Проект Экскурсия по картине Богданова-Бельского Устный счет

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОШ №1» Г.ЖИЗДРЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ









ПРОЕКТ

Экскурсия по картине Богданова-Бельского «Устный счёт»










Автор: Богданов Ярослав,

учащийся 5а класса

Руководитель: Яшина Н.М.,

учитель математики



г. Жиздра

2014


Содержание:


Пояснительная записка---------------------------------------------------- 3

Введение --------------------------------------------------------------------- 4

Основная часть-------------------------------------------------------------- 5


  • Страница первая. Рассказ об изображении на картине.------ 5

  • Страница вторая. Как решить пример устно. ------------------ 7

  • Страница третья. Рассказ о художнике.-------------------------- 8

  • Страница четвертая. Знакомство с учителем, Сергеем Александровичем Рачинским.--------------------------------------- 9

Заключение------------------------------------------------------------------ 10

Литература----------------------------------------------------------------- 11

Приложение1

В Третьяковской галерее------------------------------------------------ 12

Приложение 2.

Неизвестный для меня способ решения------------------------------ 13

Приложение 3.

ТАБЛИЦА КВАДРАТОВ ЧИСЕЛ ОТ 10 ДО 20----------------------- 14





Пояснительная записка


Мне нравится предмет математика. Мне нравится считать, решать примеры, задачи. Особенно я радуюсь, когда решу правильно трудный пример или сложную задачу.

В этом году мы изучали тему «Степень». Когда я увидел пример на картине, подумал, что его трудно решить. Но картина называется «Устный счет». Значит, его надо решить устно. Я заинтересовался и примером, и картиной. Так я выбрал тему своего проекта. Она называется «Экскурсия по картине Н.П.Богданова - Бельского «Устный счёт»».

Цель проекта:

Изучить картину Н.П.Богданова-Бельского «Устный счёт» и составить по ней экскурсию.

Задачи:

  • Решить пример, написанный на картине,

  • Узнать информацию об авторе Н.П.Богданове-Бельском,

  • создать мультимедийную презентацию о проекте,

  • Создать таблицу квадратов для чисел от 10 до 20.

Гипотеза: я предположил, что решив пример письменно, я найду способ, чтобы решить его устно. Я начал решение с повторения темы «Степень». Затем я составил таблицу квадратов необходимых чисел, чтобы можно было легче решить пример. Внимательно рассмотрев картину, я понял, что дети считают устно, без помощи таблицы. Мне стало интересно изучать картину всю, до мельчайших подробностей. В книгах, а также в интернете я стал искать сведения о картине и ее авторе, художнике Н.П.Богданове-Бельском.

Таким образом, я составил экскурсию об этой картине и рассказ о художнике, а также учителе, который изображен на ней. Вместе с учителем я разобрался в примере. Я понял, что пример можно, если постараться, решить устно. Моя гипотеза подтвердилась.

В ходе выполнения проекта я решил поставленные задачи. Я составил экскурсию по картине. Она состоит из четырех страниц. Первая страница рассказывает, что изображено на картине. Вторая - учит, как решить пример устно. Третья знакомит нас с художником, а четвертая с учителем, Сергеем Александровичем Рачинским. Задачи Рачинского встречаются и в нашем учебнике математики.

Эта картина - гимн учителю и ученику.

Мне удалось достигнуть поставленной цели. Мне очень приятно, что я сделал этот проект.

В интернете я нашел другие способы решения этого примера, но пока мне не хватает знаний, чтобы понять их.


Литература: Математика №3(15)/2007, «Устный счет», М., Чистые пруды, 2007.

Введение

Мне нравится предмет математика. Мне нравится считать, решать примеры, задачи. Особенно я радуюсь, когда решу правильно трудный пример или сложную задачу.

В этом году мы изучали тему «Степень». Когда я увидел пример на картине, подумал, что его трудно решить. Но картина называется «Устный счет». Значит, его надо решить устно. Я заинтересовался и примером, и картиной. Так я выбрал тему своего проекта. Она называется «Экскурсия по картине Н.П.Богданова - Бельского «Устный счёт»».

Цель проекта:

Изучить картину Н.П.Богданова-Бельского «Устный счёт» и составить по ней экскурсию.

