Внеклассное мероприятие по математике: Поле Чудес

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Розгребельская СОШ»

Внеклассное мероприятие по математике:






ПОЛЕ ЧУДЕС


Внеклассное мероприятие по математике: Поле Чудес



Подготовила учитель

математики Самойлова Г.В.












2015 г.


Цели и задачи игры:

- Расширение кругозора учащихся;

- Привитие интереса к изучению математики;

- Повышение интеллекта и общей культуры.

Оборудование:


- Барабан;

- Две шкатулки;

- Ящик;

- Призы;

- Компьютер;

- Мультимедийный проектор.

Условия игры.

В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, учителю, зрителям. Форма привета - песня, стихотворение, собственная поделка, математическая задача.

Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет возможность выбрать одну из двух предложенных шкатулок: одна пустая, в другой сладкий приз.

Если выпадает приз, то ассистент выносит ящик, в котором находится приз (тетрадь, транспортир, ручка, линейка и т.д.).

После того, как слово разгадано, участники занимают места в зале.


Ведущий:

Мы начинаем игру капитал-шоу «Поле чудес». Ваша активность, сообразительность украсят нашу встречу, сделают ее интересной, содержательной и запоминающейся. Принимать участие в игре должны и участники игры и болельщики.

Вступительное слово учителя

Наша игра посвящена знаменитым ученым-математикам, о которых можно сказать словами поэта:

Творцы великих мыслей и идей,

Какие род людской вынашивал столетья,

Пройдя сквозь бури трудных дней

Переживут теперь тысячелетья.

Правила игры и барабан несколько отличаются от тех, которые вы видите в телевизионной передаче (пояснение правил и обозначений на барабане).

Вопросы отбора первой тройки игроков СЛАЙД 2

1. Ученый-грек, который первым начал рассуждать о числах, начинал не как ученый, а как победитель Олимпийских игр по кулачному бою! Затем он занялся музыкой. Ему удалось установить связь между длиной струны музыкального инструмента и издаваемым им звуком. Тогда он решил, что не только законы музыки, но и вообще все на свете можно выразить с помощью чисел. «Числа правят миром!» - провозгласил он. Родился этот выдающийся ученый в Греции в VI в. до н. э. на острове Самос. Поэтому его часто называют ...Самосским.

Кто этот ученый? (Пифагор)

СЛАЙД 2

  1. Чему равно число, одна треть которого составляет 6? (18)

СЛАЙД 3

  1. Сколько надо сделать распилов, чтобы бревно распилить на 10 частей? (9) СЛАЙД 4

Игра первой тройки. СЛАЙД 5

Под музыку выходит первая тройка игроков и занимает места у барабана; ведущий представляет их, сообщает фамилию, класс, хобби, рассказывает о математических успехах и увлечениях.

Задание:

Этот человек родился в Тверской губернии. Достоверных сведений о том, где и как он получил образование, нет. Его сын на могильном камне по этому поводу написал так: "..наукам изучался дивным и неудобовероятным способом..." В конце XVII века живет в Москве и является широко известным своей образованностью человеком. В 1700 году Петром I он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. М. В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его "вратами учености".

В знак признания достоинств этого математика Петр I пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо.

Назовите фамилию этого великого математика.


м

а

г

н

и

ц

к

и

й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

В это время на слайде, появляется портрет математика Леонтия Филипповича Магницкого (1669-1739) и рисунки, рассказывающие о его трудах по математике.

СЛАЙД 6,7

ЗАДАЧА 1.

К однозначному числу приписать такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11 раз)

ЗАДАЧА 2.

Как 2 пиратам разделить добычу, чтобы оба были довольны?

(Один делит поровну, а второй выбирает ту часть, которая ему больше понравилась)

СЛАЙД 7

Вопросы отбора второй тройки игроков СЛАЙД 8-10

1. Величайшая заслуга этого древнегреческого ученого в том, что он подвел итог построению геометрии и придал изложению столь совершенную форму, что на две тысячи лет его труд стал энциклопедией геометрии. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды египетский царь Птолемей обратился к нему с вопросом, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем изучение трудов. Ученый гордо ответил: «В геометрии нет царских путей». Его труд, после Библии, издавался наибольшее число, раз и более всего изучался. Кто же является автором первого учебника геометрии? (Евклид)

2. Как называлось сочинение Евклида, в котором он изложил аксиоматические основы геометрии? («Начала»)

3. Над доказательством, какого предложения из книги «Начала» бились в течение 20 веков сотни профессиональных геометров и любителей математики? (Над пятым постулатом)

И стояла геометрия Евклида

Как египетское чудо - пирамида.

