Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

Дисциплина «Техническое черчение» является одной из важнейших дисциплин, необходимых в будущей профессиональной деятельности выпускников технических специальностей, обучающихся в ГАПОУ КГПТ. Это необходимость заключается в том, что выпускники по роду своей профессии должны работать с широким кругом нормативно-правового материала. Самостоятельные работы по дисциплине предусмотрены Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, учебным планом, рабочей программо...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОКАМЕНСКИЙ ГОРНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»



Рассмотрено на заседании МК

Председатель МК

__________________________

Утверждаю:

____________________________




Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Техническое черчение»


по профессии: 151902.03. Станочник (металлообработка)










г. Краснокаменск, 2013

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………..............3

2. Общие рекомендации по самостоятельной работе студентов по дисциплине……..4

3. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов…………………………………6

4.Критерии оценок……………………………………………………………………….

5. Рекомендуемая литература…………………………………………………..............17























  1. Пояснительная записка

Дисциплина «Техническое черчение» является одной из важнейших дисциплин, необходимых в будущей профессиональной деятельности выпускников технических специальностей, обучающихся в ГАПОУ КГПТ. Это необходимость заключается в том, что выпускники по роду своей профессии должны работать с широким кругом нормативно-правового материала.

Самостоятельные работы по дисциплине предусмотрены Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, учебным планом, рабочей программой и календарным планом.

Организация самостоятельных работ имеет теоретическую и практическую ценность, так как с одной стороны расширяет круг знаний студентов, а с другой стороны учит будущих специалистов самостоятельно работать с документами и другой литературой в поисках ответов на интересующие их вопросы.

Самостоятельные работы способствуют развитию у студентов усидчивости, аналитики, логического мышления, приучает к самостоятельному принятию решений.

Темы самостоятельных работ предусматриваются рабочей программой учебной дисциплины и призваны расширить знания студентов по вопросам, которые необходимы им в будущей практической деятельности.

Вопросы и задания на самостоятельную работу определяются преподавателем и охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях.

Задания на внеаудиторную самостоятельную работу включают:

  1. Работа с учебной, дополнительной, справочной литературой, Интернет - ресурсами.

  2. Выполнение графических работ.

  3. Выполнение практических заданий: составление таблиц, схем, кроссвордов.





  1. Общие рекомендации по самостоятельной работе

студентов по дисциплине

В результате освоения дисциплины студент должен:

уметь:

- читать и оформлять чертежи, схемы и графики;

- составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;

- пользоваться справочной литературой;

-пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;

- выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров;

знать:

- основы черчения и геометрии;

- требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

- правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;

- способы выполнения рабочих чертежей и эскизов.

Самостоятельная работа является основной в работе студента и проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает:

- чтение студентами рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины;

- выполнение задач и упражнений в качестве практических занятий;

- выполнение графических работ;

- подготовку к зачету.

Рекомендуется следующий порядок организации самостоятельной работы над темами дисциплины и подготовки к зачету:

- ознакомиться с содержанием темы;

- прочитать материал в учебнике, справочной литературе, составив общее представление о теме;

- далее перейти уже к тщательной проработке материала, постараться усвоить теоретические положения, при этом можно записывать основные положения, воспроизводить отдельные чертежи из учебника;

- закончив изучение темы, решить все предложенные преподавателем задачи и упражнения с целью закрепления теоретического материала и приобретения практических навыков графических построений.

Внеаудиторная работа по дисциплине выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Формы и виды самостоятельной работы студентов:

  1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по учебной литературе.

  2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.

  3. Работа со словарем, справочником.

  4. Поиск необходимой информации через Интернет.

  5. Конспектирование источников.

  6. Составление алгоритмов по данным темам.

  7. Составление и разработка словаря (глоссария).

  8. Составление таблиц, схем.




3. Внеаудиторная самостоятельная работа

по дисциплине «Техническая графика»

п/п

Название темы

Самостоятельная работа

Количество часов

1

Тема 1.1 Основные сведения о чертежах

1.Чтение допусков формы и определение предельных размеров.

2.Чтение чертежей.

6

2

Тема 1.2. Геометрические построения

1.Построение сечений

2.Построение разреза

9

3

Тема 2.1. Общие сведения о машинной графике

1. Выполнение чертежа с помощью компьютера в программе Auto CAD

6

ИТОГО

21

Тема 1.1. Задание 1. 1.Чтение допусков формы и определение предельных размеров.

Цель задания: научиться производить чтение допусков и определять предельные размеры, работать с технической и нормативной документацией.

