Активизация творческой деятельности учащихся

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 46
с углублённым изучением отдельных предметов








Активизация творческой деятельности учащихся

(из опыта работы)







Автор: Ковыляева Наталья Владимировна,

учитель математики















г. КАЛИНИНГРАД,

2016 г.

Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилия воли.

К.Д. Ушинский

«Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования», - говорится в объяснительной записке программы по математике. Но в последние годы говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе, поскольку традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся.

При существующем обучении проблема развития ученика является одной из сложнейших в психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности - ученик. Следовательно, критерием деятельности учителя является конечный результат: дать ученику лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

В первом случае не приходится говорить о развитии учащихся, поскольку ученик получает готовую информацию, запоминает ее, затем воспроизводит он, т.е. мы осуществляем репродуктивную деятельность. В этом случае нужны способности к обучению, но это обучение не оказывает существенного влияния, как на общее психологическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей. А именно это и есть, по определению В.В. Давыдова, развивающее обучение. Поэтому, если школа ставит своей целью развитие ребенка, то конечный результат деятельности учителя - психические новообразования в личности учащегося. «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал К.Д. Ушинский.

Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивную или продуктивную (творческую). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника. В своей деятельности я применяю разные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемной ситуации, логико-содержательное построение курса, дифференцированный подход, использование исторического материала. Важно лишь пробудить мыслительный процесс ученика.

С моей точки зрения, творческая деятельность ученика зависит от наличия трех компонентов мышления:

  1. сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения и аналогии, классификаций;

  2. активность и неординарности мышления;

  3. организованность и целенаправленность мышления.

Свою задачу вижу в формировании указанных составляющих мышления. Более подробно остановлюсь на некоторых методах, используемых мной на уроках и во внеурочное время, которые способствуют активизации творческой деятельности учащихся:

  1. решение занимательных задач (логические задачи, задачи-головоломки, на соображение и догадку, нестандартные задачи);

  2. проблемное обучение;

  3. дифференцированное обучение;

  4. использование исторического материала в обучении.

  1. Решение занимательных задач -

путь к активизации творческой деятельности учащихся

Для поддержания и развития интереса к предмету следует включить в процесс обучения занимательные задачи, без которых, по мнению Н.И. Лобачевского, преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание. Я считаю, что в основу классификации материалов занимательного характера следует заложить принципы связи занимательного материала с учебным материалом, воздействия на мыслительную деятельность учащихся.

В результате получаем следующее:

  • организационную занимательность;

  • информационную занимательность;

  • внеучебные занятия занимательного характера;

  • учебные занимательные задания.

Под организационной деятельностью понимается занимательность, связанная с организацией урока и лишь косвенно связанная с учебным материалом. Например, ученик, лучше всех решавший устные упражнения, награждается значком «Самый смекалистый» и может носить его до следующего урока.

Информационная занимательность вызывает любопытство учащихся. Обычно она не ставит перед учащимися проблемы, а заставляет задуматься об общих вопросах математики. Например, уже в 5-м классе, начиная изучать натуральные числа, я рассказываю историю о богаче-миллионере и незнакомце, который при встрече предложил, казалось бы, очень выгодную для богача сделку: «Я буду целый месяц приносить тебе ежедневно по сто тысяч рублей. Не даром, разумеется, но плата пустяшная. В первый день ты должен по нашему уговору уплатить 1 коп., во второй день 2 коп., за третью сотню - 4 коп., за четвертую - 8 коп., и так целый месяц, каждый день вдвое больше предыдущего», - сказал незнакомец. Богач с радостью согласился. Числа начали расти с неумолимой быстротой (далее мы узнаем, что это геометрическая прогрессия) и в последний раз миллионер, получив в общей сумме 3 000 000 руб., подсчитал, что сам отдал 10 737 418 руб. 23 коп. Без малого 11 миллионов! А ведь началось с 1 коп. Это впечатляет!

При прохождении темы «Возведение в степень» в 7 - м классе предлагаю такие олимпиадные задания на сравнение: 250 и 520; 9920 и 999910.

Основной целью обучения считает Песталоцци - это возбуждение ума учащихся к активной деятельности, выработку у них умения логически мыслить и кратко объяснять сущность изучаемого, развитие всех других познавательных сил детей. Мною разработан элективный курс для учащихся 5-6 классов «Развитие логического мышления», в нем подобраны задания для данной возрастной группы. Ребята с большим интересом занимаются по этой программе. В курсе я использую много занимательных задач. Главный фактор занимательности - это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, т.к. часто уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое в частности.

