Формирование математических представлений для детей 5-6 лет

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГКП я/сад № 25 «Ақ - бота»

ПРОГРАММА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.

Составитель: Гутарова О.В.

г. Экибастуз 2015 го

д


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет, имеющих базу знаний за предшествующие группы. Программа ставит задачу: обеспечить высокий уровень подготовки детей к школе. Большое внимание в содержании программы уделено выделению различных признаков и свойств предметов, что помогает ребенку в систематизации знаний, установлении связей, отношений.

Программа включает в себя задачи и задания, направленные на развитие логического мышления, решение которых определяет успешность подготовки ребенка к школе. Содержание программы - задачи и задания, рассчитанные на обязательный и повышенный уровень выполнения «программы».

Задачи раздела "Геометрические представления" направлены на формирование представлений о преобразованиях, что развивает вариативность мышления.

В разделе "Временные представления" формируются не только представления о единицах измерения, но и о системе времяисчисления, что дает более системное представление о времени.

Много внимания в программе уделяется моделированию. Умение обозначать различные признаки предметов, сумму, преобразование действием, что дает возможность развивать абстрактное мышление детей.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Успешность обучения в школе определяется не только запасом знаний детей по всем разделам "программы", но и уровнем развития психических процессов, мыслительных операций, наличием у ребенка опыта самостоятельности в решении проблемных ситуаций, задач, вариативностью мышления.

Исходя из этого, мы определили цели и задачи программы.


Цель: формирование саморазвивающейся личности, т.е. личности умеющей учиться, имеющую высокую познавательную мотивацию.

Задачи:

  1. Формирование основных умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

  2. Развитие умения принять и поставить задачу, отобрать способы решения и проверить результат.

  3. Развивать у детей умение ориентироваться в математических отношениях, связях, зависимостях.

  4. Формировать вариативность мышления.

  5. Формировать начальные чертежные навыки.

ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ,

  1. Принцип минимакса. Максимум определяется зоной ближайшего развития, минимум - обязательным уровнем результата обучения.

  2. Принцип вариативности предполагает у детей вариативное мышление, т.е. понимание и поиск возможных вариантов решения.

  3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на формирование у детей самостоятельно находить решения, открывать новые способы деятельности.

  4. Принцип последовательности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ,

Содержание программы не заменяет, а дополняет существующие программы воспитания и обучения. Материал представлен в расчете на обязательный и превышающий дополнительный уровень.

Первый уровень обязателен для усвоения всеми детьми группы к концу года. По материалу этого уровня судят об усвоении госстандарта.

Повышенный уровень - зона ближайшего развития детей легко усваивающих программу. этот уровень дает возможность углубления и расширения знаний, а также предусматривает самостоятельный поиск решений, требует догадки, смекалки, установления выводов, правил.

Программа не разбита по периодам, оставляя возможность воспитателям включать ее в работу, совмещая с используемыми технологиями, методическими пособиями.

Программа рассчитана на 48 занятийКритерии усвоения программы.

Высокий,

Счет прямой, обратный через число в пределах 20, счет десятками, прямой, обратный , счет от заданного числа, называет все геометрические фигуры, тела, выделяет их из окружающей обстановки, из композиции фигур, определяя их количество, свойства. Составляет, моделирует арифметические задачи 3 видов.

Знает ,называет способы измерения, условные измерители. Умеет сравнивать двухзначные числа, выделяя десятки и единицы без опоры на наглядность. Достаточно сформированный уровень исследования математической терминологии.

Средний.

Счет прямой, обратный в пределах 20, допуская 1-2 ошибки, счет десятками. Называет геометрические фигу­ры, тела, выделяет их признаки, затрудняется в выделении фигур из композиции совмещенных фигур.

Составляет, решает с использованием картин, схем, арифметические задачи 2-х видов. знает, называет меры веса, допускает неточности в измерителях. Умеет сравнивать 3 и больше однозначных числа, устанавливая равенства и неравенства чисел без опоры на наглядность, использует по назначению термины и понимает математические понятия, допускается подмена терминов (большой, вместо высокий).

