Урок математики в 6 классе. Тема: Координатная плоскость

Урок был подготовлен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Цели:  Образовательные  – обобщение знаний и умений учащихся по теме «Координатная плоскость», промежуточный контроль за знаниями и умениями учащихся. Развивающие  – развитие коммуникативной деятельности учащихся, развитие логического мышления, активизация работы учащихся на уроке за счёт вовлечения их в игру, - развитие интереса учащихся к предмету посредством нетрадиционной формы ведения урока. Развитие математически грамотн...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Агафонова Зинаида Николаевна,

учитель математики

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 5»

города Северодвинска Архангельской области


Урок математики в 6 классе.

Тема: Координатная плоскость.

Цели:

Образовательные

- обобщение знаний и умений учащихся по теме «Координатная

плоскость», промежуточный контроль за знаниями и умениями учащихся.

Развивающие

- развитие коммуникативной деятельности учащихся, развитие

логического мышления, активизация работы учащихся на уроке за счёт вовлечения их в игру,

- развитие интереса учащихся к предмету посредством нетрадиционной формы ведения

урока. Развитие математически грамотной речи, кругозора учащихся.

Воспитательные

- воспитание познавательной активности, чувства ответственности,

культуры общения. Воспитание чувства сопереживания и взаимовыручки, чувства ответственности друг за друга.

Воспитание аккуратности при выполнении построений.

Оборудование: Девиз урока, рисунки, фигуры (танки, самолёты, корабли), карточки с заданием.

Ход урока.

1 . Организационный момент.

Ребята послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

2 . Сообщение темы и определение целей урока.

- Обобщить и систематизировать сведения о координатной прямой (координатной оси), и

составляющих её элементах.

3 . Фронтальный опрос.

а) Что такое координатная прямая или координатная ось?

(Прямые Х и У)

б) Что такое начало координат?

(Точка пересечения прямых Х и У)

в) Какую прямую мы называем осью абсцисс?

(Координатную прямую Х)

г) Какую прямую мы называем осью ординат?

( Координатную прямую У)

д) Что называют системой координат на плоскости?

(Две взаимно перпендикулярные прямые Х и У образуют прямоугольную систему

координат)

4. Исторические сведения. Координаты (от латинского СО - совместно и ORDINATES-

упорядоченный, определённый) числа, заданием которых определяется положение точки на

плоскости, впервые вошли в употребление, как астрономические и географические

координаты - широта и долгота. В 14 в. Никола Орем (французский математик) координаты

на плоскости, используемые для построения графиков, называл - широтой и долготой то, что

теперь называют абсциссой и ординатой. Систематически координаты стали применяться к

вопросам геометрии в 17 в.. Заслуга введения метода координат принадлежит Рене Декарту,

так же французскому математику. Поэтому координатную плоскость, с которой мы

познакомились, часто называют Декартовой.

- Дорогие ребята!

- Наш урок посвящен празднику 9 мая. Что же это за праздник? Какую годовщину победы отмечает наш народ в этом году?

В армии не обойтись без использования системы

координат. Сегодня на нашем уроке произойдут настоящие «боевые» действия. - И так вперёд к победе!

5 . Устная работа.

Вызываются 3 человека от ряда.

Игра «Поражение цели».

На доске рисуется система координат. Крепятся фигуры (танки, самолёты, корабли).

Правила игры: чтобы снаряд попал в цель, орудийный наводчик должен назвать координаты цели. Первая команда уничтожает вражеские самолёты, вторая - танки, третья - корабли. Указкой показывается фигура, выбранный «наводчик» называет её координаты, а «орудийный расчёт» - остальные ученики данной команды - «стреляют». Тот, кто согласен с названными «наводчиком» координатами, поднимает правую руку, а кто не согласен - левую.

Цель считается поражённой, если все члены команды дадут правильный ответ (фигура снимается с доски). Если хотя бы один ученик не согласен с координатами «наводчика»,

фигура остаётся на доске до выяснения. Побеждает та команда, у которой лучшие

«наводчики» и «стрелки».

6 . Ребята, пока мы обстреливали наши цели, боеприпасы у нас кончились. Но вот, гонец

доставил пакет, в котором говорится вот о чём: «Груз сбросят ночью в квадрат АВСД:

А (-3 ; -4), В (-3 ; 1), С (2 ; 1), Д ( ; ), координаты точки «Д» размыты. Надо определить

координаты точки Д, построить квадрат, найти его площадь и периметр.

- Выполнить работу у доски.

Ответ: Д (2; -4)

S = 5 • 5 =25; Р = 5 • 4 =20.

- Груз доставлен. Давайте узнаем его вес? Работу выполняем в тетрадях.

7 . Задача о весе груза: В первом ящике снарядов было в 2 раза больше, чем во втором. Если

во второй ящик добавить 8 снарядов, а из первого взять 40, то количество снарядов будет

одинаково. Сколько снарядов было в каждом ящике первоначально?