II. Дифференцированный подход к организации обучения.

Преподавание алгебры и геометрии организую на основе технологии погружения и уровневой дифференциации. Изучение учебного материала организуется по блокам: тема из курса алгебры, затем тема из курса геометрии и т. д. Изучение каждого блока начинается с тестирования, позволяющего определить, какими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для данной темы, владеет ученик. Затем следует система обучающих занятий с элементами текущего контроля, анализ результатов которых позволяет ученику осознанно определить свой уровень на данную тему. Математические диктанты, тесты и разноуровневые самостоятельные работы фиксируют реально достигнутый результат. В случае неудачи ученик имеет возможность восполнить пробелы в течение времени, когда изучается следующий блок на индивидуальных консультациях.

Реализация дифференцированного обучения осуществляется через использование различных по степени сложности вариантов заданий: всевозможные тесты (теоретические и практические); разноуровневые самостоятельные и контрольные работы; домашние творческие задания.

  1. Проблемное обучение -

еще один путь к активизации творческой деятельности

На уроке не просто сообщаю конечные выводы науки, а делаю ребят участниками научного поиска: поставив вопрос, они вскрывают внутренние противоречия, возникающие при его решении; рассуждая вслух, высказывают предположения, доказывают истину.

Цель метода: сформировать у ребят определенную систему знаний, умений и навыков; способствовать достижению более высокого уровня умственного развития учащихся, развитию у них способности к самообучению.

Важным условием организации проблемного обучения является исследовательский характер работы учащихся в процессе обучения. Для реализации проблемного обучения создаю учебную проблемную ситуацию. Это оправдавший себя на практике дидактический прием, с помощью которого пытаюсь держать в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения - детскую любознательность. Потеря интереса к обучению на каком-то этапе рождает безразличие и апатию, безразличие рождает лень, а лень - безделие и потерю способностей. Вот почему важно продумывать урок так, чтобы на нем было интересно; содержание было современно, будило мысль и развивало способности.

Например, на уроке «Применение производной» предлагаю ребятам, сравнивая поведение квадратичной функции и ее производной - линейной функции, сталкиваются с проблемной ситуацией: как связаны производная и функция? И самостоятельно приходят к выводу: производная является скоростью изменения функции. Главное применение производной - исследование функции на монотонность и экстремумы.

IV. Использование исторического материала в обучении

Мной применяются различные формы учебной работы, позволяющие расширить и углубить знания учащихся через введение историко-математического материала. Это, во-первых, урок, как основная форма организации учебно-воспитательной работы; во-вторых, факультативные занятия; в-третьих, внеклассные мероприятия, такие, как историко-математические вечера, математические олимпиады.

  1. Сведения из истории математики, сообщаемые на уроках, могут быть следующих типов:

    1. сведения, непосредственно связанные с содержанием урока (те сведения, которые требуют более глубокого и ясного понимания программного материала);

    2. сведения, непосредственно не связанные с содержанием урока (сведения из биографии ученых, из истории многих математических открытий, о происхождении и значении терминов и т. д., которые служат повышению интереса и воспитанию личности, способствуют гуманизации предмета).

Объем материала определяю исходя из следующих соображений:

  1. связь данного материала с материалом урока;

  2. время, отводимое на сведения;

  3. уровень подготовки ребят;

  4. возраст учащихся.

Мною используются различные формы работы на уроке:

  • исторические обзоры по отдельным вопросам в виде краткой беседы;

  • решение старинных задач;

  • отдельные исторические замечания при изучении программного материала или при решении задач (на 5-7 мин. делают ученики).

2. На факультативных занятиях историческому аспекту можно уделить большее внимание. Приведу примеры включения исторических сведений в некоторые темы факультативного курса 6-го класса. «Делимость и простые числа», «Системы счисления и арифметические устройства ЭВМ». В первой из этих тем достаточно отдельных упоминаний о выдающихся ученых в связи с рассказом об их достижениях (решето Эратосфена; простые числа в «Началах» Евклида; вклад Ферма в теории чисел; величайшие достижения ученых - П.Л. Чебышева, И.М. Виноградова и др.). Вторая тема представляет большие возможности.

3. Во внеурочное время приобщать учащихся к истории математики есть множество способов. Историко-математические вечера и олимпиады, викторины и конкурсы, выпуск математических газет и т. д. Здесь можно искать, выдумывать, фантазировать и делать все возможное для того, чтобы сделать учебу в школе радостной и полезной.

Материал, ярко поданный, более глубоко запоминается, учит без страха преодолевать трудности в решении сложных задач. Приятно видеть, что мои ученики довольно успешно сдают экзамены, успешно поступают в вузы нашей страны.


Литература:


  1. Г.И. Саранцев «Методика обучения математике в средней школе». - М., Просвещение, 2002.

  2. Д.В. Дерягин «Математический бой двух команд». - М., Математика в школе, №4/90.

  3. Программа по математике. - М., Просвещение, 2006.

  4. М.Ю. Шуба «Занимательные задания в обучении математике». - М., Просвещение, 1995.

  5. М.С. Якир «Что же такое красивая задача?». - М., Математика в школе, №6/89.


5

© 2010-2022