Методические указания: На основании ГОСТа25346-89 «Общие положения, ряды допусков и основных отклонений» определить предельные размеры

1.Числовые значения основных отклонений валов указаны в таблице №2 ГОСТ 25346.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

2.Второе отклонение поля допуска вала определяется из основного отклонения (назначенного по таблице №2) и допуска IT который берем из таблицы №1 ГОСТа - приведена ниже.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

3.Теперь по рисунку 1 рассчитываем второе отклонение поля допуска вала.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

Для отверстий, определение значений предельных отклонений, производится аналогичным образом, с той разницей, что значения основных отклонений назначаются по таблице №3 ГОСТА 25346-89, часть её приводится ниже.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

Расчет второго отклонения поля допуска для отверстия производится по рисунку 2, исходя из основного отклонения (назначенного по таблице №3) и допуска IT (таблица №1).

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

Перейдем от теории к практике, думаю, на примере все сразу станет понятно.

Пример: необходимо определит значения предельных отклонений для посадки:

ø10 D7/h8

Назначим основное отклонение вала es по таблице №2, оно будет равно (0), хотя для посадки в системе вала это известно и без таблицы, но мы будем придерживаться методики.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

Далее определим по таблице №1 числовое значение допуска вала IT, оно равно (22) мкм.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

Используя формулы рисунка 1, рассчитаем второе отклонение поля допуска вала ei (обратите внимание на единицы измерений).

ei=es-IT=0-0,022= - 0,022 мм

В результате для вала получаем: ø10 h8(-0,022)

Теперь назначим основное отклонение отверстия EI по таблице №3, оно будет равно (+40) мкм.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

Числовое значение допуска для отверстия IT, по таблице №1 равно (15) мкм.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

По формулам рисунка 2, рассчитаем второе отклонение поля допуска отверстия ES.

ES=EI+IT=0,040+0,015=+0,055 мм

Для отверстия получаем: øD7( +0,055)

+0,048

Думаю теперь, для тех, кто затруднялся, определение числовых значений предельных отклонений, вопрос решенный. А вообще лучший помощник студента и инженера, это конечно ГОСТ, работайте согласно стандартов, и проблем будет гораздо меньше.

Тема 1.2. Задание 1. Построение сечений

Цель задания: Научить выполнять эскиз и чертеж детали с использованием сечения.

Методические указания: Выполнить эскиз детали с применением сечения.

По чертежу выполните на бумаге в клеточку формата А 11 эскиз детали. Постройте сечение А -А. Кроме этого постройте вынесенное сечение.

ЗРекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчениеадание 2. Построение разреза

Цель задания: Ознакомить с правилами чтения чертежей, содержащие разрезы, научить правильно выполнять построения.

Методические указания: Пользуясь аксонометрической проекцией и тремя видами детали, постройте фронтальный разрез.

НРекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчениеанесите на чертежах обозначения точек, расположенных на поверхностях деталей.




Тема 1.3. Задание 1. Выполнение чертежа с помощью компьютера в программе Auto CAD.

Цель задания: овладеть навыками выполнения чертежей на компьютере.

Методические указания: Построить 3D модель вала с вырезом четверти.

Чертёж выполняется на листе формата A4. В результате выполнения этого задания вы научитесь выполнять трёхмерные модели методом вращения, тонировать изображение, выбирать удобный режим просмотра изображений, совмещать плоскость чертежа с плоскостью проекций.

Данные к заданию:

Длина вала, мм

Диаметр (слева), мм.

Фаска (слева), мм.

Диаметр (средний), мм

Диаметр (справа), мм.

Фаска (справа), мм.град.

Диаметр отверстия, мм.

150

25

2×2

100

70

10×600

8

Последовательность выполнения задания:

1.Создайте новый файл чертежа (чистый лист - без рамки и основной надписи) с именем ВАЛ.

2.Включите режим ОРТО (F8). Вычертите ось вала для этого

активируйте команду ОТРЕЗОК. Затем укажите щелчком мыши в поле

чертежа начальную точку осевой линии. Отведите курсор по горизонтали вправо (не щёлкая мышью), при этом за курсором будет тянуться "резиновая " курсорная нить (Рисунок 43). Введите с клавиатуры длину вала, нажмите Enter, нажмите Ecs. Установите комфортный режим просмотра чертежа с помощью команд меню VIEW (ВИД).

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

Рисунок 43.

3.Вычертите плоский контур вала. Для этого воспользуйтесь командой OFFSET (СМЕЩЕНИЕ). После активации команды введите с

клавиатуры величину смещения (половину диаметра отверстия). ENTER. Курсор изменит вид на маленький чёрный квадратик. Подведите курсор к оси, щёлкните. Затем сместите курсор ниже и щёлкните ещё раз (Рисунок 44).

4.Убедитесь, что режим объектной привязки включен (F8). Затем активируйте команду LINE (ОТРЕЗОК) и достройте недостающие

контурные линии вала. Подведите курсор к крайней левой точке, и как

только загорится маркер привязки конца отрезка (маленький квадратик)

щёлкните левой кнопкой мыши. За курсором потянется курсорная нить,

установите её направление вертикально вниз (не щёлкая мышью)Рисунок

45. Затем введите с клавиатуры длину отрезка. Нажмите ENTER.

Переместите курсор вправо, так чтобы курсорная нить расположилась

горизонтально и введите с клавиатуры длину. ENTER. Переместите

курсор вниз, введите с клавиатуры разность полудиаметров. ENTER. И

т.д. По окончании вычерчивания контура нажмите Esc.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

5. Нанесите фаски (Рисунок 46). Для этого активируйте команду

CHAMFER (ФАСКА). Выберите необходимую опцию (вариант

исполнения команды): для построения фаски по двум известным

катетам введите с клавиатуры букву Д (Длина) или D (Distance), для

построения фаски по известному углу и катету введите A (ANGLE) если

выработаете на английском языке или У (УГОЛ) - на русском. ENTER.

Введите с клавиатуры значения угла, катета(ов) фаски. ENTER. Курсор

изменит вид на маленький квадратик. Укажите в поле чертежа

поочерёдно две линии, примыкающие к фаске, если вы работаете в

одной из ранних версий программы перед этой операцией активируйте

команду ФАСКА повторно. По окончании работы с командой нажмите Esc.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

6. Для построения 3D модели необходимо превратить плоский контур

вала в полилинию. Активируйте меню MODIFY (ИЗМЕНИТЬ) -

OBJECT (ОБЪЕКТ) - POLYLINE (ПОЛИЛИНИЯ).Рисунок 48. Затем

щёлкните по любому из отрезков, составляющих контур вала. AutoCAD

спросит: "Преобразовать его в полилинию". Ответьте "Да". ENTER. В

командной строке Вам будет предложено несколько вариантов.

Выберите опцию ДОБАВИТЬ (для этого введите в командной строке

букву Д). ENTER. И последовательно укажите все отрезки,

составляющие контур вала (кроме оси). ENTER. Проверьте результат

преобразования (при щелчке мыши по любой линии контур

подсвечивается пунктиром весь полностью).(Рисунок 47)

Создайте 3D модель вала. Зайдите в меню DRAW (ЧЕРЧЕНИЕ) пункт

SOLIDS (МОДЕЛИРОВАНИЕ) и активируйте команду REV OLVE

(ВРАЩАТЬ).(Рисунок 49) AutoCAD попросит вас указать объект - щёлкните

по плоскому контуру вала. ENTER (Рисунок 47). ENTER. Затем укажите две

любые точки на оси вала. В командной строке появится запрос угла

вращения - введите 270 (нам необходимо построить аксонометрию с

вырезом четверти). ENTER. В результате ваших действий на чертеже

должна появиться фронтальная проекция каркаса 3D модели.

7. Рисунок 50

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

8. Измените цвет контурной линии и затонируйте модель. Для этого

подсветите контур вала щелчком мыши, откройте выпадающее меню на

панели PROPERTIES (СВОЙСТВА) и выберите любой из

предложенных цветов (желательно светлый) Рисунок 52. Зайдите в меню

VIEW (ВИД) - ВИЗУАЛЬНЫЕ СТИЛИ и выберите пункт

РЕАЛИСТИЧНЫЙ. Рисунок 51

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

Рисунок 52 - Изменение цвета модели

9. Расположите модель таким образом, чтобы был виден вырез четверти

(Рисунок 54). Для этого зайдите в меню VIEW (ВИД) и выберите режим

просмотра 3D ORBIT. Рисунок 53.

10. Совместите плоскость чертежа с фронтальной плоскостью проекций.

Для этого зайдите в меню TOOLS (СЕРВИС) - NEW UCS (НОВАЯ

ПСК) и выберите пункт VIEW (ВИД). Теперь откройте шаблон формата

A4. Скопируйте оформление формата в файл ВАЛ.

11. Сохраните чертёж.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение

Пример:

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Техническое черчение




4.Критерии оценок

При устной проверке знаний:

Оценка «5» ставится, когда студент:

  • полностью овладел программным материалом, ясно пространственно представляет себе форму предметов по их изображениям;

  • твердо знает все изученные условные изображения и обозначения, при
    необходимости умело пользуется справочными материалами;

  • дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

  • ошибок не делает, но допускает неточности, оговорки по невнимательности при устном опросе, при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию преподавателя.

Оценка «4» ставится, когда студент:

  • полностью овладел основным программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого еще пространственного представления;

  • правила изображения и условные обозначения знает, справочными материалами пользуется не систематически и ориентируется в них с трудом;

  • дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

  • при чтении чертежей допускает ошибки некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, исправление которых требует периодической помощи преподавателя.

Оценка «З» ставится, когда студент:

  • основной материал знает нетвердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

  • ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявияший общее понимание вопросов;

  • чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи преподавателя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, когда студент:

  • обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

  • ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью преподавателя.

Оценка «1» ставится, когда студент

  • обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала, совсем не подготовлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой курса черчения.

При выполнении графических и практических работ:

Отметка « 5» ставится, если студент:

  • самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведет тетрадь; чертежи читает свободно;

  • при необходимости умело пользуется справочным материалом;

  • ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.


Отметка « 4» ставится, если студент:

- самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведет тетрадь;

  • справочным материалом пользуется, но ориентируется в нем с трудом;

  • при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний преподавателя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.


Отметка « 3» ставится, если студент:

  • чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведет небрежно;

  • в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью преподавателя.


Отметка « 2» ставится, если студент:

- не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет тетрадь;

  • чертежи читает и выполняет только с помощью преподава и систематически допускает существенные ошибки.


Отметка « 1» ставится, если

  • студент не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.













5.Рекомендуемая литература

Основные источники:

1. Вышнепольский, И.С. Техническое черчение [Текст]: учебник для учащихся проф. заведений/И.С. Вышнепольский. - 9-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2009. - 219с.

2. Васильева, Л.С. Черчение (металлообработка) Практикум [Текст]: Учебник / Л.С. Васильева. - М: ОИЦ «Академия», 2010. - 160с.

3. Гусарова, Е., Митина, Т., Полежаев, Юрий, Тельной, В. Строительное черчение. [Текст]: учебник/Е.Гусарова и др., 6-е издание. - Академия, Academia, 2010. - 336с.

Дополнительные источники:

1. Вышнепольский, И.С. Черчение. Рабочая тетрадь [Текст]: / И.С. Вышнепольский. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2009. - 80 с.

2. Франсис Д. К. Чинь. Архитектурная графика. [Текст]: учебное пособие/ Франсис Д. К. Чинь. - Астрель, АСТ, 2007 . - 224 с.

3. Боголюбов, С. К. Индивидуальные задания по курсу черчения [Текст]: / С.К. Боголюбов. - М.: Альянс, 2010. - 368с.

4. Пухальский, В.А. Как читать чертежи и технологические документы [Текст]: учебник для учащихся НПО / В.А. Пухальский, А.В. Стеценко - Изд.Машиностроение, 2005. - 144с.

5. Чумаченко, Г.В.Техническое черчение [Текст]: учебник для НПО / Г.В. Чумаченко. - 2-е изд., стер. - М.: Феникс, 2008. - 349с.

6. Георгиевский, О.В. Художественно-графическое оформление архитектурно-строительных чертежей. [учебные чертежи]: учебное пособие/ О.В. Георгиевский - Архитектура-С, 2004. - 84с.

Интернет-ресурсы:

1. Нормативные и рекомендательные документы по строительству [Электронный ресурс]. - Режим доступа: best-stroy.ru/gost/r59/1207/, свободный. - Загл. с экрана.

2. Техническая литература [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//tehlit.ru, свободный. - Загл. с экрана.

3. Черчение. Учитесь правильно и красиво чертить [Электронный ресурс]. - Режим доступа: stroicherchenie.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

4. Портал нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//pntdoc.ru, свободный. - Загл. с экрана.

5. Техническое черчение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nacherchy.ru, свободный. - Загл. с экрана.

6. Графика, словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: enc-dic.com/building/G/, свободный. - Загл. с экрана.

7. Изображение - виды, разрезы, сечения (ЕСКД ГОСТ 2.305-68). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: propro.ru/ graphbook/eskd/eskd/GOST/2_305.htm#c, свободный. - Загл. с экрана.

8. Разработка чертежей: правила их выполнения и ГОСТЫ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: chir.narod.ru/gost.htm, свободный. - Загл. с экрана.

9. Черчение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: cherch.ru/chtenie_i_vipolnenie_chertezhey/secheniya.html, свободный. - Загл. с экрана

1


© 2010-2022