Методический материал Использование технологий проблемного обучения на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.


Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года отмечает, что «…необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны»[1].

Модернизация школьного образования на первое место выдвигает требования к результатам образования, поскольку потребность общества в инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации, активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей высока.

Решение этой проблемы, в том числе лежит в области новой концепции урока, основанной на реализации современных педагогических технологий обучения. Смысл которых в том, что учитель не воспитывает, не даёт готовые знания, а стимулирует ученика к личностному росту, поощряет его творческую активность.

Данный подход стал отправной точкой в моей работе, где для решения поставленных задач я использую различные современные педагогические технологии.

Наибольшее внимание я уделяю технологии проблемного обучения и развитию критического мышления.

К преимуществам проблемного обучения можно отнести:

  • Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

  • В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

  • Темп передачи информации зависит от самих учащихся.

  • Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

  • Результаты обучения достаточно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Для создания проблемной ситуации на уроках используются следующие приемы:


  • подведение учащихся к противоречию с предложением, самим найти способ разрешения противоречия;

  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

  • рассмотрение одного и того же вопроса с различных позиций;

  • развитие у обучающихся умения делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты

  • постановка задач с заведомо допущенными ошибками

На уроках я использую три группы проблемных ситуаций:

А.

Познавательные (теоретическое мышление)

решаются сравнением, выдвижением гипотез, предположений и т.д.

В результате появляются новые законы и выводы в науке, новые понятия

Б.

Оценочные (критическое мышление)

проблемы требуют критической оценки предметов и результатов труда

В.

Организаторские (практическое мышление).

решение организаторских проблем связано с поиском путей различных положительных изменений окружающей действительности и способствует развитию практического мышления, а также ведёт к поиску применения знаний на практике


Фрагмент урока «Свойства параллелограмма»

(8 класс)


Приступая к изучению свойств параллелограмма у обучающихся должны быть сформированы знания признаков параллельности прямых, признаков равенства треугольников, определения четырехугольника и его свойств.

Цель урока:

организация деятельности обучающихся по формированию понятия параллелограмм и умению самостоятельно доказывать его свойства.

Задачи:

  • создать организационные и содержательные условия для усвоения учащимися определения параллелограмм

  • способствовать деятельности учащихся по самостоятельному доказательству свойств параллелограмма

  • создать условия по развитию логического мышления, памяти, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать и анализировать полученные выводы

  • создать условия для воспитания у обучающихся навыка работы в группах

  • воспитания чувства ответственности, самоконтроля

Результат обучения:

  • ученик получить возможность использовать понятие параллелограмм при решении геометрических и практических задач

  • ученик научиться использовать свойства параллелограмма при решении геометрических и практических задач

  • ученик получает возможность развить умение обобщать, сравнивать, анализировать

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Ход занятия

  • Организационный момент (1-2 минуты)

  • Актуализация знаний (5 минут)

  • Мотивация (3 минуты)

  • Изучение нового материала(10 минут)

  • Первичное применение знаний (10 минут)

  • Поведение итогов, рефлексия(10 минут)

  • Разноуровневое домашнее задание с правом выбора



© 2010-2022