Низкий,

Считает прямым ,обратным счетом в пределах 20, допуская ошибки, счет десятками до 100 с опорой на наглядность или помощью воспитателя.

Называет все геометрические тела ,фигуры, затрудняясь в определении их свойств. Видят геометрические фигуры в окружающем.Решает арифметические простые задачи, составляет их, опираясь на модель.

Умеют сравнивать 2 однозначных числа, путают в применении знаков: \ /_ (больше, меньше).Сформировано умение пользоваться условной меркой.

Путает значение цифры, числа, допускает замена термина, входящих в понятии измерение.

БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.





Количество часов

1.

Числа и цифры.

Счет в пределах 20 в прямом и обратном порядке, десятками до 100. Однозначные, двухзначные числа. Сравнение чисел, знаки <> =. Числовой ряд. Знаки +, -. Решение примеров в 2 действия. Уменьшение, увеличение числа. Деление на части. Освоение правил по нахождению целого, части. Переместительный закон сложения. Решение задач. Сложение и вычитание с помощью линейки.


2.

Отношение между предметами и группами предметов.

Представление о равенстве и неравенстве предметов. Сравнение предметов по величине и

заданному признаку:

по высоте (высокий, низкий, ниже, выше, самый высокий, самый низкий)

по длине (длинный, короткий, короче, длиннее, самый короткий, самый длинный)

по ширине (широкий, узкий, самый широкий, самый узкий, шире, уже)

по толщине (толстый, тонкий, толще, тоньше, самый толстый, самый тонкий)

по массе (тяжелее, легче)

по площади

по периметру

по форме

Установление зависимости и связей.


3.

Геометрические представления.

1. Различать прямую, кривую, ломаную линию, луч, отрезок, угол, виды углов.

2. Различать и называть фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, многоугольник, трапеция, овал

3. Различать и выделять основные признаки геометрических тел: шар, куб, цилиндр,
пирамида, конус, параллелепипед. Учить видеть основание, грани, измерять их.

Классифицировать фигуры по заданному признаку, преобразовывать фигуры, находить геометрические аналогии.


4.

Временные представления.

Дать понятия о времени, как системе и единице измерения: час, минута, секунда, день, сутки, месяц, год, век. Построение оси времени, выделение ее основных структур. Усвоение терминологии (сначала, потом, позднее, в одно время, вчера, сегодня, завтра). Различать прошедшее, будущее время, знать названия и порядок следования дней недели. Знакомство с часами и секундомером. Обозначение времени на часах.

1

5.

Измерение.

Дать понятие об единицах измерения: сантиметре, метре, километре, грамме, килограмме, 1 деньги, условные мерки, градусы.



ПРИЕМЫ РАБОТЫ,

  1. Выбор правильного решения.

  2. Выбрать и обосновать верность или неверность утверждения.

  3. Заполнение пропусков числами.

  4. Нахождение пары равных значений различных выражений (3+7=10, 6+4=10).

  5. Выбор действия для решения.

  6. Моделирование.

  7. Установление условий, подводящих под понятие.

  8. Классификация.

  9. Составление правил

  10. Выделение заданных признаков.

  11. Составление определений:


  1. самостоятельно,

  2. продолжение определения начального воспитателем,

  3. дополнение определений.


  1. Нахождение подобного (аналогичного).

  2. Нахождение лишнего.

  3. Опровержение, доказательство, рассуждение.

Пример: Все прямоугольники являются четырехугольниками. Ромб четырехугольник. Является ли ромб прямоугольником Программные задачи






I Обязательный уровень





Повышенный уровень

Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Закрепить умение:

  1. устанавливать соответствие между совокупностью предметов.

  2. Писать цифры и знаки « боль-ше», « меньше», =, устанавливать разницу.

  3. Закрепление состава чисел первого десятка














Величина предметов, сравнение по длине. Использование линейки, знакомство с сантиметром, измерение длины комнаты с помощью сантиметра, измерение длины предметов

Усвоение способа наложения, приложения,

установление взаимно однозначного соответствия путем пересчитывания. Записывание результата с помощью условных знаков А>0

Л=0 Д#)

Заносить в таблицу полученный результат при

раскладывании дидактического материала.



