Методическая разработка интеллектуальной игры «Эрудит»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«Тихорецкий индустриальный техникум»




Методическая разработка

Сценарий интеллектуальной игры

«Эрудит»


Преподаватель:

Скороходова Татьяна Витальевна






п. Парковый Тихорецкого района

2015


Интеллектуальная игра по математике «Эрудит»

Методическая разработка.




Оборудование:

  1. Барабан (изготовил мастер Лоскутов Б.П.)

  2. Комплект карточек - заданий для игры «Что? Где? Когда?»

  3. Комплект заданий для блиц - турнира

  4. Задания и детали к «черному ящику»

  1. Карточки с изображением скрипичного ключа (музыкальная пауза)

  2. Вопросы для «светского разговора»

  3. Секундомер

  4. 2 звоночка

  1. Портреты математиков

  2. Трапеция (для черного ящика)

  1. Гвоздь, проволока, линейка.

  2. Пирамида (для черного ящика)

  3. Мяч, нитка, линейка

  4. Геометрические фигуры: трапеция, ромб, квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник, полукруг. Модели геометрических тел.

  5. Рисунок с картины Богданово-Бельского «Устный счет»

  1. 13 одинаковых квадратов

  2. Винт Архимеда (для черного ящика)

  3. Карандаш (для черного ящика)

  4. Скатерти

21 . Кубик (для черного ящика)

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя

(Командиры сидят за столами, посередине барабан, вдоль стен - болельщики)

Мы начинаем интеллектуальную игру «эрудит»

Представить команды и капитанов.

Она состоит из двух туров

  1. ТУР - Что? Где? Когда?

  2. ТУР - Светский разговор

  3. ТУР - Конкурс капитанов

В I тур входят вопросы из истории математики и истории математических терминов, биографические данные великих математиков, задачи на сообразительность, проверку быстрых вычислительных навыков.

В этом же туре есть блиц-турнир и игра в черный ящик, по предъявлен­ному описанию вы должны угадать, что лежит в черном ящике (какая фигура или деталь).

Здесь вы видите скрипичный ключ - музыкальная пауза. Ваши товарищи приготовили номера художественной самодеятельности.

Условия игры:

Команды играют по очереди. Разрешается брать 6 вопросов. Если ответили на все 6, то счет 6:0. Если не ответили на 1, то 5:1 и т.д. Счет записывается на доске. Играем 6 раз. После 6 вопросов команда меняется. Обсуждать вопрос нужно всей команде, в течение 1 минуты. После чего представитель команды дает ответ.

Блиц-турнир: за 1 минуту ответить на 3 вопроса.

Имеются вопросы с практическим содержанием.

Ассистент будет засекать время (оповещает с помощью звонка).

Жеребьевку проводят капитаны.

Информация:

Леонтий Филиппович Магницкий «Арифметика» (1669 - 1739)

1 тур Что? Где? Когда?

  1. вопрос:

На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и Описанного около него цилиндра. Почти спустя 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? (Архимед)

  1. вопрос:

В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса» Что это за термины? (радиус)

  1. вопрос: (с практическим содержанием)

Дано проволока, гвоздь, линейка. Измерьте диаметр гвоздя

(плотно намотать проволоку на гвоздь)

  1. вопрос:

Изобразите график функции lg x + lg y = О

Методическая разработка интеллектуальной игры «Эрудит»

  1. вопрос: Блиц - турнир

  1. Петя и Леша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на год старше Белова? (Петя Чернов и Миша Белов)

  2. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (сто)

  3. Какие 3 числа, если их сложить и перемножить дают один и тот же результат? (1 +2 +3=1*2*3)

  1. вопрос: Черный ящик

В черном ящике находится геометрическая фигура, название которой произошло от греческого слова «столик», «трапеза». Какая фигура лежит в черном ящике? (трапеция)

  1. вопрос: Я докажу, что 2*2=5

4:4=5:5

4(1:1 )=5( 1:1)

4*1 =5 * 1

4=5

2*2=5 Где допущена ошибка? (При делении нельзя выносить за скобки)

  1. вопрос:

Слово, которым обозначается этот термин, в переводе с греческого означает «натянутая тетива» Что это? (гипотенуза)

  1. вопрос:

Можно ли, имея лишь 2 сосуда емкостью 3 и 5 литров, набрать из крана 4 литра воды? (Сначала набрать 5л, перелить в Зл литровый сосуд; в 5л останется 2л Вылить воду из Зх л и перелить в Зх л-2л.Забрать в 5л и отлить в Зх л останется 4 литра)

  1. вопрос: Блиц-турнир

Вычислить:

  1. lg 0,1* lg 0,2 lg 0,3 * ... lg 1,8 * lg 1,9 * lg 2 ( 0 )

  2. tg 10* tg 20 * tg 30°* ... tg 100 * tg 110 (не существует)

  3. Вычислить:

Методическая разработка интеллектуальной игры «Эрудит»

  1. вопрос: Черный ящик

В черном ящике лежит геометрический предмет, название которого произошло от названия формы хлебцов в Древней Греции. Напоминаю, что рожь на древнегреческом звучит «пирог». Что в черном ящике? (пирамида)

  1. вопрос:

Именно этот учебник был первой в России энциклопедией математических знаний. По нему учился М.В.Ломоносов, назвавший его «вратами учености».

