доступа: stroicherchenie.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
4. Портал нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//pntdoc.ru, свободный. - Загл. с экрана.
5. Техническое черчение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nacherchy.ru, свободный. - Загл. с экрана.
6. Графика, словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: enc-dic.com/building/G/, свободный. - Загл. с экрана.
7. Изображение - виды, разрезы, сечения (ЕСКД ГОСТ 2.305-68). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: propro.ru/ graphbook/eskd/eskd/GOST/2_305.htm#c, свободный. - Загл. с экрана.
8. Разработка чертежей: правила их выполнения и ГОСТЫ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: chir.narod.ru/gost.htm, свободный. - Загл. с экрана.
9. Черчение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: cherch.ru/chtenie_i_vipolnenie_chertezhey/secheniya.html, свободный. - Загл. с экрана
1