Строже выдумать строенья невозможно,

Лишь одна была в ней глыба ненадежна.

Аксиома называлась «Параллели»,

Разгадать ее загадку не сумели.

И подумал русский математик:

«Но ведь связана

С природой аксиома!

Мы природу понимаем

По-земному.

Во Вселенной расстоянья неземные,

Могут действовать законы там иные!»

«Да, конечно, да!

Доказывать бесцельно!

Параллельные пойдут непараллельно!

Там, где звездный мир

Раскинулся без края, -

Аксиома параллелей там другая!

Параллельна геометрии Евклида.

Есть еще одна -

Совсем другого вида.»

И физика в дальнейшем подтвердила:

Теория его не миф, не сон.

Луч света не прямой. Вблизи светила

Он силой тяготенья искривлен.





Игра второй тройки. СЛАЙД 11

Звучит музыка. Ведущий приглашает вторую тройку игроков к барабану и представляет их.

Назовите фамилию русского математика, который создал свою геометрию, забыв включить в нее пятый постулат Евклида. (Лобачевский)

Задание:


л

о

б

а

ч

е

в

с

к

и

й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Игра проходит по аналогии с первым туром.

Биографическая миниатюра. Н. И. Лобачевский (1792 - 1856)

СЛАЙД 12


  • создатель неевклидовой геометрии (геометрии Лобачевского). Ректор Казанского университета (1827-46). Открытие Лобачевского (1826, опубликованное 1829-30), не получившее признания современников, совершило переворот в представлении о природе пространства, в основе которого более 2 тыс. лет лежало учение Евклида, и оказало огромное влияние на развитие математического мышления. Труды по алгебре, математическому анализу, теории вероятностей, механике, физике и астрономии.

Вопросы отбора третьей тройки игроков СЛАЙД 13-15

1. За свою жизнь этот ученый сделал так много, что рассказывать об этом можно несколько часов. Он впервые решил много трудных задач по геометрии: нашел правила «имения площадей и объемов различных тел. Он определил , что отношение объемов цилиндра и вписанного в него шара равно 3:2 и завещал, чтобы после его смерти на его могильной плите вырезали чертеж к этой задаче: шар, вписанный в цилиндр. Много лет спустя по этому чертежу была найдена эта могила. Это для него чертежи были дороже жизни. Но больше всего этот ученый славился среди греков своими изобретениями. Некоторые из них живы и по сей день. Например, каждая хозяйка, сама того не зная, часто использует его винты - главную часть мясорубки. Винт, который вертится внутри трубки и толкает мясо к ножам, он изобрел две с лишним тысячи лет назад. По этому же принципу работают насосы, качающие воду на поля. Жил этот ученый в небольшом городе Сиракузы на острове Сицилия. Он изобрел много военных машин того времени и погиб в 212 г. до н. э., когда его родной город осадили войска могущественного Рима. Назовите его имя. (Архимед)

2. Гордый Рим трубил победу

Над твердыней Сиракуз.

Но трудами Архимеда

Много больше я горжусь.

Надо нынче нам заняться,

Оказать старинке честь:

Чтобы нам не ошибаться,

Чтоб окружность верно счесть,

Надо только постараться

И запомнить все как есть.

Три - четырнадцать - пятнадцать -

Девяносто два и шесть!

С. Бобров

О каком открытии Архимеда идет речь в этом стихотворении? (О числе π)

3. Назовите приближенное значение этого числа и дробь, которую вычислил для него Архимед. (3,14, 22/7)

Презентация о числе ПИ. СЛАЙД 16-25

Число пи - математическая константа, равная отношению длины окружности к ее диаметру. Число пи является иррациональным и трансцендентным, цифровое представление которого является бесконечной непериодической десятичной дробью - 3,141592653589793238462643... и так до бесконечности.