Сравнение нескольких множеств,


















Ткань на платье для кукол. Отмеривание полос короче, длиннее на заданную длину. Деталь вывод: чем больше мерка, тем меньше результат измерения Деталь запись, чертить отрезки заданной длины, с помощью линейки. Чертить отрезки заданной длины по линейке. Делать запись сравнения нескольких предметов по длине с помощью знаков >< =

.

Деталь запись, чертить отрезки заданной длины, с помощью линейки. Чертить отрезки заданной длины по линейке. Делать запись сравнения нескольких предметов по длине с помощью знаков >< =

Начерти длиннее, короче. Определить на глаз длину ломаных линий. Дети должны самостоятельно найти способ их измерения. Фиксировать результаты измерения с помощью отрезков.



4




1


2


3


3

2

1





Записать числа , используя дидактический материал


5


6




4






3

2

2



Заселим домик

Сравнение по длине способом наложения. Отмеривание полос заданной длины с

помощью условной мерки, линейки,

сантиметра.

Измерения длины шагами - мерками стола,

Ковра, уметь делать запись


Начерти такую же




Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.






Преобразование равенства в неравенство, установление условий для выведения правил.








Независимость числа от расположения предметов. Сравнение предметов по количественным характеристикам. Закрепление состава числа первого десятка.
















Можноли составить домики из этих деталей?

что сделать, чтобы уровнять детали? Продолжи ряд 1<2< <







Находить точку отсчета.










Как записать неравенство

□ > О >А |

записать в числовом отношении

5>4>3

Подставить числа к знакам

>

<

> >

> <

> >

как уравнять числа 4 и1-5 4и2=6

Предложить сделать домино заполнить точками, чтобы получилось



Игра домино. Записать цифрами сумму точек на домино



Поделите конфеты между мишкой и собакой 9 штук, 10 шт.

Сделать запись.













Поделить конфеты так, чтобы было поровну у мишки, собачки и осталось тебе. Сделать запись.

9 - 3+3+3

7 = 2+2+3

4=1+1+2

Мишке на 2 больше. Учить делить

пополам, выделяя остаток.
















.


Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.

Закрепить умение выкладывать числовой ряд до 10. Знакомство с числом и цифрой 11 (второй десяток)










Уточнить знания о признаках А. Познакомить с конусом. Выделение основания для сравнения. Выделение треугольников в общей фигуре.







Выкладывать на материале десяток и единицу, выкладывать цифрами число 11.

Образование числа.

Новая счетная единица десяток. 1 - десяток -

первая цифра, вторая единица - означает число единиц.

Состав числа

10+1 = 11 установление соответствия между

цифрой и совокупностью предметов. Обозначь число.


В треугольнике есть вершины, стороны. Сколько углов, сколько сторон? Сосчитать сколько треугольников в большом?




Поставить цифру по количеству фигур

прямоугольные

Выкладывать числовой ряд от 1 - 10. Выполнять задание: впиши соседей.



Написать 5 чисел меньше 11. Найти ошибку













Сложить из маленьких треугольников фигуру по образцу. а)Найти и сосчитать количество треугольников в фигуре .

Б)как с помощью двух линий

получить три треугольника







Какой треугольник лишний (перевернутый)

Составь квадрат из 4-х треугольников

Прямоугольник из 4-х треугольников

«Сфотографируй» конус в двух положениях.














Выкладывать числовой ряд от 1-10.

Выполнять задание: впиши соседей.


б) как с помощью двух линий получить три треугольника, 4, 8. Какой \треугольник лишний


Составь квадрат из 4-х треугольников Прямоугольник из 4-х треугольников Сфотографируй конус в 2-х положениях.

Вставьте пропущенные числа.

1,2,_,_,5,_,7,8,_,10.

Вписать в пропуск число меньше на

единицу.





Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Числа второго десятка.

Состав чисел.