Ответ: 48 снарядов во втором ящике, 96 - в первом.

- Ребята! Теперь задача для разведчиков. Определите координаты огневой точки врага.

Выполнить работу на заготовленных листках.

8. «Шифровка».

1) Мы находимся в начале координат;

2) Идём по оси Х вправо на 3 единичных отрезка;

3) Затем вверх на 4 единичных отрезка;

4) Далее влево на 5 единичных отрезков;

5) Далее вниз на 2 единичных отрезка.

Назовите координаты полученной точки М. (Ответ: Координаты огневой точки (-2 ; 2)).

Физкультминутка:

Аты-баты, аты - баты,

Мы шагаем как солдаты,

К верху руки поднимаем,

Сильными мы стать мечтаем,

Поглядим по сторонам (Руки в стороны, повороты туловища)

Не крадется ли враг к нам?

Улыбнутся еще нужно

И на место сядем дружно.

9 . Чтобы победить, мы должны определить координаты врага. Для этого, вы ребята,

должны решить уравнения, тогда вы определите координату данной точки.

- Выполнить самостоятельно 1 уравнение, с последующей взаимопроверкой.

Вариант 1 Вариант 2

1) 5 + 20Х = 15 + 30Х 2) 7 • (У − 3) = 49

1) 14 + 40Х = 4 + 30Х 2) 5 • (У − 6) = 80

1) 13 − 9Х = Х + 23 2) 4 • (У − 3) = 28

1) 7 − 8х = 2Х + 17 2) 5 • (У − 4) = 30

1) 1 − 6Х = 4Х + 11 2) 2 • (У + 2) = 24

1) 4Х + 7 = −3 − 6х 2) 10 • (У − 8) = 20

1) 3 • (Х + 4) = 4Х + 13 2) 7 • (У − 8) = 14

1) −6 • (х + 4) = 8Х − 10 2) −2У + 24 = 4У − 36

1) 7 − 2Х = Х + 10 2) 6 • (У − 6) = 24

1) 13Х + 5 = 7Х − 1 2) 9 • (12 − У) = 18

1) 4Х − 1 = 2Х − 3 2) 6 • (У − 5) = 30

1) 2 • (Х + 3) = Х + 5 2) (4 − У) • 3 = −18

- Работа в парах.

- После взаимопроверки составить по значениям Х и У, координату точки. Во всех

уравнениях (-1 ; 10).

-Мы победили и теперь можно отдохнуть: сделать зарядку для глаз и порисовать.

Физ. пауза .

Около 90 % всей информации человек воспринимает глазами. Если ваши глаза устают,

то снижается ваше внимание и активность. Давайте перед следующими заданиями

дадим глазам и себе отдохнуть.

1) Закрыть глаза на несколько секунд, сильно напрягая глазные мышцы, затем

раскрыть их, расслабив мышцы. Повторить 3 - 4 раза.

2) Посмотреть на переносицу и задержать взор. Затем посмотреть вдаль. Повторить 3 -

4 раза.

3) Медленные наклоны головы: вперёд - влево - вправо - назад. Повторить 3 - 4 раза.

4) Поморгать несколько раз глазами, не напрягая мышц. Сделать глубокий вдох и

медленный выдох.

10 . Практическая работа: В честь победы в Великой Отечественной войне произведём наш «Звёздный салют Победы» (звучит музыка «День Победы»)

Постройте на координатной плоскости 1) отрезки АВ, СД, ОР, КМ, ТЕ по координатам их концов А(-3;-2), В(-6;4), С(-1;-3), Д(-4;8), О(0;-4;), Р(0;11), К(1;-3), М(4;8), Т(2;-2), Е(6; 4).

2) отрезки: А1 А2, А2 А3; А4 А5 , А5 А1 , А4 А3 , если А1 (-7,5; 9), А2(-5;14), А3(-2,5; 9), А4(-8; 12), А5(-2; 12).

3) отрезки: А1 А2, А2 А3 ; А4 А5 , А5 А1 , А4 А3 , если А1 (7,5; 9), А2(5;14), А3(2,5; 9), А4(8; 12), А5(2; 12).



4) отрезки: А1 А2, А2 А3 ; А4 А5 , А5 А1 , А4 А3 , если А1 (-3,5; 15), А2(0;20), А3(2,5; 15), А4(-3; 18), А5(3; 18).


Рефлексия:


Какие факты, события, цифры вы запомнили?


Что можете сделать вы, чтобы такое никогда не повторилось?


Ученик: Нам нужен мир на голубой планете!
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли -
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

12 . Итоги урока.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- Трудными ли были для тебя задания?

- В чём их трудность?

- Над чем надо ещё поработать дома?

- Что понравилось на уроке, а что хотелось бы изменить?

- Выставить оценки особо отличившимся.

Мы победили! Можно праздновать «День победы»!


© 2010-2022