«Педагогическое сопровождение одаренных детей по математике»

В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с математически одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ. Отсутствие системы работы с математически одарёнными детьми во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ОУ одаренные дети, родители, педагоги.В связи с этим школе необходим проект, способствующий максимальному раск...
Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»



Педагогический проект

«Педагогическое сопровождение одаренных детей по математике»

Выполнил:
учитель математики
Н.А.Пирумова



Верещагино
2014-2015

Номинация

Одаренные дети

Автор, должность

Пирумова Н.А., учитель математики

Название ОУ, муниципалитета

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Верещагино

Адрес

617120, Пермский край, г.Верещагино, ул.Ленина, 15

E-mail

[email protected]

Аннотация

Одаренный ребенок на самом деле задает

школе трудную задачу, которую нельзя

оставить без внимания, несмотря на благой

принцип - помогать слабоодаренным.


К. Г. Юнг


Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Система педагогического сопровождения одаренных детей позволит любой школе выявить и развить потенциал будущих строителей высокоинтеллектуального общества. В связи с этим школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию неординарных возможностей математически одаренных детей, в том числе совершенствованию системы выявления таких детей с раннего возраста, развитию, оказании адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработке индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной математической одаренности ребенка, формированию личностного и образовательного самоопределения.

Телефон/факс

8 (34254) 3-37-85


  1. Паспорт проекта

    Наименование проекта

    Модель системного сопровождения одаренных детей в процессе обучения математике

    Заказчик проекта

    Администрация МАОУ СОШ № 1 г.Верещагино

    Основание для разработки проекта


    • Конституция РФ;

    • Конвенция о правах ребёнка (статья 13);

    • Закон РФ "Об образовании";

    • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

    • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Развитие системы поддержки талантливых детей», «Сохранение и укрепление здоровья школьников»);

    • Национальный проект «Образование»;

    • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

    • Доклад Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе".

    • Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения;

    • Стратегия развития образования в Пермском крае до 2020 года.

    • Муниципальная программа «Развитие системы образования Верещагинского муниципального района на 2014-2018 годы»

    Разработчик проекта

    Пирумова Наталия Александровна учитель математики МАОУ СОШ №1 г.Верещагино

    Цели и задачи проекта

    Основная цель: создание модели системного педагогического сопровождения одаренных детей в процессе обучения математике для проявления каждым ребенком своих творческих математических способностей и интересов, развития познавательного интереса, обеспечения возможности творческой самореализации личности в различных видах математической деятельности.

    Основные задачи:

    • Изучить методику проведения урока математики с позиций системно-деятельностного подхода в обучении через использование инновационных технологий как основу создания модели системного педагогического сопровождения математически одаренных детей

    • Выявить условия, при которых системное педагогическое сопровождение оказывает эффективное влияние на личностное развитие ребенка в процессе обучении математике.

    • Создать банк контрольно-диагностических материалов по определению результативности модели системного сопровождения математически одаренных детей в процессе обучения математике

    Сроки и этапы реализации проекта

    2013-2016 гг.

    Организационный этап (2013 - 2014 гг.): разработка механизмов поиска, целенаправленного выявления и поддержки математически одаренных детей, создание постоянно-действующей системы диагностического сопровождения детей в процессе обучения математике.

    Этап реализации(2014-2015гг.): непосредственная работа с математически одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся в области математики. Создание банка контрольно-диагностических материалов для определения результативности работы.

    Завершающий этап (2015-2016 гг.): контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.

    Механизм реализации проекта

    Проект реализуется через работу

    • на уроках математики посредством использования в обучении системно-деятельностного подхода, уровневой дифференциации за счет деления обучающихся на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом на базовом и вариативном уровнях;

    • во внеурочной деятельности через участие в предметных неделях математики, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, играх, в учебно-исследовательской деятельности;

    • через работу кружков, факультативов, элективных курсов, заочной школы по математике.

    Ожидаемые результаты проекта

    После реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

    • совершенствование форм работы с математически одаренными и способными детьми;

    • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития математически одаренных детей, их самореализации, самоопределения в соответствии со способностями;

    • стимулирование мотивации учащихся как способности к целеполаганию;

    • увеличение числа детей, активно занимающихся математической интеллектуальной, научно-исследовательской деятельностью;

    • создание банка контрольно-диагностических оценочных материалов для определения эффективности обучения математике

    Источники финансирования проекта

    • бюджетные средства, выделяемые на финансирование общеобразовательных учреждений;

    • средства фонда надбавок и доплат стимулирующего характера

    Организация контроля за исполнением проекта

    Координацию работ и контроль за исполнением проекта осуществляет администрация школы.

