Доклад Современный урок математики в соответствии с требованиями ФГОС

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1

Слад 2

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика. Формулировки Стандарта II поколения указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Главной же частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД) которые разделены на личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Формирование у учащихся в процессе обучения УУД требуют принципиальных изменений деятельности учителя реализующего новый стандарт. В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках математики теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках математики предлагается наряду с усвоением конкретных знаний, научить преобразовывать и применять освоенный обучающимися опыт для получения нового знания. Научить работать с текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Слайд 3

Как видно из таблицы, центром внимания является учитель. Все этапы урока проходят под его руководством, по его направлению. Урок современного типа подразумевает деятельность учащихся: учащиеся сами формулируют тему урока, цель, учащиеся сами осуществляют учебные действия, контроль, коррекцию, проводят рефлексию. Учитель же лишь подталкивает, направляет в нужное русло. Нацеливается на сотрудничество с учащимися и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Слайд 4

Таким образом

- урок становится личностно-развивающим;

- урок становится компетентностно-ориентированным;

- урок становится метапредметным;

- наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки занятия), стирается грань между обучением и воспитанием.

Слайд 5

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание - параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока - учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Наряду с этим структура урока принимает следующий вид:

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи-

зационный этап 1-2 минуты).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.

5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.

6. Первичное закрепление 4-5 минут.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.

8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) - 2-3 минуты.

Слайд6

В соттветствии с ФГОС основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Основным предметом в школе является математика. Большое внимание уделяется именно этому предмету, потому что без математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком т.к.:

- в школе математика служит опорным предметом для смежных дисциплин: физики, химии, биологии, информатики и др.;

- в послешкольной жизни - получение специальности, в ряде которых необходим высокий уровень образования связанный с непосредственным применением математики: экономика, финансы, психология, и т.д;

- изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовки к современному уроку, чтобы реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта?

Слайд 7

По моему мнению, наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.

Технологическая карта урока позволяет учителю:

- увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;

- полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;

- корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;

- согласовывать действия учителя и ученика;

- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.

Слайд 8

Технологическая карта урока позволит учителю:

- реализовать планируемые результаты ФГОС;

- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;

- спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;

- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

- соотнести результат с целью обучения;

- обеспечить повышения качества образования.

На мой взгляд, повышение качества образования происходит за счет того, что:

учебный процесс по освоению темы, раздела, курса проектируется от цели до результата;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся;

обеспечиваются условия для применения ЗУН в практической деятельности.

Слайд 9

Проанализировав (открытые источники сети Интернет) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-предметниками (Е.В.Якушина «Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС»; Е.В.Якушина «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС»; И.М.Логвинова, Г.Л.Копотева «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»; А.П.Ерославцева, Е.А.Баяринова «Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Площадь прямоугольника. Единицы площади»; «Технологическая карта урока математики, 5 класс, учитель Т.И.Козак»; Л.А.Мишукова «Технологическая карта урока»), мы пришли к выводу, что унифицированной формы подобной карты в настоящее время не существует. На основе множества Технологических карт урока, мы подобрали для своей работы несколько видов по разным типам уроков и составили их в виде брошюры, на мой взгляд, удачно реализующие цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий. В зависимости от типа урока по ФГОС количество этапов конструирования урока можно менять.

Слайд 10

Несомненно, при подготовке к современному уроку, учителя испытывают некоторые затруднения связанные прежде всего со

  • Сложившейся за предыдущие годы устойчивой методики проведения урока.

  • Необходимостью дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.

  • Необходимостью создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

  • Традиционным подходом к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.

  • Заменой известных планов-конспектов технологическими картами урока.

  • Контрольно-оценочной деятельностью

Слайд 11

Поэтому нам необходимо пересмотреть традиционный подход к уроку и понять что

  • ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;

  • на уроке применять разнообразные источники знаний;

  • изменить структуру урока;

  • должна преобладать индивидуальная и коллективная деятельность;

  • отдать приоритет деятельности ученика;

  • применять новые критерии оценивания деятельности обучающихся.

И в заключении хочу сказать Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Думаю мы с вами сможем реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

Слайд 12

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для обучающихся и ощущение комфорта учителем. А что такое комфорт? Предлагаем различные способы расшифровки этого слова. Выберите, что подходит именно для Вас или добавьте свой способ расшифровки и придерживайтесь этого на своих уроках. Тогда комфорт Вам и Вашим ученикам обеспечен!

Ведь так приятно слышать в конце урока: «Спасибо за урок»!

Слайд 13


К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность

Основательность

Отдача

Оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный

Осознанный

М

Моделирование

Мотивация

Методика

Мастер

Ф

Фантазия

Формирование

Функциональный

Фундамент

О

Отдых

Осмысленный

Открытие

Организованный

Обучение

Опора

Озарение

Р

Радость

Развитие

Рост

Результат

Рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

Темп


© 2010-2022