Доклад Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 5 класса

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на МО учителей математики.

Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 5 класса.

Переход из начальной в среднюю школу, т.е. «второй адаптационный период», несёт много проблем и огорчений. Снижается успеваемость, у школьников появляются осознанные и неосознанные реакции отторжения школы. А, казалось бы, должно быть всё наоборот: ребёнок стал физически крепче, психологически устойчивее, расширились его социальные связи. Но почему-то возникают проблемы.

Конечно, это связано с рядом объективных причин: смена одного учителя на нескольких, предметное обучение, увеличение школьной нагрузки, кабинетная система. Однако происходят изменения и внутреннего мира ребёнка. Давайте посмотрим, как меняется отношение школьника к окружающему миру, людям, какой вид деятельности вносит наибольший вклад в его развитие, какие физиологические изменения происходят в организме.

Младший школьный возраст

(7-11 лет)

Подростковый возраст

(11-15 лет)

Особенности социальной ситуации

(отношения ребёнка к окружающему миру)

Ребёнок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых

Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых.

Ведущая деятельность

(деятельность, которая вносит наибольший вклад в развитие)

Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством.

Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому.

Особенности системы ценностей.

Ребёнок односторонне судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам.

Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т.п.

Физиологические способности

Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга

Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме.

Таким образом, изменяются социальные отношения (преобладает стремление к общению со сверстниками), критерии оценки успеха, на поведение ребёнка оказывают влияние физиологические изменения.

В результате этих изменений в 5 классе накапливается целый клубок противоречий, школьных затруднений, что оказывает воздействие на результаты учёбы, на отношение со взрослыми и сверстниками. Проблемы, возникающие в 5 классе, являются постоянным предметом изучения педагогов и психологов. Однако их пути решения пока не найдены. Задача взрослых (родителей, педагогов) - постараться создать условия для сглаживания проблем. Взрослые должны понимать осознавать причины их возникновения и оказывать всяческую поддержку учащимся.

Поэтому целью сегодняшнего собрания является создание плана мероприятий по предупреждению дезадаптации пятиклассников.

Опрос среди учащихся 5-х классов выявляет ряд проблем, возникающих в адаптационный период:

1. Трудности при взаимодействии с учителями.

2. Тревожность при ответах у доски.

3. Страх перед контрольными работами.

4. Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.

5. Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.

Начинать работу по предупреждению проблем надо уже в 4 классе.

  • организация посещения класса учителями среднего звена;

  • знакомство выпускников с будущим классным руководителем;

  • ознакомление классного руководителя с психолого-педагогическими картами учащихся;

  • посещение будущим классным руководителем наших уроков и внеклассных мероприятий;

  • диагностическое педагогическое исследование детских ожиданий от 5 класса.

Необходимо:

  • 1. Учителям предметникам разработать единые требования к пятиклассникам, обеспечить щадящий режим в период адаптации.

  • 2. Классному руководителю и родителям организовать мероприятия по сплочению вновь созданного детского коллектива.

  • 3. Родителям создать благоприятную домашнюю обстановку для преодоления трудностей в период адаптации.



© 2010-2022