Сообщение для выступления по теме Математическое образование и система тестирования

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Математическое образование и система тестирования


Подготовила преподаватель математики ГБПОУ КТТ Сарычева С.В.


Образованность человека является его подлинным капиталом и ресурсом общества. В изначальном смысле слово «образование» означает «обретение личностью образа мира и своего места в нем». В переломные моменты жизни социума, в кризисных ситуациях, при изменении направления развития проблема образования становится наиболее острой и актуальной.

Математическое образование общества является важной составляющей для научного и технического прогресса. Поэтапное развитие математики приводит к появлению новых или утверждению существующих закон в других науках, а это в свою очередь дает толчок к развитию техники и новым открытиям. Математика изучает природу, применяя дедуктивный метод, носящий чисто умозрительный характер, что сближает ее с гуманитарными науками. Поэтому математическая компетенция названа в числе ключевых компетенций, которыми должен владеть современный человек.

В настоящее время появились и используются новые разделы математики: теория информации, теория игр, оптимальное управление, теория катастроф и другие. Метод математического моделирования проникает во все сферы человеческой деятельности (математические методы познания, описания и преобразования действительности).

Любое направление в развитии страны требует от его населения высокого уровня математического освоения и сопровождения. Сегодня можно выделить следующие области математической деятельности: фундаментальная математика, прикладная математика, создание ИКТ, профессиональное применение математики, общечеловеческое применение математики.

Важной составляющей для успешного самоопределения человека в современном технологическом мире является математическая грамотность. В настоящее идет развитие малого и среднего бизнеса и умение прогнозировать свои выгоды и потери от различных финансовых и коммерческих вложений должно быть развито почти у всех. Также можно утверждать, что овладение почти любой современной профессией требует математических знаний. Даже в такие науки как история, филология, лингвистика, психология, социология проникают математические методы исследования. Правда, в нашей стране еще нет системы математического образования гуманитариев. Чаще всего они просто используют готовые продукты, не вникая в их содержание, что может привести к не адекватному их применению

Изучение математики, даже базовой, способствует развитию концентрации внимания и познавательных процессов, тренирует гибкость мышления и способность к абстрагированию. Современный человек должен воспитывать в себе умения принимать решения, находить и исправлять ошибки, что не возможно без такого качества личности как умение добиваться желаемого.

Проблем в математическом образовании много. Но мне кажется, главной является следующая проблема. Математика трудный предмет и ее изучение строится на ранее освоенном материале. И возникает вопрос: как можно продолжать ее изучение, если материал не освоен. Но на то, чтобы спокойно закрепить и осмыслить учебный материал, в учебном плане преподавателю не дано достаточно времени. К тому же в настоящее время идет тенденция на сокращение часов математики в школьной программе. Поэтому все чаще применяются те виде контроля знаний студентов, которые экономят учебное время. К таким методам относятся тестовые методы проверки знаний.

Определить точное время возникновения тестов анализа какой-либо информации невозможно. Скорее всего, система тестирования появилась в Древнем Египте, где для того, чтобы учиться искусству жрецов, необходимо было пройти систему определенных испытаний. Известно, что такую систему отбора и испытаний в свое время преодолел Пифагор, а вернувшись после обучения в Грецию ввел ее в своей школе для поступающих. Он утверждал, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия», поэтому с помощью трудных математических задач диагностировал именно те способности, что были необходимы ля дальнейшего обучения.

В III тысячелетии до нашей эры в Китае появились первые элементы профоотбора на должность правительственного чиновника. В Древнем Риме и Спарте были созданы системы воспитания гладиаторов и воинов. Часто результаты испытания интеллектуальных способностей становились предметом гордости. Интересен следующий факт. Индийский царь Девсарам прислал иранцам шахматы и предложил разгадать правила игры или платить подать в случае неудачи, на которую он и рассчитывал. Но визирь Важргмихр понял правила игры и, в свою очередь, изобрёл игру, в настоящее время называемую нарды, которую на тех же условиях послал в Индию. Правда индийцы правила этой игры разгадать не смогли.

Первая книга с тестовыми материалами вышла в 1884 году в США. Она содержала задания и ответы к ним с оценкой по пятибалльной шкале. В этой книге содержались задания по математике, истории, грамматике, навигации, давались примерные тексты сочинений вместе с методом количественной оценки сочинений. Отношения к тестовой проверке знаний и в то время было противоречивым и вызывало много споров.

