- Преподавателю
- Математика
- Групповая форма учебной деятельности
Групповая форма учебной деятельности
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бармина С.Л. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Групповая форма организации учебной деятельности
Светлана Леонидовна Бармина, учитель математики
МБОУ «СШ №15» г. Глазов
История возникновения кооперации в учении и обучении теряется в глубокой древности. Высказывания о пользе взаимного обучения можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Каменский считал, что полезно учить своих товарищей и учиться у них. В конце XVIII в. Джозеф Ланкастер и Андре Белл интенсивно использовали систему взаимного обучения школьников в Англии (Ланкастерская система). Во второй половине XIX в. Джон Дьюи пропагандировал групповую работу школьников как составную часть предложенного им "проектного метода обучения". "Метод проектов" и "лабораторно-бригадная форма обучения" были весьма популярны в отечественной школе в конце 1920-х гг. Интерес к групповым формам работы возобновился в 1970-80-е гг. после серии публикаций Э. Коен, Д. Джонсона, Р. Джонсона, С. Кагана и др.
Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного выполнения учебного задания.
Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:
-
класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
-
каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
-
внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
-
процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
-
выработанные в группе решения обсуждаются всем классом [8].
Одно из важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп нужно учитывать уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Учеников можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних и даже слабых учеников (хотя группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает). Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. По мнению психолога Ю.Н. Кулюткина, в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности, только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх [7].
Групповая форма обучения учащихся на уроке предъявляет высокие требования к учителю. Можно выделить следующие функции учителя:
-
комплектование групп;
-
комментарии к заданиям для групп;
-
контроль за ходом групповой работы;
-
попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
-
после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
К преимуществам групповой работы относятся:
-
грамотно организованная работа в группе работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
-
групповая работа формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
-
в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
-
учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
-
у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать свою идею;
-
улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
-
результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально.
Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения.
Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.
Список литературы.
-
Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогика. 1996. №5.
-
Белошистая А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии. 2001. №5.
-
Веселаго И.А., Левина М.З. Структура коллектива и обучение // Математика в школе. 1994. №4. - С. 47.
-
Гильбух Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика. 1994. №5.
-
Климонова Г.Н. Опыт организации групповой работы на уроках. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 18 декабря.
-
Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. - Рязань, 1977.
-
Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. -М.,1985, с.119.
-
Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: "Знание", 1975.
-
Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов. Под редакцией профессора А.В. Петровского. Издание 2-е, дополненное и переработанное М., "Просвещение", 1976.
-
Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998.
-
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998.
-
Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно-методическое пособие. - М.: МИРОС, 2001.