Конспект урока Признаки параллельности прямых

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11

БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА»











КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССЕ

НА ТЕМУ «ПРИЗНАКИ ПАРАЛЛЕЛЬНОСТИ ПРЯМЫХ»








УЧИТЕЛЬ ПЕТЛИНСКАЯ С.А.













Белая Глина 2015













Признаки параллельности прямых

План - конспект урока

Предмет: геометрия

Учитель: Петлинская С.А.

Класс: 7

Дата:

Тема: Признаки параллельности прямых

Цель: Формирование понятий накрест лежащих, односторонних и соответственных углов. Вывод признаков параллельности двух прямых. Отработка навыков нахождения накрест лежащих, односторонних и соответственных углов.

Задачи:

Обучающие:

повторить понятие, свойство смежных и вертикальных углов, параллельных прямых; сформировать понятие накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; вывести признаки параллельности двух прямых; отработать навыки нахождения накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; расширить кругозор учащихся в историческом аспекте.

Развивающие:

активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; развивать творческие способности учащихся; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе - писать, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач;

Воспитательные:

воспитывать у учащихся интерес к познанию геометрии; воспитывать аккуратность построений геометрических рисунков; культуру речи и культуру общения; воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Тип урока: изучения нового учебного материала (вводный)

Формы работы: устная, фронтальная, тестовая, практическая, самостоятельная с самопроверкой, работа в группах

Методы работы: словесный; наглядный; практический.

Технологии: информационно-коммуникационные технологии; технология развития «критического мышления»;исследование в обучении; игровые технологии: обучающие игры; обучение в сотрудничестве (в парах, в группах);

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями).

Актуальность использования ИКТ: использование ИКТ обеспечивает максимальную наглядность на уроке, сокращает время, которое затрачивает учитель (на выполнение построений и записи на доске), позволяет разнообразить деятельность учащихся, активизировать их интерес.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Устная работа (коллективная работа).

  3. Тест с самопроверкой (индивидуальная работа).

  4. Историческая справка.

  5. Изучение нового материала.

а.) Введение новых понятий.

б.) Отработка новых понятий (работа в парах). Задача 1 (с проверкой) .

в.) Задача 2 (коллективная работа с демонстрацией решения на доске).

г.) Задача 3 с выводом признаков параллельности прямых (работа по 4

человека).

6. Работа с текстом учебника

7. Итоговое закрепление.

8. Домашнее задание

9. Рефлексия.

  1. Оценка работы за урок


Ход урока:


  1. Организационный момент.

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока хотелось бы взять такое четверостишье:

Да, путь познания не гладок!

Но знаем мы со школьных лет

Загадок больше чем отгадок

И поискам предела нет!

На сегодняшнем уроке, мы с вами должны вспомнить ранее пройденный материал и изучить новые понятия опираясь на полученные знания. Прошу Вас сдать ваши домашние работы.

II. Устная работа.

При выполнении домашнего задания Вам необходимо было вспомнить определения и свойства смежных и вертикальных углов, определение параллельных прямых, а также свойство двух прямых перпендикулярно третьей. Повторим на устных заданиях эти понятия и свойства.

1. Найдите смежные 1 и 2 на чертеже. Дайте определение смежных углов и их свойства.

Конспект урока Признаки параллельности прямых

a

2. Найдите вертикальные 1 и 2 на чертеже. Дайте определение смежных углов и их свойства.

Конспект урока Признаки параллельности прямых


  1. Выберите на рисунке параллельные прямые a и b, дайте определение параллельным прямым на плоскости.

Конспект урока Признаки параллельности прямыхКонспект урока Признаки параллельности прямых


  1. Тестовая работа с самопроверкой.

Я предлагаю Вам тест на повторение пройденного материала и по таблице, используя свои ответы, расшифровать слово.

1

2

3

4

5

6

Тест.

  1. Выбрать на рисунке пересекающиеся прямые

Варианты ответов:

а) 1 (а, б); б) 1 (б, в); в) 1 (в)

90º.

Конспект урока Признаки параллельности прямых

  1. Завершите высказывание, выбрав нужный ответ:

«Пересекающиеся прямые имеют…»

а). на чертеже одну общую точку;

б) одну общую точку.

3. Выбрать на рисунке, где прямые a и b параллельны.

Варианты ответов:

а) 2 (а, б); б) 2 (б, в); в) 2 (а, в)

Конспект урока Признаки параллельности прямых

Рис. 2

  1. Укажите неправильную концовку определения:

«Две прямые на плоскости называются параллельными…»

а) Если они находятся на постоянном расстоянии друг от друга;

б) Если они не пересекаются на плоскости.