Учить считать предметы,

устанавливая № предмета в группе. Устный счет (прямой, обратный). Счет десятками до 100.






Измерение времени.


Дать понятие о будущем, прошедшем времени. Временные этапы

век -100 лет

год - 365 дне

месяц - 30 сто,31, 2, 2

час - 60 минут

минута - 60 секунд

Измеряй время. Часы.

Секундомер.

Устанавливать отношение между

понятиями.



Учить образовывать двузначное число.

Выкладывать двузначное число, прибавляя к

двум десяткам единицы.











Проверить, что можно успеть за

1 секунду

1 минуту 5 минут

1 час

Знакомим с секундой, минутной стрелкой,

короткая стрелка - часовая, показывает часы.

Когда приходим в д/с. Поставим часы на 8:00.

Дни недели.

Суточные часы.


Продолжи ряд 20,19,_,17,_,15,14,_

Найди ошибки

7,9,8,10

5,7,8,10

Я задумала число оно меньше 12, но

больше 10.

Учить делать записи задачи

10<_<12

Нарисовать точки в пустом окошке.

Самостоятельно делаем запись по

картинкам




Посмотрим временную ось.







30 суток,31, 29, 28 (самый короткий

месяц).

365 дней

сутки 24 часа

1 час - 60 мин.

1 мин. - 60 сек.

Строить суточную ось с заданного

времени


Воспитатель показывает цифру дня

недели. Дети называют день. Называть часть суток заданного отрезка времени. Задачи вида:

Вова уехал к бабушке в понедельник, вернулся через четыре дня следующей недели. Сколько дней был у бабушки Вова?


Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Закреплять представления в

преобразовании количества

уменьшение, увеличение числа на

несколько единиц.








Действие сложения.

Его обозначают знаком плюс, его

второе имя объединять.

Помните: числа, которые

складывают - слагаемые,

результат, который получается -

значение суммы.

Овладение способом решения

примеров. Установление условий

для выведения правил.

Учить видеть слагаемые,

записывать результат в предметах и числовом отношении.


Закрепление прямого и обратного счета.

5+1= 6 6+1= 7

Закрепление состава числа. Дать понятие о сложении ( вычитании) в пределах десятка. Довести до детей следующие правила: чтобы

прибавить к числу1 нужно назвать следующие правила: чтобы прибавить к числу 1 нужно назвать следующее за ним число.




Учить складывать однозначные числа в пределах 10






Можно ли объединить их общим числом? (нет).

Как это можно сделать. Решить примеры 2 1 1

3+5=

4+1=

6+2=

7+1=












Дать понятие о том, какие величины

можно складывать, вычитать.

Возьмите кусочек зеленого пластилина и кусочек красного. Сложим или объединим их. Что получилось? Комок неопределенного цвета. Можно ли складывать так?

Вызываем двух девочек. Давайте

посчитаем 1 дев. + 1дев.= 2 дев.

Вызываем 1 мальчика и 1 девочку. Сколько вместе мальчиков и девочек? Вот оказывается не все без разбора можно складываются

предметы одной группы.

Как можно объединить эти фигуры в

сложении. Считаются фигуры одной


Разобрать на примере переместительный закон сложения


.


*

Уменьшение.

Знак вычитания.

Прибавление и вычитание чисел

по частям. Перенесение способа действия в измененных условиях.




Если в записи стоит минус, то число убывает.

Придумать ситуацию, где чего-то стало меньше.

Вычитание вида 6-3, проводится как вычитание

из числа по единице 6-1-1-1=3



6+3=9

3+6=9

Детям предлагается самостоятельно

придумать примеры, подтверждающий

закон.

Дается прямая. Часть ее синяя, часть

красного цвета.


Синяя + Красная полоска составляют целую прямую весь отрезок Б. Как запишем это Б=С+К если мы отнимем у целой Б синюю полоску, что останется?


)

Б-С=К

Остается красная полоска.