Задачи:

  • Решить пример, написанный на картине,

  • Узнать информацию об авторе Н.П.Богданове-Бельском,

  • создать мультимедийную презентацию о проекте,

  • Создать таблицу квадратов для чисел от 10 до 20.

Гипотеза: я предположил, что решив пример письменно, я найду способ, чтобы решить его устно. Я начал решение с повторения темы «Степень». Затем я составил таблицу квадратов необходимых чисел, чтобы можно было легче решить пример. Внимательно рассмотрев картину, я понял, что дети считают устно, без помощи таблицы. Мне стало интересно изучать картину всю, до мельчайших подробностей. В книгах, а также в интернете я стал искать сведения о картине и ее авторе, художнике Н.П.Богданове-Бельском.





Основная часть


Я решил составить экскурсию об этой картине и рассказ о художнике, а также учителе, который изображен на ней. Вместе с учителем я разобрался в примере. Я понял, что пример можно, если постараться, решить устно. Моя гипотеза подтвердилась.


СТРАНИЦА ПЕРВАЯ


  • Рассказ об изображении на картине.

Картина «Устный счёт» была написана в 1895 г., то есть почти 120 лет назад.

Что изображено на картине? Мальчики собрались около классной доски и что-то рассматривают. Два мальчика(стоят впереди),отвернулись от доски и что-то вспоминают, а может быть считают. Один что-то шепчет на ухо человеку, по-видимому учителю, а другой, кажется, подслушивает.

- А почему они в лаптях?

- А почему тут нет девочек, только одни мальчишки?

- А почему они стоят спиной к учителю?

- А что они делают?

Вы уже, Верно поняли что здесь изображены учащиеся и учитель. Конечно, костюмы учащихся необычные: некоторые ребята в лаптях, а у одного из героев картины (того, который изображён на переднем плане) и рубаха порвана. Ясно, что это картина не из нашей школьной жизни. Вот и надпись на картине: 1895 год - время старой дореволюционной школы. Крестьяне жили тогда бедно, сами они и их дети ходили в лаптях. В то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. Посмотрите-ка на картину: ведь только трое из учащихся в лаптях, а остальные - в сапогах. Очевидно, ребята из богатых семей. Ну, а почему на картине не изображены девочки, это тоже нетрудно понять: в то время девочек, как правило, в школу не принимали. Учение было «не их делом», да и мальчики-то учились далеко не все



Проект Экскурсия по картине Богданова-Бельского Устный счет

СТРАНИЦА ВТОРАЯ


  • Как решить пример устно.

Эта картина называется «Устный счет». Посмотрите, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане. Видно, не легкую задачу дал учитель. Но этот ученик, наверное, скоро закончит работу, ошибки не должно быть: уж очень серьезно относится он к устному счету. А тот, который что-то шепчет на ухо учителю, кажется, уже решил задачу, только его ответ не совсем правильный. Смотрите: учитель слушает ученика внимательно, но в лице нет одобрения, значит, ученик сделал что-то не так. А может, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают, а потому не спешит одобрять его ответ?

- Нет, первым даст правильный ответ тот, кто стоит впереди: сразу видно, что он лучший ученик в классе.

Какую же задачу дал им учитель? Не сможем ли решить ее и мы?

Проект Экскурсия по картине Богданова-Бельского Устный счет

(10·10+11·11+12·12+13·13+14·14):365

Как видно, каждое из чисел 10,11,12,13 и 14 нужно умножить само на себя, результаты сложить, а полученную сумму разделить на 365.

-Вот так задача! Такой пример не скоро решить, да ещё в уме.

А всё-таки, попробуйте сосчитать устно, в трудный местах я буду помогать вам. Десятью десять - сто, это каждый знает. Одиннадцать умножить на одиннадцать - это тоже не трудно сосчитать:10·11=110 да ещё 11, всего 121. Умножая 12 на 12, поступаем так: 12·10=120, да ещё 12·2=24, а всего будет 144.

Действуя аналогично, получите 13·13=169 и 14·14=196.

Но пока мы умножали, то почти забыли, какие числа получились ранее. Потом вспомню их, а ведь эти числа надо ещё и сложить, да потом сумму разделить на 365. Придётся вам немного помочь. Какие числа у вас получились?

-100, 121, 144, 169, 196.

Теперь вы, наверное, хотите сложить сразу все пять чисел и разделить их на 365.Давайте вы это сделаем по -другому. Давайте сложим первые три числа 100, 121, 144. Сколько получится?