В России вопрос разработки и применения тестов не ставился и не обсуждался, а дискуссии шли лишь о полезности и вредности бальных оценок. В то время существовало мнение, что такая проверка терпима, как необходимое зло только там, где от учителя требуют ежемесячных отметок как средства контроля не только над учениками, но и над самим учителем. Так что уже с той поры в российской педагогике стихийно сформировались две противоречащие друг другу тенденции: одна за применение тестового контроля знаний учащихся, другая против него.

Период затишья в разработке тестов продолжался с середины 30-х до конца 70-х годов. После чего вновь стали появляться публикации по этой проблеме. Противники тестового метода свою позицию обосновывали следующим образом:

- тесты используются в капиталистических странах, где с их помощью решаются вопросы расовой и классовой дифференциации;

- применение тестов унижает достоинство личности, особенно в случаях, когда получаемые баллы оказываются ниже среднего;

- никакие методы измерения не могут заменить преподавателя и его личный опыт;

- в педагогике нет, и не может быть точной единицы измерения, и потому не следует терять время, силы и средства на разработку неточных методов.

Пока в нашей стране решался вопрос применять ли тесты, в США работали над тем как повысить качество тестов, как сделать результаты тестирования независимыми от групп испытуемых и от того или иного набора заданий.

Анализируя события последних, лет мы видим, что тестовая система оценки знаний все больше приходит на смены классическим способам контроля знаний студентов и школьников. Новые критерии и методики продолжают вызывать массу споров в российском обществе. Давайте рассмотрим преимущества и недостатки такого контроля знаний.

Преимущества тестирования:

- стандартная процедура проведения тестирования и контроль качества заданий делают его более качественным и объективным способом оценивания знаний;

- оно ставит всех в равные условия, исключая субъективизм преподавателя;

- охватывает большее количество теоретического материала, ка по всему предмету в целом, так и по разным его разделам;

- более высокая шкала оценивания знаний, тест может оцениваться и по сто бальной шкале;

- эффективно с экономической точки зрения, основные затраты идут на разработку качественного инструментария;

- обладает более мягким психологическим подходом, учащиеся находятся в равных условиях, что приводит к снижению нервного напряжения.

Недостатки тестирования:

- разработка качественного тестового инструментария - длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс;

- результаты тестирования не позволяют судить и причинах в проблеме знаний;

- этим методом нельзя оценить знания, полученные при выполнении творческих заданий;

- широкий охват тем при тестировании не дает времени для глубокого анализа темы;

- необходимо обеспечивать конфиденциальность тестовых заданий, а при повторном применении теста вносить в задания изменения;

- элемент случайности при тестировании искажает результаты теста, ведь правильный ответ можно и угадать.

В противовес преподавателям учащиеся и студенты в основном выбирают тестовую оценку знаний.

Тесты могут быть традиционные (состоит из заданий, правил их выполнения, оценок и рекомендаций) и нетрадиционные. К последним можно отнести интегративные, адаптивные, многоступенчатые и критериально-ориентированные тесты.

Тестовые задания делятся на задания открытого типа (свободное изложение дополнение) и закрытого типа (множественный выбор, альтернативный выбор, установление соответствия, установление последовательности).

В последнее время все большую популярность получает автоматизированная система тестирования как в он-лайне, так и в офф-лайне.

Преподавателям, владеющим информационно-компьютерными технологиями предоставлен выбор программ, позволяющих самим создавать тестовые задания и применять их на уроках.

Например, я в своей работе использую сервис создания теста для сайта, Rich Test и Master tes.

Используемые источники


  1. Л. Рослова, С. Суворова, Л. Кузнецова, С. Минаева «Влияние современного социума на обучение математике в основной школе», журнал «Математика» № 14, 2010 г..

  2. progim.admsurgut.ru/win/download/702/

  3. studik.net/adaptivnaya-intellektualnaya-sistema-testirovaniya-znanij/

  4. chertezhi.ru/protext/proektirovanie/22-pljusy-i-minusy-tjestov

  5. testobr.narod.ru/


© 2010-2022