Ведущий: Несколько интересных сведений. Куда бы ни обратили свой взор, мы видим "проворное и трудолюбивое" число пи: оно заключено и в самом простом колесике, и в самой сложной автоматической машине:


  • История числа П, выражающего отношение длины окружности к её диаметру, началась в Древнем Египте. В то время число пи считали равным дроби (16/9)2, или 256/81, т.е. p = 3,160...

  • Впервые обозначением этого числа греческой буквой пи воспользовался британский математик Джонс в 1706 году, а общепринятым оно стало после работ Леонарда Эйлера в 1737 году.


  • Это обозначение происходит от начальной буквы греческих слов περιφέρεια - окружность, периферия и περίμετρος - периметр.


  • День числа пи отмечается некоторыми математиками 14 марта в 1:59 (в американской системе записи дат - 3/14; первые разряды числа π = 3,14159). Обычно празднуют в 1:59 дня (в 12-часовой системе), но придерживающиеся 24-часовой системы света времени считают, что это 13:59, и предпочитают отмечать ночью. В это время читают хвалебные речи в честь числа пи, его роли в жизни человечества, рисуют антиутопические картины мира без пи, едят пи-рог (pie), пьют напитки и играют в игры, начинающиеся на «пи».


  • Отмечают также день приближённого значения пи - 22 июля (22/7).

• французский математик Франсуа Виет улучшил результат Архимеда и нашел значение числа пи с девятью десятичными знаками;

• голландский математик Лудольф Ван Цейлен через 200 лет получил для числа пи 34 цифры (вычисления заняли всю его жизнь);

• вычисление точного значения числа пи во все века неизменно оказывалось тем блуждающим огоньком, который увлек за собой сотни, если не тысячи, несчастных математиков, затратившие бесценные годы своей жизни в тщетной надежде решить задачу, не поддавшуюся усилиям предшественников, и тем снискать себе бессмертие.

Игра третьей тройки. СЛАЙД 26

Русский ученый, которого называют победителем простых чисел. (Чебышёв)

Биографическая миниатюра П. Л. Чебышёв (1821 - 1894)

Ведущий приглашает участников третьей тройки к барабану и представляет их.

Задание:

Русский ученый, которого называют победителем простых чисел. (Чебышёв)


ч

е

б

ы

ш

е

в

1

2

3

4

5

6

7

СЛАЙД 27

Игра проходит по аналогии. Биографическая миниатюра П. Л. Чебышёв (1821 - 1894) Чебыше́в Пафнутий Львович (произносится Чебышёв) (1821-1894), математик, создатель петербургской научной школы, академик). Чебышеву удалось получить важные результаты в решении проблемы распределения простых чисел - уточнить количество простых чисел, не превосходящих данное число x.

Игра со зрителями: СЛАЙД 28-31

Финал: СЛАЙД 32

Ведущий приглашает финалистов к барабану и представляет их.

«Я чувствую, что предназначена служить истине - науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит служить справедливости. Я очень рада, что родилась женщиной, так как это дает мне возможность одновременно служить истине и справедливости». Эти слова принадлежат первой русской женщине-математику. Своими выдающимися научными работами эта удивительная женщина заслужила ученую степень доктора философии по математике и магистра изящных искусств «с наивысшей похвалой». «Принцессой науки» назвали ее в Стокгольме, где она читала курс лекций по высшей математике.

Задание:

Кто эта женщина? (Ковалевская)

Биографическая миниатюра. С. В. Ковалевская (1850-1891)


к

о

в

а

в

с

к

а

я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Игра проходит по аналогии.

Супер игра: СЛАЙД 38

Ведущий предлагает победителю супер игру.

Задание:

Есть пословицы и поговорки, в которых употребляются цифры. Здесь одна из них.

Разрешается открыть 7 букв.

х

в

а

с

т

у

н

у


ц

е

н

а

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

т

р

и


к

о

п

е

й

к

и

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

Дается 1 минута на размышление.

Ведущий поздравляет победителя игры. СЛАЙД 39

До новых встреч.

Внеклассное мероприятие по математике: Поле Чудес


© 2010-2022