Именно в нем впервые на русском языке введены понятия «частное», «произведение», «делитель». Назовите учебник и его автора. («Арифметика» Магницкого)

  1. вопрос:

Индейцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас? (ноль)

14 вопрос:

Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекции по математике профессора Остроградского. Кто она? (С. Ковалевская)

15 вопрос: (решайте задачу с конца)

Я задумала число, прибавила к нему единицу, умножила сумму на 2, произведение разделила на 3 и отняла от результата 4, получила 5. Какое число я задумала?

Методическая разработка интеллектуальной игры «Эрудит»

16 вопрос: (с практическим содержанием)

Как с помощью нитки и линейки найти объем шара? (Обмотать нитку вокруг шара - это длина окружности. Измерить линейкой

Методическая разработка интеллектуальной игры «Эрудит»

  1. вопрос: (Задача на части из старинной арифметики (А.Ф.Магницкого))

Летела стая гусей, а навстречу им летит один гусь и говорит: «Здравствуйте, сто гусей»

- Нас не сто гусей, - отвечает ему вожак стаи, - если бы нас было столько, сколько теперь, да еще столько, да полстолька, да четверть столько, да еще ты гусь с нами, так тогда нас было бы сто гусей. Сколько было гусей в стае?

  1. вопрос:

Изобразите графически пословицу «Тише едешь, дальше будешь»

  1. Методическая разработка интеллектуальной игры «Эрудит»

    вопрос: Блиц - турнир

  1. Как сделать из 2х спичек 10, не ломая их? (II → X)

  2. Из трех спичек сделать шесть, не ломая их? (III → VI)

  3. Из трех спичек сделать четыре, не ломая их? (III→IV)

  1. вопрос:

Даны геометрические фигуры: ромб, трапеция, прямоугольник, круг, прямоугольный треугольник, полукруг, квадрат. ИЗ каких из них можно получить объемные тела и каким образом. Выберите модели этих тел. (прямоугольник- цилиндр; прямоугольный треугольник- конус; полукруг - шар)

  1. вопрос:

Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально: рассекающая на 2 части. О чем идет речь? (биссектриса)

  1. вопрос: Черный ящик

В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, обозначающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике? (кубик)

  1. вопрос:

У известного русского художника Богданово-Бельского есть картина «Устный счет». Ученики сосредоточенно и увлеченно решают пример:

Методическая разработка интеллектуальной игры «Эрудит»

Решите и вы этот пример устно.

Методическая разработка интеллектуальной игры «Эрудит»

24 вопрос:

Методическая разработка интеллектуальной игры «Эрудит»Кто из великих математиков сказал - «Математика - царица всех наук, а арифметика - царица математики» (К. Гаус)


  1. вопрос:

Этот ученый математик впервые ввел обозначения для неизвестных (х, у, z...) в уравнениях, вывел формулы для решения квадратных уравнений и уравнений 3 и 4 степени. Он вычислил первое точное значение числа IT. В 1579 г. издал математи­ческий канон, включающий таблицу синусов, косинусов, тангенсов. Назовите его имя. (Франсуа Виет)

31вопрос: Блиц - турнир

Четвертый - лишний. Назовите и скажите почему.

1) ромб, квадрат, прямоугольник, параллелепипед.

(лишний - параллелепипед, т. к это многогранник а ост. -фигуры)

  1. икосаэдр, параллелепипед, куб, октаэдр.

(лишний-параллелепипед, т. к это не пр. многогран., а ост. правильные)

  1. цилиндр, конус, пирамида, шар.

(лишнее - пирамида, т. к это многогран., а ост. круглые тела)

  1. вопрос:

Сколько нулей в записи числа, выражающего произведение 1*2*3*4*5*... 14*15 ?

  1. вопрос:

Как разделить 1888 на 2 равные части так, чтобы в каждой из них получилась тысяча? (1888)

  1. вопрос: Черный ящик

В черном ящике лежит то, что может быть мягким и твердым. Что в черном ящике? (карандаш)

Подводятся итоги мероприятия I тура Команды учащихся могут исправить положение благодаря светскому разговору.

2-тур. «Светский разговор».

Представьте себе, что все эрудиты попали на бал в XVIII или XIX век. А знаете ли вы, как вести себя на балу9 Кавалеры на балах вели светские разговоры о лошадях, кошках, собаках, о погоде; пытались блеснуть своими знаниями. Сегодня и мы с вами поведем светский разговор, который связан с математикой, хотя и мы будем говорить о кошках и лошадях. Обеим командам даны звонки. Учитель читает вопрос, команда готовая отвечать оповещает звонком Правильный ответ оценивается в 1 балл.

«Светский разговор»

  1. Сколько лошадей в одном эскадроне? (сто)

  2. Кто обходился при езде половиной лошади? (барон Мюнхаузен)

  3. Что стоит посредине Земли? (буква =м=)

  4. Какой кот внес немаловажный вклад в развитие фермерства в нашей стране? (Кот Матроскшн)

  5. 12 ног, 3 хвоста, 15 копеек. Кто это? (три поросенка)

  6. Какие 2 местоимения мешают транспорту? (Я - мы)

  7. В каких словах 100 согласных? (сто - г, сто - к, сто - н, сто - л, сто - п)

  8. Что случается с собакой, после того, как ей исполняется 4 года? (идет 5 год)

  9. Сколько раз встречается звук -ж- в предложении: «Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит» (5раз)

  10. Сколько раз закидывал в море невод старик, из сказки А.С.Пушкина о золотой рыбке? (3 раза)

  11. Сколько раз старик кликал золотую рыбку? (4 раза)

  12. Ансамбль из 4х исполнителей - квартет, из 5 - квинтет, самый маленький ансамбль? (дуэт)

13) В 12ч ночи шел дождь. Будет ли солнечная погода через 72ч? (будет снова ночь)

  1. Как называется цифровая оценка успеха? (балл)

  2. Мера веса драгоценных камней? (Карат)

Конкурс капитанов.

  1. задание.

Кто быстрее из капитанов соберет одну сторону кубика-рубика.

  1. задание

Кто быстрее сложит змейку.

3. задание.

«Знаешь ли ты учебник математики?»

1 команда - алгебра; 2 команда - геометрия.

  1. Назови авторов учебника.

  2. количество страниц.

  3. Что нарисовано на обложке учебника?

4. задание.

  1. капитану.

Назвать сколько портретов математиков находится в кабинете математики. Перечислить фамилии.

  1. капитану

Сколько ступенек на лестнице, ведущей к кабинету математики?

5 задание.

Каждому капитану вручается набор карточек, в которых собрано по 5 математических правил (начало и коней правила). Установить соответствие.

6 задание


Конкурс «математические термины».

Я называю букву. Капитаны команд по очереди называют математические термины, начинающиеся на эту букву. Побеждает та команда, чей представитель последним назовет математический термин.

Например, буква «П», (парабола, поворот, предел, промежуток, пропорция, прямоугольник, параллелограмм, произведение и т.д.)

  1. Д (дискриминант, диагональ, диаметр, доказательство, дробь, длина, дуга и т.д.)

  2. П

  3. С (Симметрия, сектор, секунда, средняя линия, сфера, синус, система, свойство, середина, стереометрия, скаляр, степень, схема и т.д.)

  4. К (квадрат, корень, касательная, косинус, катангес, коэффициент, круг, координата, и т.д.)

  5. М (математика, масштаб, медиана, метод, множитель, многоугольник, многогранник и т.д.)

Задача болельщикам.

Если в процедуре игры возникает пауза, то ведущий может предложить задания Болельщикам.

  1. Возьмите наименьшее трехзначное число.

И букву назовите рядом с ним одновременно. И вы одно получите из слов, которым. Называют кучу сена.

  1. Число и нота рядом с ним.

Да букву напишу согласную.

А в целом мастер есть один,

Он мебель делает прекрасную.

3)Как-то рано по утру.

Птицы плавали в пруду

Белоснежных лебедей

Втрое больше чем гусей

Уток было 8 пар,

Вдвое больше, чем гагар:

Сколько было птиц всего.

Если нам еще дано.

Что всех уток и гусей

Столько, сколько лебедей.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Музыкальная пауза

Басня «Ученый кот»

У кошки маленький котеночек подрос

Как дальше быть? Встает вопрос

Ловить мышей такая штука

Что здесь нужна теперь наука.

Решила мать, что в пору

Послать ребенка в школу.

И вот за партой в классе

Сидит пушистый Вася,

С усердием большим, как наказала мать

Принялся кот науку постигать.

Он изучил до тонкости по темам

Строение мышей (по графикам и схемам)

Их чучела изготовлял из тряпок

В кружке «умелых лапок»

Решил, едва не плача,

Он про бассейн задачу,

(Сколько выльется сметаны.

Когда открыты краны)

Был в геометрии, как дома.

Знал доказательств остроту

Тригонометрия знакома

Была прилежному коту.

И через 10 лет науками богат,

Понес наш кот из школы аттестат.

В то время из какой - то горки

Мышонок вылезал из норки

Хоть Васька изучал Мышиный род по книгам,

Исконного врага узнал он

Все же мигом

Но как его схватить?

Нельзя же прыгнуть сразу?!

Тут надо применить научных знаний базу.

Вот неизвестного мышонка

За «икс» он принял очень тонко

Затем в системе СГС нашел его удельный вес.

По теореме Пифагора Он путь нашел довольно скоро

Привел ответы, глядя в книгу, к логарифмическому виду,

Вписал последнюю строку

И приготовился к прыжку

Пока ученый кот

Над уравнением бился,

Мышонок - неуч в норке скрылся!

Запомните, друзья, соль истины такой:

Теория мертва без практики живой!


© 2010-2022