- Преподавателю
- Математика
- Методический материал Использование технологий проблемного обучения на уроках математики
Методический материал Использование технологий проблемного обучения на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Банникова Т.В. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года отмечает, что «…необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны»[1].
Модернизация школьного образования на первое место выдвигает требования к результатам образования, поскольку потребность общества в инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации, активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей высока.
Решение этой проблемы, в том числе лежит в области новой концепции урока, основанной на реализации современных педагогических технологий обучения. Смысл которых в том, что учитель не воспитывает, не даёт готовые знания, а стимулирует ученика к личностному росту, поощряет его творческую активность.
Данный подход стал отправной точкой в моей работе, где для решения поставленных задач я использую различные современные педагогические технологии.
Наибольшее внимание я уделяю технологии проблемного обучения и развитию критического мышления.
К преимуществам проблемного обучения можно отнести:
-
Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
-
В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
-
Темп передачи информации зависит от самих учащихся.
-
Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
-
Результаты обучения достаточно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Для создания проблемной ситуации на уроках используются следующие приемы:
-
подведение учащихся к противоречию с предложением, самим найти способ разрешения противоречия;
-
изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
-
рассмотрение одного и того же вопроса с различных позиций;
-
развитие у обучающихся умения делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты
-
постановка задач с заведомо допущенными ошибками
На уроках я использую три группы проблемных ситуаций:
А.
Познавательные (теоретическое мышление)
решаются сравнением, выдвижением гипотез, предположений и т.д.
В результате появляются новые законы и выводы в науке, новые понятия
Б.
Оценочные (критическое мышление)
проблемы требуют критической оценки предметов и результатов труда
В.
Организаторские (практическое мышление).
решение организаторских проблем связано с поиском путей различных положительных изменений окружающей действительности и способствует развитию практического мышления, а также ведёт к поиску применения знаний на практике
Фрагмент урока «Свойства параллелограмма»
(8 класс)
Приступая к изучению свойств параллелограмма у обучающихся должны быть сформированы знания признаков параллельности прямых, признаков равенства треугольников, определения четырехугольника и его свойств.
Цель урока:
организация деятельности обучающихся по формированию понятия параллелограмм и умению самостоятельно доказывать его свойства.
Задачи:
-
создать организационные и содержательные условия для усвоения учащимися определения параллелограмм
-
способствовать деятельности учащихся по самостоятельному доказательству свойств параллелограмма
-
создать условия по развитию логического мышления, памяти, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать и анализировать полученные выводы
-
создать условия для воспитания у обучающихся навыка работы в группах
-
воспитания чувства ответственности, самоконтроля
Результат обучения:
-
ученик получить возможность использовать понятие параллелограмм при решении геометрических и практических задач
-
ученик научиться использовать свойства параллелограмма при решении геометрических и практических задач
-
ученик получает возможность развить умение обобщать, сравнивать, анализировать
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Ход занятия
-
Организационный момент (1-2 минуты)
-
Актуализация знаний (5 минут)
-
Мотивация (3 минуты)
-
Изучение нового материала(10 минут)
-
Первичное применение знаний (10 минут)
-
Поведение итогов, рефлексия(10 минут)
-
Разноуровневое домашнее задание с правом выбора