• Преподавателю
  • Математика
  • Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр

Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Графический метод в исследовании решений уравнений, содержащих параметр»









Урок по алгебре

9 класс







Учитель первой категории

Самсонова Ирина Анатольевна






2016 год

Цели:

  • Учить детей исследовать, анализировать, нестандартно мыслить, обосновывать найденное решение.

  • Приучать к самостоятельности в исследовательской деятельности.

  • Научить переходить от индуктивного к дедуктивному подходу в исследовании.

1. Повторение

Повторим применение формул сокращенного умножения для упрощения выражений.

Упростите выражения:

Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр

При каких значениях х каждое из этих выражений не имеет смысла? Почему?

Если бы мы задали этими выражениями функции, что мы нашли бы, отвечая на поставленный выше вопрос?

Как выглядит график функции вида у = кх + в?

Изобразите схематично графики следующих функций: у = 2х - 1, у = - х + 2, у = 1/3 х + 3, у = 3, у = - 4.

2. Мотивация и обмен информацией

Сегодня на уроке мы объединим знания, полученные при изучении этих тем, и расширим их.

Построим графики функций:

а) у = Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр

Выражение Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр следует упростить, но учитывая, что на ноль делить нельзя, запишем х Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр 1.

Значит, функция у = Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр соответствует функции записанной в виде у = х + 1, где х Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр 1.

Т.е. D(у): х Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр 1.

График этой функции будет выглядеть так:

Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр

Прямая с выколотой точкой, т. к. при х = 1, функция не определена.

б) у = Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр

Преобразуем выражение Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр - 2;

Получаем у = х + 1, при х Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр -3.

Функция та же, что и в первом случае, но область определения изменилась и график выглядит иначе:

Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр

Тема нашего урока: графический метод в исследовании решений уравнений содержащих параметр.

Рассмотрим уравнение Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр + 2 = а

Для его решения построим графики двух функций у = Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр + 2 и у = а в одной системе координат.

Для построения графика функции у = Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр + 2 упростим выражение Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр + 2, получим у = 2х - 1, при х Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр -1,5.

Функция у = а графически изображается как множество прямых параллельных оси абсцисс, т. к. а - это некоторое незафиксированное число.

Это выглядит так:

Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр

3. Исследование.

Очевидно, что уравнение Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр + 2 = а имеет единственное решение при а > - 4 и а < - 4. Не имеет решений при а = - 4, т. к. функция при
х = -1,5 не определена.

Найдите, пожалуйста, самостоятельно при каких значениях параметра а уравнения Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр = а и Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр + 2 = 2а не имеют решений, используя построенные вами ранее графики.

Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр= а

Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр

При а = 2.

Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр+ 2 = 2a

Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр

При а = - 1.

Обратите внимание, что в этом случае у = 2а, т.е. 2а = - 2, а задание состояло в том, чтобы вы нашли значение параметра а, т.е. а = - 2 : 2,
а = - 1.

4. Связывание информации.

При каких значениях параметра а уравнение имеет одно решение.

Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр- 0,5(х2 + 6х) = - а

Упростив левую часть уравнения, получим, - 4х + 2 = - а при х Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр - 2.

Построим в одной системе координат графики функций у = - 4х + 2 при х Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр - 2 и пучок прямых у = - а

Уравнение не имеет решений лишь при - а = 10, т.е. при а = - 10.

Значит, при а Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр -10 уравнение имеет единственное решение.

Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр

При каких значениях параметра а уравнение не имеет решений Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр (х - 2)2 = -2а.

Упростив левую часть уравнения, получим, - х - 4 + х - 1 = - 2а, при х Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр 4 - 5 = - 2а.

Построим в одной системе координат график функции у = 5 и пучок прямых у = - 2а при х Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр 4.

Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр

Очевидно, что при - 2а = - 5, т.е. при а = 2,5 уравнение имеет бесконечное множество решений. Значит при а Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр - 2,5 уравнение не имеет решений.

5. Классификация информации.

Итак, на уроке мы, исследуя различное расположение прямых, определяли, когда уравнения имеют решения и сколько решений или не имеют решений вообще.

Исследуйте дома, при каких значениях параметра а уравнения имеют решения и сколько?

1) Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр - (х + 1)2 = 2а,

2) Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр - (х - 3)2 = а.

Попытайтесь, рассмотрев разные значения параметра а, определить при каких значениях а уравнение Урок по математике на тему Графический метод в исследовании решения уравнений, содержащих параметр х - 2 = а имеет решения?









© 2010-2022