Решение аналогичных заданий должно привести детей к выводу чтобы найти целое. Надо части сложить. С+К=Б

Чтобы найти неизвестную часть, надо

из целого вычесть известную часть

С=Б-К

Если из целого Б вычитаем красную

полоску, остается синяя, если вычитаем синюю, остается красная. Подставляем счетный материал: 10 клубничек расположены в линейку

Сложные вычисления в два действия с противоположными знаками (4+10-2)




К этому случаю относятся примеры

вида 9-6. Вычитание чисел 5,6,7,8,9.

Здесь детям напоминается сосав числа

9-6=

9=6+3

значит 9-6=3

результат проверяется по линейке.

Учить складывать, вычитать двузначные числа без перехода десятка.

Предположим у нас 5 конфет. Выложим нарисованные конфеты. Может минус вычесть 6 или 7 конфет? Нет. Число, из которого минус вычитает или уменьшает, называется уменьшаемое, оно всегда больше числа, которое вычитают вычитаемое, то что осталось, называется разность. Попробуем найти ее при вычитании, уменьшении 5-2= 7-3 =

В основе прибавления и вычитания по частям лежит дробление числа на единицы.

5+2= 7- 2=

5+1+1= 7-1 =

6+3= 8-3=

6+2+1= 8-2-1=

5+4= 9-4=

5+2+2= 9-2-2=

Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.












Знакомство с единицей измерения - градус.














Деление предмета на части.
















Знак + показывает теплую температуру на градуснике, так мы узнаём тепло ли на улице, как одеться.


Счет по арифметической линейке Плюс - вправо, минус - влево.


2+2-4 3+3-6

Подобрать картинки с одеждой в соответствии с показанием термометра. Где используется термометр?









Выложите из палочек фигуры. Сфотографируем цилиндр с разных сторон, какие фигуры получились, (обводят карандашом по просматриваемой стороне цилиндра). Рисуем в тетради. Как проверить, что мы правы. Ребенок по бумажной модели должен найти способ проверки, вделать вывод. Найти способ измерения цилиндра. Задание: Выбери и отмерь крестиками такие


Фигуры, из которых можно составить прямоугольник.







Деление квадрата на части, деление на 2, получается 2 прямоугольника.









[а 4 части - п

о

диагонали и

4 квадрата.

Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.















Учить материализовывать

умственные действия, выстраивая

схемы отношений между

предметами, числами.



Познакомить с многообразием многоугольника. Прямоугольник. Ромб. Цилиндр. Учить отличать цилиндр от других геометрически тел.

Самостоятельно подбирать

объекты для сравнения. Выделять

























Знакомство с видами

многоугольника.














.

Отрабатывается «часть и целое»


















Закрепить признаки многоугольника: 4 угла, 4 стороны, 4 вершины. Многоугольник. Преобразование многоугольника в А. Видоизменение геометрических фигур. В основании цилиндра стоит круг. Дать понятие:

Ромб - скошенный квадрат.

Преобразование геометрических фигур
























Преобразование геометрических фигур
























Проверь себя, и сложи фигуры из бумаги. Дать определение ромбу, как фигуре. Предложить разделить ромб так, чтобы получилось

Посчитать , сколько в ромбе после пересчёта детьми объявлять, что я насчитала8. Найти их.Задание: какая фигура получится, если разделить ромб посередине прямо, горизонтальной прямой, вертикальной прямой, от угла к углу.

Замерить стороны квадрата линейкой. Сделать вывод. Выделять фигуры по заданному признаку. То же с ромбом.



Трапеция - вид многоугольника, у которого 4 угла,- 2 острых и 2 тупых, 4 стороны; из каких фигур можно составить трапецию. Подобрать в раздаточном материале фигуры, составляющие трапецию. Если затруднения - показать фигуру, деленную цветом. Выложить из пяти палочек 2 треугольника, из 9 счетных палочек - 5 треугольников. Сколько насчитал треугольников, покажи. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить трапецию из равных треугольников потребовалось. Какая фигура получается из 2-3. Из 10 палочек составить 4 равных треугольника. Рассказать о последовательности работы ( выделить способ)








































Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Познакомить с геометрической фигурой - трапецией, выделить признаки фигуры.



Знакомство с лучом, как с фигурой




Виды трапеции.