-365

Теперь сложим остальные два числа: 169 и 196. Сколько получится?

-Тоже 365!

- Вот так пример, и совсем нехитрый. Получается-то всего лишь два! Только для его решения надо хорошо знать, что сумму можно делить не сразу всю, а каждое слагаемое в отдельности или же по группам в два-три слагаемых, а потом уж сложить получившиеся результаты.

СТРАНИЦЫ ТРЕТЬЯ


  • Страница третья. Рассказ о художнике.

Картина называется «Устный счёт». Написал ее художник Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945).

Богданов-Бельский очень хорошо знал своих маленьких героев: вырос в их среде, был когда-то пастушком. «Я незаконнорождённый сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельским стал по имени уезда»,- рассказывал художник о себе.

Ему посчастливилось попасть в школу известного русского педагога профессора C.A. Рачинского, который заметил художественный талант мальчика и помог ему получить художественное образование.

Н.П. Богданов-Бельский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у таких известных художников как B.Д. Поленов, В.E. Маковский.

Немало портретов и пейзажей написано Богдановым-Бельским, но в памяти людей он остался, прежде всего, как художник, сумевший поэтично и верно поведать о смышлёной сельской детворе, жадно тянувшейся к знаниям.

« У дверей школы», «Новички», «Сочинение», «Деревенские друзья», «У больного учителя», «Пробы голоса»- вот названия лишь некоторых из его картин. На них чаще всего художник изображал детей в школе. Прелестные, Доверчивые, сосредоточенные, задумчивые, полные живого интереса и всегда отмеченные природным умом- такими знал и любил крестьянских детишек Богданов-Бельский, такими увековечил их в своих произведениях.



СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ


  • Знакомство с учителем, Сергеем Александровичем Рачинским.

Художник изобразил на этой картине невыдуманных учеников и учителя. Учитель- это Сергей Александрович Рачинский, известный русский педагог, замечательный представитель русских образованных людей позапрошлого века. Он был доктором естественных наук и профессором ботаники Московского университета. В 1868 году С.А Рачинский решает «уйти в народ». Он держит экзамен на звание учителя начальных классов. На свои средства открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской губернии и становится в ней учителем. Его Ученики так хорошо считали устно, что этому удивлялись все посетители школы. Не случайно, художник изобразил C.A. Рачинского вместе с его учениками именно на уроке устного решения задач.

ЭТА КАРТИНА- ГИМН УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ!








Заключение

В ходе выполнения проекта я решил поставленные задачи. Я составил экскурсию по картине. Она состоит из четырех страниц. Первая страница рассказывает, что изображено на картине. Вторая - учит, как решить пример устно. Третья знакомит нас с художником, а четвертая с учителем, Сергеем Александровичем Рачинским. Задачи Рачинского встречаются и в нашем учебнике математики.

Эта картина - гимн учителю и ученику.

Мне удалось достигнуть поставленной цели. Я решил пример устным способом.

Продуктом моей работы стали: мультимедийная презентация, реферат, создание справочной таблицы-буклета «Таблица квадратов чисел от10 до 20».

Мне очень приятно, что я сделал этот проект.

В интернете я нашел другие способы решения этого примера, но пока мне не хватает знаний, чтобы понять их.








Литература:


  1. Математика №3(15)/2007, «Устный счет», М., Чистые пруды, 2007.

  2. Википедия, статьи.











Приложение 1.

В Третьяковской галерее

Проект Экскурсия по картине Богданова-Бельского Устный счет





Приложение 2.

Неизвестный для меня способ решения

Проект Экскурсия по картине Богданова-Бельского Устный счет








Приложение 3.

ТАБЛИЦА КВАДРАТОВ ЧИСЕЛ ОТ 10 ДО 20

102

10·10

100

112

11·11

121

122

12·12

144

132

13·13

169

142

14·14

196

152

15·15

225

162

16·16

256

172

17·17

289

182

18·18

324

192

19·19

361

202

20·20

400

ТАБЛИЦА КВАДРАТОВ ЧИСЕЛ ОТ 10 ДО 20

102

10·10

100

112

11·11

121

122

12·12

144

132

13·13

169

142

14·14

196

152

15·15

225

162

16·16

256

172

17·17

289

182

18·18

324

192

19·19

361

202

20·20

400


© 2010-2022