  2. Обоснование актуальности

В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с математически одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ. Отсутствие системы работы с математически одарёнными детьми во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ОУ одаренные дети, родители, педагоги.

В связи с этим школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей математически одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные математические способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной математической одаренности ребенка, формирование личностного и образовательного самоопределения.

III. Пояснительная записка

Цели проекта:

Стратегическая цель - создание условий для проявления каждым ребенком своих математических способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах математической деятельности.

Дидактическая цель - создание модели системного педагогического сопровождения одаренных детей в процессе обучения математике для проявления каждым ребенком своих творческих математических способностей и интересов, развития познавательного интереса, обеспечения возможности творческой самореализации личности в различных видах математической деятельности.

Задачи:

  • Изучить методику проведения урока математики с позиций системно-деятельностного подхода в обучении через использование инновационных технологий как основу создания модели системного педагогического сопровождения математически одаренных детей

  • Выявить условия, при которых системное педагогическое сопровождение оказывает эффективное влияние на личностное развитие ребенка в процессе обучения математике.

  • Создать банк контрольно-диагностических материалов по определению результативности модели системного сопровождения математически одаренных детей в процессе обучения математике

  • Создать систему контрольно-диагностических индикаторов по определению результативности модели сопровождения одаренных детей в процессе обучения математике.

Этапы реализации проекта

Организационный этап (2013 - 2014 гг.): разработка механизмов поиска, целенаправленного выявления и поддержки математически одаренных детей, создание постоянно-действующей системы диагностического сопровождения детей в процессе обучения математике.

Этап реализации(2014-2015гг.): непосредственная работа с математически одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся в области математики. Создание банка контрольно-диагностических материалов для определения результативности работы.

Завершающий этап (2015-2016 гг.): контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.

Нормативно-правовое обоснование проекта

  • Конституция РФ;

  • Конвенция о правах ребёнка (статья 13);

  • Закон РФ "Об образовании";

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (направления «Переход на новые образовательные стандарты», «Развитие системы поддержки талантливых детей», «Сохранение и укрепление здоровья школьников»);

  • Национальный проект «Образование»;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Доклад Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе".

  • Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения;

  • Стратегия развития образования в Пермском крае до 2020 года.

  • Муниципальная программа «Развитие системы образования Верещагинского муниципального района на 2014-2018 годы»

Ожидаемые результаты от внедрения проекта:

  • совершенствование форм работы с математически одаренными и способными детьми;

  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития математически одаренных детей, их самореализации, самоопределения в соответствии со способностями;

  • стимулирование мотивации учащихся как способности к целеполаганию;

  • увеличение числа детей, активно занимающихся математической интеллектуальной, научно-исследовательской деятельностью;

  • создание банка контрольно-диагностических оценочных материалов для определения эффективности обучения математике

IV. Содержание проекта

Концептуальные положения проекта

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Проблема развития математической одаренности связана с тем, что во многих странах наблюдается рост интереса к проблемам математического образования. Математический стиль мышления и математические методы проникают всюду. Как утверждал великий философ Платон: человек, «способный к математике, способен ко всем наукам». Поэтому перед учителями математики стоит задача выявления талантливых школьников, поддержка тех, кто, самообразовываясь, нашел себя в математике, создание среды для поддержки остальных.

Математически одаренных детей характеризует:

  • Способность логически мыслить - мыслить математическими символами

  • Способность к быстрому обобщению математических объектов, действий

  • Гибкость мыслительных процессов

  • Стремление к простоте, экономичности и ясности математических решений

  • Способность переключаться «с прямого на обратный ход»

  • Математическая память на математические отношения, понятия, схемы рассуждений и доказательств.

Выделенные компоненты тесно связаны между собой и представляют в совокупности единую систему, целостную сущность, называемую математическим складом ума.

Формированию и совершенствованию логики рассуждений, гибкости мыслительного процесса, смекалки, креативного математического мышления способствует планомерная тематическая работа по решению нестандартных математических задач.

