- Преподавателю
- Математика
- Фрагмент уроку з геометрії у 8 класі: Подібність трикутників та золотий переріз
Фрагмент уроку з геометрії у 8 класі: Подібність трикутників та золотий переріз
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Топчій Г.Є. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Подобие треугольников и «золотое сечение»
(фрагмент урока геометрии в 8 классе)
Учитель математики: Топчий А.Е., КЗШ №7
Цель:
- Повторить и обобщить изучаемый материал по теме «Подобие треугольников».
- Показать неотрывную связь геометрии с жизнью, красоту геометрии;
- Развитие интереса учащихся к изучаемому материалу.
Тип урока: урок - семинар, с использованием метода проектов.
Оборудование: ПК, мультипроектор, презентация.
Ход фрагмента
-
Мотивация
Учитель:
"Я думаю, что никогда до настоящего
времени мы не жили в такой
геометрический период.
Все вокруг - геометрия"
Эти слова, сказанные великим французским архитектором Корбюзье в начале 20 века, очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, размечая землю, измеряя расстояния и площади, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов, полученные из наблюдений и опытов. Почти все великие ученые древности и средних веков были выдающимися геометрами. Девиз древней школы был: «Не знающие геометрии не допускаются!». Сегодня на уроке мы увидим, как изучаемая нами тема «Подобие треугольников» связана с жизнью.
4. Решение задач.
Первый ученик:
36˚
72 ˚
36˚
36˚
С
К
В
А
Задача.
В равнобедренном треугольнике АВС (АВ =ВС) угол при вершине В равен 36˚ , АК - биссектриса угла А. Найдите подобные треугольники и докажите их подобие.
Решение.
Пусть мы имеем равнобедренный треугольник АВС, у которого АВ = ВС, угол В равен 36 ̊, АК - биссектриса. Нужно найти подобные треугольники и доказать их подобие.
Зная, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, имеем, что А =С = (180̊- 36˚):2 = 72˚. Биссектриса АК делит угол А на два угла по 36 ˚. Тогда подобными будут треугольники АВС и КАС (по двум углам), КАС =АВС = 36 ̊, С = 72 ˚ - общий.
Из подобия треугольников следует: = .
Для каждого равнобедренного треугольника с углом при вершине 36 ̊ такое отношение боковой стороны к основанию равно одному и тому же числу 1,6, которое называется «золотое сечение», а такие треугольники называют золотыми.
Что же такое золотое сечение?
Второй ученик:
В
С
А
Золотое сечение - это такое деление целого на две неравные части, при котором целое относится к большей части так, как большая часть к меньшей.
= = 1,61803398
Буква , которой обозначают «золотое сечение», первая буква имени древнегреческого скульптора Фидия (430 г. до н.э.), который в своих скульптурах часто применял золотое сечение.
Третий ученик:
А
В
С
D
E
36
Рассмотрим правильный пятиугольник АВСDЕ.
Пифагор считал правильный пятиугольник необычной фигурой и дарил его изображения только друзьям как символ дружбы. Диагонали правильного пятиугольника образуют правильную звезду, которую пифагорийцы считали символом здоровья. Каждая диагональ такого пятиугольника делит другую в отношении золотого сечения, а получившиеся треугольники - золотые.
Четвертый ученик:
Особенная роль у золотого сечения в искусстве и живописи. Известный художник Леонардо да Винчи считал, что «золотому сечению» присущи чудес-ные свойства. Рассмотрим портрет Монны Лизы.
Его композиция осно-вана на «золотых тре-угольниках», являющихся частичками правильного звездного пятиугольника.
В строении человеческого тела, тоже прослеживается «золотое сечение». Яркий пример этого - статуя Аполлона, которую считают эталоном мужской красоты.
Пятый ученик:
Только придерживаясь законов геометрии, архитекторы смогли создать свои шедевры. Пропорция в архитектуре - это ее внутренняя красота. Она невидима непосредственно, но всегда чувствуется, как и духовная красота.