Выделять трапецию из других фигур.





Выкладывать трапецию из геометрических фигур.

Различать прямую, кривую линию.

Дать понятие о луче, углах как

геометрических фигурах.

Углы прямые, тупые, острые.

Луч. Из точки выходит линия. Из одной

точки может идти множество лучей.


Какие лучи мы знаем. Лучи солнца. Лучи от драгоценных камней в короне принцессы девочки рисуют. Луч может выходить в любом направлении.


Если луч отгородить (ограничить) точкой с другой стороны получится отрезок.


Он может иметь любую длину. Ее можно измерить. Чем отличается отрезок от луча? Из отрезков можно получить ломаную линию. Составление из палочек ломаной линий. Можно ли ее измерить, каким способом. Ломаная линия может быть замкнутой.

проведите лучи по точкам. Что получилось?


Углы, виды углов.

Геометрические представления о


Незамкнутая линия составляет угол.

\ углы бывают тупые < острые, L

прямые. Попробуйте найти такие < у

себя в тетради.

Игра «Какой угол потерялся?» «Какой

угол больше?»

Количество углов дает название

многоугольника.

4 угла - четырехугольник,

5 - пятиугольник,

6 - шестиугольник,
8 - восьмиугольник.
Пирамидой, параллелепипедом.
Выдувание мыльных пузырей, внутри
только воздух. Эта сфера, можем ли мы
считать сферой яблоко, арбуз, мяч,
теннисный шар. Разложите картинки с
предметами по понятию.
Использование форм. Нахождение
форм в окружающих предметах.

Формировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с

цилиндром и конусом. Призмы

Сходство, отличие. Рассматривание

треугольной и четырехугольной

призмы. Что общего (боковые А). Чем

отличается (основанием). Подвести к

правилу название этих фигур зависит

от основания.

Чем отличаются от параллелепипеда.

Рассматривается «выкройка», все

стороны измерения.

Учить делать выводы.

Спираль. Форма.

Рассматривание закрученных линий

спирали. Сетчатая, металлическая,

стружка, деревянная стружка, ракушка



.

Типа: к виду можно относить фигуры понятиям, опираясь на признаки или по - другому заданному признаку. Давать определения предмета.


Рассматривание построенных кукол рисунков домов для кукол. Выбрать красивый и некрасивый домики.

( Домики должны быть одного размера) . ритмично красиво смотрятся домики в которых одного размера, повторяются ( рисуются через одинаковое расстояние).

Показываем картинку бабочки, сложенную по оси. Угадайте, кто это? Так же лист, дерево, шкаф, человек. Что у них общего?. Каждый из них состоит из одинаковых половин. Все изображения можно мысленно свернуть пополам, показать линию сгиба - ось или линию симметрии.

Симметрия_ это наличие одинаковых частей. Она проходит вертикально сверху вниз в перечисленных предметах.

Попробуйте теперь сложить фигуры поперек - горизонтально и можем мы про эти же предметы сказать, что они симметричны.

прямой, кривой линии. Углы, как

геометрическая фигура.



















Дать понятие об объемных

фигурах.

Геометрические представления.

Знакомство с геометрическими

телами: пирамидой,

параллелепипедом, шаром, кубом,

условными отличиями, учить

находить форму в окружающих

предметах. Дать понятие о

спирали.



















.

Призмы.

Знакомство с геометрическими телами шар,

куб. Учить выделять основание и стороны.

Уметь измерять их, находить их плоскостное

изображение (фотографии).

Геометрические аналогии,

классификация.

Правило классификации.

Выделение общих и

отличительных признаков.

Выделение основания для

сравнения.









Симметрия.

Выделение понятия, под которое

требуется подвести объект. Установление условий подведения под понятие.




Дать понятие, что фигуры, отличающие по

размеру, имеющие одинаковую форму

подобно.

Задание: нарисуйте квадраты разной величины.

Их можно сложить друг с другом. Чем

отличаются, что общего. Это общее делает их

подобными. Разложить фигуры ОО по

подобию.