Развивать математическую одаренность школьников целесообразно на основе овладения ими деятельностными методами и приемами самостоятельной работы, поэтому научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются системно-деятельностные технологии обучения.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Методы и формы организации работы

  • тематические и проблемные мини - курсы по математике,

  • «мозговые штурмы» во всех вариантах на уроках математики,

  • ролевые математические тренинги,

  • развитие исследовательских умений и предметной активности в форме научно- практической работы пли проектной работы по математике.

Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

  • групповые формы работы,

  • творчески-познавательные задания,

  • вовлечение учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность (индивидуальные «образовательные маршруты»).

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития математически одаренных учащихся обладают:

  • факультативы, элективные курсы, кружковая работа

  • олимпиады, конкурсы и интеллектуальные игры в школе и вне школы

  • внеурочная исследовательская работа учащихся.

Условия успешной работы с одаренными детьми

При организации работы с математически одаренными детьми свою работу необходимо начать с планирования. В планировании нужно отразить диагностику математической одаренности, наметить цели, задачи, определить методы и формы работы.

Для успешной работы с математически одаренными детьми необходимо:

  1. Создать систему диагностики математической одаренности учащихся и организовать эффективное функционирование этой системы.

  2. Вовлечь в эту работу членов школьного методического объединения математиков и усилить в связи с этим внимание к проблеме формирования положительной мотивации к учению как к способности к целеполаганию и самосовершенствованию.

  3. Создать и постоянно совершенствовать систему оценки и коррекции уровня обученности учащихся по предмету математика.


V. План-график выполнения мероприятий проекта

№ п/п

Мероприятия

Срок реализации

Ответственные

Изучение методики проведения урока математики с позиций системно-деятельностного подхода

Сентябрь
Октябрь
2013

Педагогический коллектив
ШМО математиков

Совершенствование нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми

2013

Администрация школы

Разработка педагогического проекта «Модель системного сопровождения одаренных детей в процессе обучения математике»

Сентябрь
Октябрь
2013

Пирумова НА


Создание учебно-тематических планов, программ и методических материалов для организации и проведения работы с одаренными детьми по математике

Сентябрь
Октябрь
2013

Пирумова НА


Разработка механизмов поиска и целенаправленного выявления математически одаренных детей

Проведение диагностик по выявлению математически одаренных детей

Ноябрь
Декабрь
2013

Пирумова НА

Зам директора по МР

Классные руководители

Формирование системы внеурочной работы с математически одаренными учащимися: организация работы математических кружков, факультативов, элективных курсов, заочной школы по математике

2013-2016

Пирумова НА

Зам. директора по УВР


Участие в школьных, районных, региональных, российских очных, заочных, дистанционных олимпиадах, конкурсах, играх

2013-2016

Пирумова НА

Зам. директора по УВР

Зам. директора по ВР


Участие в научно-практических конференциях, конкурсах проектных работ

2013-2016

Пирумова НА

Зам. директора по УВР

Создание сборника творческих работ победителей математических конкурсов

2015-2016

Пирумова НА

Зам. директора по УВР

Повышение квалификации, обучение образовательным технологиям и методикам работы с математически одаренными детьми

2013-2016

Пирумова НА

Зам. директора по МР

Организация мониторинга эффективности работы с использованием контрольно-диагностических материалов по определению результативности модели системного сопровождения математически одаренных детей в процессе обучения математике

2013-2016

Пирумова НА

Зам. директора по МР

Зам. директора по УВР


Материальная поддержка одаренных детей, учреждение ежегодных премий (призов)

2013-2016

Директор школы

Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами школьных, муниципальных СМИ

2013-2016

Пирумова НА


Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по работе с математически одаренными детьми

2013-2016

Пирумова НА


Контроль и анализ промежуточных и итоговых результатов

2013-2016

Администрация школы

VI. Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

  2. Блонский П.П. Возрастные особенности детей. - М., 1971.

  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов, 1983.

  4. Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990.

  5. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии.- 1972.- № 2. -С. 114-123.

  6. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.- 1969. - № 1.

  7. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы.- М.

  8. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.

  9. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.-1960.- № 1.- С.9-14.

  10. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989.- № 6.

  11. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. - Уфа, 1988.

  12. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. - М., 1985.

  13. Тэкэке К. Белые вороны (проблемы воспитания одарённых детей). - Ижевск, 1993.

  14. Чудковский В.Э. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6.

  15. Элъконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1985.- № 4.


© 2010-2022