- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии (7 класс)
Рабочая программа по геометрии (7 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Савич Л.А. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда»
«Рассмотрена»
Руководитель МО учителей
Естественно-математического цикла
____________Л.А.Савич
Протокол № 5 от «12» мая 2015г.
«Согласована»
Заместитель директора по УВР МОУ «Школа-интернат среднего
общего образования с. Ныда»
__________________Н.Ф.Целищева
«____»_________________2015г.
«Утверждена»
Директор МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда»
____________С.А.Мертюкова
Приказ № 210 от «25» 08. 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Геометрии»
7а класс (базовый уровень)
Савич Людмила Анастасовна,
учителя математики, первой квалификационной категории
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол №1
от « 25» августа 2015г.
Ныда
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена в соответствии:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным и предметным), основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий(УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с ФГОС начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
2.Бутузов В.Ф. Геометрия Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна другие. 7-9 классы. М.: Просвещение, 2014.
Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику Геометрия: 7 - 9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2014. Этот учебник входит в Федеральный перечень учебников 2015 - 2016 учебного года, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Изучение геометрии в 7классах направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
-
Развитие личностного и критического мышления, культуры речи;
-
Воспитание качеств личности, обеспечивающих, уважение к истине и критического отношения к собственным и чужим суждениям;
-
Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей
2) в метапредметном направлении:
-
Формирование представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, части общечеловеческой культуры;
-
Умение видеть математическую задачу в окружающем мире, использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-
Овладение умением логически обосновывать то, что многие зависимости, обнаруженные путем рассмотрения отдельных частных случаев, имеют общее значение и распространяются на все фигуры определенного вида, и, кроме того, вырабатывать потребность в логическом обосновании зависимостей.
3) в предметном направлении:
-
Выявление практической значимости науки, ее многообразных приложений в смежных дисциплинах и повседневной деятельности людей;
-
Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
- систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур;
- ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; выработать навыки использования этих признаков при решении задач;
- ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки и рассмотреть основные (простейшие) задачи этого типа;
- ввести понятие параллельных прямых; рассмотреть признаки и свойства параллельных прямых, научить применять их при решении задач;
- доказать теоремы о сумме углов треугольника и о соотношении между сторонами и углами треугольника, следствия из этих теорем; рассмотреть задачи на применение доказанных утверждений;
- ввести понятия расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми, показать, как они применяются при решении задач.
Общая характеристика учебного предмета геометрии
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
В курсе геометрии 7 класса систематизируются знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; вводится понятие равенства фигур; вводится понятие теоремы; вырабатывается умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; вводится новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки; вводится одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; даётся первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; вводится аксиома параллельных прямых; рассматриваются новые интересные и важные свойства треугольников (в данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии - теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников).
Курс рационально сочетает логическую строгость и геометрическую наглядность. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся должны овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изучение курса позволит начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечит развитие логического мышления учащихся. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ «Школы-интернат среднего общего образования с.Ныда» на изучение геометрии в 7 классе отводится (II вариант) 68 ч из расчета 2 ч в неделю, при 34 учебных недель. Преподавание осуществляется с I четверти.
Методы и формы решения поставленных задач
Формы, методы и технологии обучения
Формы организации образовательного процесса:
-
фронтальная
-
индивидуальная
-
дифференцированная
-
групповая
Методы:
-
поисковый;
-
объяснительно-иллюстративный;
-
репродуктивный;
-
метод проблемного изложения
Технологии обучения:
-
личностно-ориентированная технология
-
ИКТ
-
Здоровьесберегающая
-
обучение в сотрудничестве.
Формы контроля
-
самостоятельные работы
-
контрольные работы
-
тестирование
-
математические диктант
Учебно-тематический план
№п/п
Тема
Количество часов
В том числе контрольных работ
Глава Ι Начальные геометрические сведения
10
1
1.1
Прямая и отрезок. Луч и угол
2
1.2
Сравнение отрезков и углов
1
1.3
Измерение отрезков. Измерение углов
3
1.4
Перпендикулярные прямые
2
1.5
Решение задач
1
1.6
Контрольная работа №1 «Измерение отрезков и углов»
1
1
Глава ΙΙ Треугольники
17
1
2.1
Первый признак равенства треугольников
3
2.2
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
3
2.3
Второй и третий признаки равенства треугольника
4
2.4
Задачи на построение
3
2.5
Решение задач
3
2.6
Контрольная работа №2 «Треугольники»
1
1
Глава ΙΙΙ Параллельные прямые
13
1
3.1
Признаки параллельности двух прямых
4
3.2
Аксиома параллельных прямых
5
3.3
Решение задач
3
3.4
Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»
1
1
Глава ΙV Соотношения между сторонами и углами треугольника
18
2
4.1
Сумма углов треугольника
2
4.2
Соотношения между сторонами и углами треугольника
3
4.3
Контрольная работа № 4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
1
4.4
Прямоугольные треугольники
4
4.5
Построение треугольника по трем элементам
4
4.6
Решение задач
3
4.7
Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники»
1
1
Повторение. Решение задач
10
Итого:
68
5
Содержание тем учебного курса
1. Начальные геометрические сведения -10ч
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
2. Треугольники - 17ч
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.