в) Если они не пересекаются на чертеже.


  1. Определите на каком из рисунков угол 1 и угол 2 - смежные.

Варианты ответов:

а) 3 (а); б) 3 (б); в) 3 (в)

Конспект урока Признаки параллельности прямых

Рис. 3

  1. Укажите правильную концовку свойства смежных углов.

«Сумма смежных углов…»

а) Равна 180º;

б) Равна 360º;

в) Равна 90º.

По данной таблице, используя номера правильных ответов, составьте слово.

E

B

A

Б

У

С

М

Т

О

П

Р

Л

К

Д

И

Я

Л

Ответ:

1

2

3

4

5

6

Критерий оценки: «5» - 6 заданий

«4» - 5 заданий

«3» - 4 задания

«3» - 3 и меньше заданий

Ответ:

Е

В

К

Л

И

Д

Историческая справка. Кто такой Евклид? Это древнегреческий ученый живший 365-300 г.г до н. э. Написал знаменитое сочинение «Начала», являющееся и в наше время важным трудом т.к. ряд его высказываний, изложенных в «Началах» и сейчас используют в курсах геометрии, а сама геометрия, изложенная в «Началах» называется Евклидовой геометрией.

Что же такого особенного было написано в его сочинении и кто такой Евклид ?

Каков его жизненный путь ?

Домашнее задание: Я предлагаю вам подготовить сообщение о Евклиде и его трудах.

На сегодняшнем уроке мы повторили как могут располагаться две прямые на плоскости.

Мы так же повторили определение параллельных прямых и задача нашего сегодняшнего урока, выяснить, по каким признакам мы можем определять параллельны ли данные прямые на плоскости, поэтому тема нашего сегодняшнего урока - «Признаки параллельности прямых».

Запишите в рабочие тетради сегодняшнее число и тему урока.

IV. Практическое задание.

Выполним с вами небольшое практическое задание.

1). Начертите прямые a, b и c так, чтобы a и b пересекались прямой c.

П

сроверим, какой рисунок получился.

Конспект урока Признаки параллельности прямых




Записать в тетрадь.

c - секущая по отношению к a и b

Какое определение можно дать секущей ?

Определение: прямая с называется секущей по отношению к прямым а и в, если она пересекает их в двух точках.

2). Сколько неразвернутых углов получили на рисунке?

ОКонспект урока Признаки параллельности прямыхтвет: 8. Обозначим их цифрами.


Какие углы мы здесь можем увидеть? Назовите их.

а). Смежные пары углов:

Конспект урока Признаки параллельности прямых

б). Вертикальные углы: Конспект урока Признаки параллельности прямых

в). Укажем еще пары углов, но по другим признакам.

Я начну, а вы найдите ещё пары углов. Как вы думаете, как их можно назвать и почему?

Конспект урока Признаки параллельности прямых- накрест лежащие углы.

Конспект урока Признаки параллельности прямых- односторонние углы.

Конспект урока Признаки параллельности прямых- соответственные углы


  1. Закрепление понятий углов.

ЗКонспект урока Признаки параллельности прямыхадача 1.

Назовите по рисунку:

а). Накрест лежащие углы при прямых a и b и секущей c.

(Конспект урока Признаки параллельности прямых и Конспект урока Признаки параллельности прямых)

б). Односторонние углы при прямых a и c и секущей b.

(Конспект урока Признаки параллельности прямых и Конспект урока Признаки параллельности прямых)

в). Назовите соответственные углы при прямых b и c секущей а.

(Конспект урока Признаки параллельности прямых и Конспект урока Признаки параллельности прямыхКонспект урока Признаки параллельности прямых и Конспект урока Признаки параллельности прямых)

Самопроверка по готовым слайдам.

  1. Письменно.Конспект урока Признаки параллельности прямых

Рассмотрим задачу №2

Задача 2.

Дано: a, b  c

Ответить на вопросы:

  1. Что можно сказать о прямых а и b ?

Ответ: а ║ b, т.к. из утверждения следует:

«Если две прямые перпендикулярны третьей,

то они не пересекаются.» А из определения параллельных

прямых следует, что прямые a и b - параллельны.

  1. Найдите на рисунке, пары накрест лежащих углов

и что можно сказать при их сравнении?

Ответ: Конспект урока Признаки параллельности прямых и Конспект урока Признаки параллельности прямых

Конспект урока Признаки параллельности прямыхи Конспект урока Признаки параллельности прямых

3. Найдите на рисунке, пары соответственных углов

и что можно сказать при их сравнении?

Ответ: Конспект урока Признаки параллельности прямых и Конспект урока Признаки параллельности прямых и


Конспект урока Признаки параллельности прямых и Конспект урока Признаки параллельности прямых

Конспект урока Признаки параллельности прямыхи Конспект урока Признаки параллельности прямых и Конспект урока Признаки параллельности прямых и Конспект урока Признаки параллельности прямых

4. Найдите на рисунке, пары односторонних углов

и что можно сказать о сумме углов каждой пары?

Конспект урока Признаки параллельности прямыхи Конспект урока Признаки параллельности прямых

Конспект урока Признаки параллельности прямых= 180º и Конспект урока Признаки параллельности прямых= 180º


  1. Рассмотрим задачу, когда прямая с не перпендикулярна прямым a и b, но известно равенство двух углов.

ЗКонспект урока Признаки параллельности прямыхадача №3.

Дано: a, b  c

Конспект урока Признаки параллельности прямых

Доказать:

1 ряд: Конспект урока Признаки параллельности прямых

2 ряд:Конспект урока Признаки параллельности прямых

3 ряд: Конспект урока Признаки параллельности прямых

Какие пары углов можно ещё дописать?

Сформулируйте выводы, используя подборку

соответствующих слов, сопоставляя результаты с результатами задачи №2.

Доказательство:

1 ряд. т.к Конспект урока Признаки параллельности прямыхКонспект урока Признаки параллельности прямых

а) Конспект урока Признаки параллельности прямых- смежные Конспект урока Признаки параллельности прямыхКонспект урока Признаки параллельности прямых

б) Конспект урока Признаки параллельности прямых - смежные Конспект урока Признаки параллельности прямыхно Конспект урока Признаки параллельности прямых (по условию) Конспект урока Признаки параллельности прямых

в) Конспект урока Признаки параллельности прямых

Конспект урока Признаки параллельности прямыхнакрест лежащие.

Аналогичный ответ в задаче №2, пункт 2, отсюда следует, в задаче №3 - а ║ b

Подборка слов: «Двух прямых лежащие углы равны если при пересечении то прямые секущей накрест параллельны»

Вывод: если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.

2 ряд т.к Конспект урока Признаки параллельности прямыхКонспект урока Признаки параллельности прямых

а) Конспект урока Признаки параллельности прямых - смежные Конспект урока Признаки параллельности прямых

и Конспект урока Признаки параллельности прямых - смежные Конспект урока Признаки параллельности прямых

Конспект урока Признаки параллельности прямыхно

Конспект урока Признаки параллельности прямых(по условию)Конспект урока Признаки параллельности прямых

Конспект урока Признаки параллельности прямых

Конспект урока Признаки параллельности прямых- соответственные

Аналогично Конспект урока Признаки параллельности прямых, Конспект урока Признаки параллельности прямых, Конспект урока Признаки параллельности прямых

Аналогичный ответ в задаче №2, пункт 3, отсюда следует, в задаче №3 - а ║ b

Подборка слов: «Секущей двух прямых если равны то прямые параллельны соответственные углы при пересечении»

Вывод: если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны.

3 ряд т.к Конспект урока Признаки параллельности прямыхКонспект урока Признаки параллельности прямых

Конспект урока Признаки параллельности прямых- смежные

Конспект урока Признаки параллельности прямых

но Конспект урока Признаки параллельности прямыхКонспект урока Признаки параллельности прямых

Конспект урока Признаки параллельности прямых

но Конспект урока Признаки параллельности прямых внутренние односторонние

аналогично

Конспект урока Признаки параллельности прямых

Аналогичный ответ в задаче №2, пункт 4, отсюда следует, в задаче №3 - а ║ b

Подборка слов: «двух пересечений секущей при прямых если сумма то прямые параллельны равна 180º односторонних углов»

Вывод: если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180º, то прямые параллельны.


  1. Сравним полученные выводы с формулировками теорем, включающие в себя три признака параллельности прямых на страницах учебника 53 - 54.

Признак первый: если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.

Признак второй: если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны.

Признак третий: если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180º, то прямые параллельны.


  1. Домашнее задание:

  1. Еще раз напоминаю задание о Евклиде.

  2. Из пункта 24, 25 - выучить все определения и формулировки теорем.

  3. По желанию подготовить доказательство теоремы 1.

  4. Решить задачу №186

    1. Задача на следующий урок:

Рассмотреть доказательства трёх признаков параллельности прямых и научиться применять эти признаки при решении задач.

    1. Осталось подвести итог нашего урока, при помощи рефлексии (попросить

некоторых учащихся, зачитать вслух свои ответы и их проанализировать


    1. Выставить оценки за урок.

© 2010-2022