Учить самостоятельно выводить

правила классификации.

Типа: к виду можно относить фигуры

одной формы или по другому

заданному признаку. Давать

определения понятиям, опираясь на признаки предмета.

Рассматривание построение рисунков домов для кукол. Выбрать красивый и не красивый домики.





ритмично красиво смотрятся домики в которых окна одного размера, повторяются (рисуются через одинаковое расстояние. .



Показываем картинку бабочки сложенную по оси. Угадайте, кто это? Так же лист, дерево, шкаф, человек. Что у них общего. Каждый из них состоит из одинаковых половин. Все изображения можно мысленно вернуть пополам. Линию сгиба осью или линий симметрии. Симметрия - это наличие одинаковых частей.

Она проходит вертикально сверху вниз в перечисленных предметах. Попробуйте теперь сложить фигуры поперек - горизонтально и можем мы про эти же предметы сказать, что они









Решение задач.

Учить ставить условия, по

готовым схемам с опорой и без опоры на дидактический материал, составлять задачи по аналогии










Учить выделять в задаче условие, вопрос,

определять действие, производить решение.

Самостоятельно составлять задачи.

Вида: 3+2=

5-3=

симметричны т.е. детям предлагается составить правило по данной ситуации. Рассматриваем ромашку, складываем ее вертикально и горизонтально. Что получилось? Выводим правила. Упражняемся в нахождении оси

симметрии. Какая она вертикальная, горизонтальная.


Выделение условия, известных,

неизвестных величин, взаимосвязь

величин. Выбор арифметического

действия.


Вида: 3+2=

Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.






Запись задачи:

1. На нахождение суммы. 5+4=

2. На нахождение остатка. 9-х=4

3. Задача на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц.

На нахождение неизвестного

слагаемого.

Построение схемы условия задач.

1.

В тарелке лежало 3 яблока красных и 3 яблока зеленых. Сколько яблок всего?

.







2.


На веревке сидело 5 синиц, 3 улетели. Сколько осталось?

Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.1
















Измерение высоты и ширины.

Периметр. Установление условий на нахождение правила.




















Измерять высоту и ширину помощью условной линейкой.

3.



В гараже стояло 5 машин, приехало еще 2. Сколько стало машин?

4.


В комнате висело 6 шаров красных и несколько зеленых. Всего в комнате висело 8 шаров. Сколько зеленых шаров?

Учим находить часть от целого. Учить составлять правила по примерам. Чтобы найти неизвестную часть, нужно от целого отнять известную часть.

В этом виде задач следует выделить смысл отношений больше на, меньше.

5.


В гараже стояло 5 грузовые машины, а легковых стояло, сколько грузовых,, но и на 3 больше. Сколько легковых

машин.

Учить самостоятельно строить схемы,

решать задачи по готовым схемам.

Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Дать понятие об единице длины

измерения, скорости, время,

движения.

Движение измеряется скоростью.

Учить сравнивать скорость движения

живых объектов, технических. Дать

понятие «траектория». Скорость измеряется временем.

Черепашка проползла вдоль краев стола, как узнать, сколько она проползла.

Решаем логическую ситуацию типа: водитель не мог проехать по прямой дороге, ее ремонтировали, ему пришлось объехать, чтобы приехать в гараж.

Дорога в гараж Здесь объездной путь большой, объездная дорога. Здесь траектория движения, т.е. путь, который ведет к месту назначения.

Вспомним, как мы бросаем камни. Он пролетает высоко, но отлетает недалеко. Как это может выглядеть. Предложить нарисовать. Приводим к общей схеме

Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Выделить понятие по основному

признаку, подводить к нему

объекты. Сравнивать объекты по количественным характеристикам


.


.


Предложим начертить схему, где:

1. Траектория и перемещение совпадают

2. Траектория больше перемещения.
Скорость изображается на схеме
стрелкой ►

Скорость можно измерять. Проверяем, сколько шагов в минуту можно сделать.

Сравнивать явления по заданным

свойствам.

Установления условий для

выведения правил.


Измерение площади. Сравнение предметов

по количественным характеристикам


,

Формирование математических представлений для детей 5-6 лет.Сравнивать явления по заданным

свойствам.

Установления условий для

выведения правил.









Измерение площади. Сравнение предметов по количественным характеристикам.

\



Давайте запищим это в схеме.




I

Іопробуй сравнить, сколько шагов за



минуту можно делать черепашке, меньше, больше.

Выводим правило движения, чем медленнее, тем меньше скорость.

Скорость шагов черепашки за минуту меньше при большем количестве шагов. Скорость измеряется в секундах, минутах, часах. Как думаете, когда скорость измеряется в секундах (когда действие короткое).

Место, которое занимает предмет на плоскость, называется площадью.




Площадь измеряют в таких клеточках. Как думаете, как можно измерить площадь прямоугольника. Как измерить площадь квадрата? Меняется ли площадь листа, если мы его сгибаем, а если отрежем его часть. Придумайте случай, когда можно изменить площадь.

Длинна всех сторон геометрической фигуры называется периметром. Как можно быстро узнать периметр







Измерение объемов.





















Дать понятие о весе. Развивать

интерес к количественным

взаимоотношениям, изменение,

делать выводы, объяснять

противоречия.



Единица измерения - деньги.











Пространственное расположение


квадрата. Подвести детей к выводу. Можно ли таким же способом измерить і прямоугольник.

Как изменяется правило. Подходят ли правила к измерению круга? Л? Дети должны сделать выводы

самостоятельно.

Объем можно измерить с помощью условной Придумать ситуации, в которых


мерки. Количество воды, переливаемое в

другой сосуд, не меняется. Объемы измеряют

дома - стаканами, ложками, банками, мерными

стаканчиками.














Учить сравнивать предметы по весу. Вес

измеряется в граммах, килограммах.

Дать понятие о необходимости денег, их

источниках получения. Деньг, как единица





Дать понятие о необходимости денег, их источниках получения. Деньги, как единица измерения, покупательская способность.









Ориентироваться: влево, вправо, вверх, вниз, внутри, за, перед, сзади, впереди, между, рядом, в центре.

количество (объем) изменяется

(проливаем, отливаем, переливаем).

Создать ситуации, при которой дети

смогли бы решить задачу самостоятельно.

Кто ел поп корн, может быть, видел, из каких мелких зерен получается большое зерно поп корна. Оно вырастает в высоту и в длину, и в ширину. Меняется ли площадь зерна? Как измерить объем книги. Самостоятельное нахождение высоты, ширины, толщины книги. Как можно измерить объем куба? Записать поэтапные результаты измерения. Сделать выводы. Как быстрее измерить куб?



Сравнивать, вывести правило. Значение

изменения веса.

Ситуация. Чего больше 3 больших

яблока или пять маленьких. После

пересчета, взвешивание. Выводим схематически. Показать противоречие в измерении.

Деньги. Вознаграждение за труд.

Деньги в какой стране . Деньги Казахстана - тенге. Есть бумажные деньги, металлические. Металлические - мелкие деньги, которые даются на сдачу, деньги обозначают стоимость товара, которую пишут на ценнике. Упражняться в размене денег

( закрепление состава числа)


Учить ориентироваться в расположении частей фигур. Дать понятие о сторонах света: восток, запад, север, юг.













Пространственное расположение.












Ориентироваться: влево, вправо, вверх, вниз,

внутри, за, перед, сзади, впереди, между,

рядом, в центре.



По этому рисунку предлагается детям
самостоятельно назвать расположение
фигуры относительно друг друга.

Используемая литература:

  1. Программа "Балбобек".-Алматы, 2001г.

  2. Программа предшкольной подготовки детей. - Алматы, 1997г.

  3. Математика и логика для дошкольников. Методические рекомендации по программе "Радуга".

  4. A.M. Захарова. Учебник для 1 класса. Программы развивающего обучения.

  5. Зайцев В.В. Математика для дошкольников г.»Просвещение»

> Б.И. Фомина. Обучение в 1 классе. Пособие для учителя

© 2010-2022