3. Параллельные прямые - 13ч
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель - ввести одно из важнейших понятий -понятие параллельных прямых; дать первое представление о аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника - 18ч
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
5. Повторение. Решение задач - 10ч
Планируемые результаты изучения геометрии
Предметные образовательные результаты
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи, осуществлять преобразования фигур; вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей)
-
решать геометрические задачи, опираясь на изучение свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи
Личностные образовательные результаты
-
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
-
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
-
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
-
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Метапредметные образовательные результаты
-
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
-
умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
-
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности,
точно используя математическую терминологию и символику;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,
которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на
отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического
содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
-
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных
вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения
программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании
математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких
наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при знании теоретического материала выявлена недостаточная
сформированность умений и навыков;
-
выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной
части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании
математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных контрольных работ учащихся.
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью.
-
в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);
Отметка «4» ставится, если:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
-
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
Отметка «3» ставится, если:
-
допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Тесты
-
«5» - 90-100%
-
«4» - 75-80%
-
«3» - 60-70%
-
«2» - 50% и менее.
Устно (по карточкам)
-
«5» - правильные ответы на все вопросы.
-
«4» - на основной вопрос ответ верный, но на дополнительные не ответил
или допустил ошибку.
-
«3» - затруднился, дал не полный ответ, отвечал на дополнительные вопросы.
-
«2» - не знает ответ и на дополнительные вопросы отвечает с трудом.
Учебно-методические средства обучения
Л.С. Атанасян и коллектив авторов
1
Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [автор-составитель Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2014
2
Учебник. Геометрия: 7 - 9 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2015.
3
Рабочая тетрадь по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 - 9 классы» / Ю.А. Глазков, П.М. Камаев. - М.: Издательство «Экзамен», 2014
4
Контрольные работы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 - 9 классы» / Н.Б. Мельникова. - М.: Издательство «Экзамен», 2014
5
Тесты по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 - 9 классы» / А.В. Фарков. - М.: Издательство «Экзамен», 2014
6
Дидактические материалы по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 - 9 классы» / Н.Б. Мельникова, Г.А. Захарова. - М.: Издательство «Экзамен», 2014
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1
Сборник задач по геометрии 7 класс / В.А. Гусев. - М.: Издательство «Экзамен», 2014
2
Геометрия 7 - 9 классы: задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ / Э.Н. Балаян. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2013
3
Геометрия. 7 класс. Самостоятельные работ. Тематические тесты. Тесты для промежуточной аттестации. Справочник. Рабочая тетрадь / Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: Издательство «Легион», 2013
4
Геометрия. 7 класс. Контрольные измерительные материалы / Д.Г. Мухин, А.Р. Рязановский. - М.: Издательство «Экзамен», 2014
Материально-техническое обеспечение
1.
Комплект демонстрационных таблиц «Геометрия. 7 класс» к учебнику Л.С. Атанасяна / Т.Г. Ходот, Т.А. Бурмистрова, А.Ю. Ходот. - М.: Просвещение, 2014
2.
Комплект таблиц «Математика. Геометрия. 7-11 класс». Наглядное пособие / М.: Спектр-М
3.
CD - Диск «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия»
4.
CD - Диск «Геометрия 7 класс» / Издательство «1С», серия: «Школа»
Информационные источники
5.
urokimatematiki.ru
6.
intergu.ru/
7.
karmanform.ucoz.ru
8.
polyakova.ucoz.ru/
9.
le-savchen.ucoz.ru/
10.
it-n.ru/
11.
openclass.ru/
12.
festival.1september.ru/
Учебно-лабораторное оборудование
13.
Мультимедийный компьютер
14.
Мультимедиа проектор
15.
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль