Игра Что? Где? Когда?

Цели ·        совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа; ·        развивать логическое мышление, монологическую речь; ·        вызвать интерес к истории развития математики, к  вопросам, изучаемым в ней, к истории жизни и научной деятельности ученых-математиков; прививать навыки делового общения; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки. Оборудование ·        цитата «Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт.» (Г.В.Лейбниц...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра Что? Где? Когда?Игра Что? Где? Когда?Игра Что? Где? Когда?

Игра Что? Где? Когда?







Тема: Что? Где? Когда? (путешествие в историю математики)

Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт.

Г.В.Лейбниц

Цели

  • совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа;

  • развивать логическое мышление, монологическую речь;

  • вызвать интерес к истории развития математики, к вопросам, изучаемым в ней, к истории жизни и научной деятельности ученых-математиков; прививать навыки делового общения; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.

Оборудование

  • цитата «Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт.» (Г.В.Лейбниц);

  • красочные газеты об истории математики;

  • выставка книг о математике;

  • ПК, проектор, экран;

  • презентация «Что? Где? Когда?»;

  • таблица результатов;

  • волчок и номера вопросов, разбитые по секторам.

Ход игры.

1 слайд - звучит музыка.

Ведущий: С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться в школу или на работу и когда он возвратится домой. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами. Пользоваться основами математики стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали начала математики. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в историю математики. И в этом нам поможет команда знатоков математики (приветствие и представление команды знатоков).

2 слайд - основной слайд.

Команды с помощью волчка выбирают номер вопроса.

Используя ссылки с номерами на основном слайде, осуществляется переход на слайд с вопросом.

Вопрос сопровождается исторической справкой. В зависимости от вопроса исторические сведения сообщаются либо до обсуждения вопроса, либо после ответа знатоков.

Назначение управляющих кнопок слайда с вопросами:

Игра Что? Где? Когда?

Переход на основной слайд с возможностью выбора вопроса

Игра Что? Где? Когда?

Старт отсчёта времени на обсуждение вопроса (1 мин).
При необходимости можно не использовать или использовать повторно.

Игра Что? Где? Когда?

Вызов ответа на вопрос

С 3 по 14 слайд - вопросы:


  1. Историческая справка: Первыми из множества чисел были натуральные числа - числа для счёта предметов. Интересно, что разные народы, жившие в отдалённых друг от друга странах и в разные времена, изобретали для записи первых чисел собственные, но всё же чем-то сходные с другими записи чисел. Например, в Египте первые числа изображали вертикальными черточками, а в Китае - горизонтальными, в Америке - точками, а в Вавилоне - клинышками на глиняных пластинках.

Вопрос: Запишите самое маленькое натуральное число, используя все цифры, и хотя бы одно действие.

Ответ: 1=1234567890, 1=1234567890


  1. Историческая справка: Почти все названия геометрических фигур греческого происхождения, как и слово «геометрия». Однако эти термины вошли в русский язык не непосредственно из греческого, а через латинский язык.

Вопрос: Этот четырёхугольник носит название бубна древних греков.

Ответ: Ромб.


  1. Вопрос: Имя этого математика носит прямоугольная система координат.

Ответ: Рене Декарт.

Историческая справка: ДЕКАРТ Рене (1596-1650), французский философ, математик, физик и физиолог. Заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения: он ввел знаки переменных величин (x, y, z...), коэффициентов (a, b, c...), обозначение степеней (a2, x-1...).. Декарт является одним из создателей аналитической геометрии (которую он разрабатывал одновременно с Ферма), позволявшей алгебраизировать эту науку с помощью метода координат. Предложенная им система координат получила его имя.


  1. Вопрос: Назовите первый вычислительный прибор, который появился он около 2500 лет назад и был широко распространён в Египте, Китае, Греции.

Ответ: Абак.

Историческая справка: АБАК служил не столько для облегчения собственно вычислений, сколько для запоминания промежуточных результатов. Известны разновидности абака: собственно абак (греческий или египетский) в виде дощечки, на которой проводили линии или выдалбливали желобки, в которые колонками клали камешки; китайский суан-пан и японский соробан с шариками, нанизанными на прутики. Русский абак - счеты - появились приблизительно в 16 или 17 веке. Они использовали десятичную, а не пятеричную систему счисления, как остальные абаки. Основная заслуга изобретателей абака - создание позиционной системы представления чисел.


  1. Вопрос: Назовите знаменитое сочинение Евклида, в котором были систематизированы основные геометрические сведения.

Ответ: «Начала».

Историческая справка: ЕВКЛИД, древнегреческий математик. Работал в Александрии в III в. до н. э. Главный труд «Начала» (13 книг), содержащий основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие математики.


  1. Вопрос: Назовите числа, которые в древности назывались «фальшивыми» числами.

Ответ: Отрицательные числа.

Историческая справка: Понятие числа зародилось в глубокой древности. На протяжении веков это понятие подвергалось расширению и обобщению. Отрицательные числа долгое время считали «фальшивыми» и истолковывали как «долг», как недостачу. Правила действий над положительными и отрицательными числами длительное время рассматривались лишь для случаев сложения и вычитания. Например, индийские математики VII в. так формулировали эти правила: «Сумма двух имуществ есть имущество, сумма двух долгов есть долг, сумма имущества и долга равна их разности». Лишь в XVII в. с использованием метода координат отрицательные числа были признаны в качестве равноправных с положительными.


  1. Вопрос: Назовите имя древнего математика, который отсеял простые числа, прокалывая их на восковой дощечке.

Ответ: Эратосфен.

Историческая справка: ЭРАТОСФЕН Киренский (около 276-194 до н.э.), древнегреческий ученый. Родился в Кирене (Северная Африка). Образование получил в Александрии и в Афинах. Служил воспитателем наследного принца при дворе Птолемея III Эвергета, около 225 г. до н. э. начал заведовать Александрийской библиотекой. Заложил основы математической географии, впервые измерил дугу меридиана. Составил каталог 675 неподвижных звезд. Заложил основы научной хронологии, предложил вводить лишний день в календарь каждые 4 года.


  1. Историческая справка: Древнегреческими учёными - последователями Пифагора открыты дружественные числа. Так они называли 2 числа, каждое из которых равно сумме делителей другого (не считая самого числа). Пифагорейцы знали только одну пару дружественных чисел: 220 и 284..

Вопрос: Древние греки очень любили геометрию, даже числам имена придумывали «треугольные», «квадратные». Назовите по 2 таких числа.

Ответ: Треугольные - 3 и 6, квадратные - 4 и 9.


  1. Вопрос: Назовите число, которое древние египтяне изображали в виде лягушки.

Ответ: 100 000.

Историческая справка: За 2000 лет до н.э. народы Египта достигли довольно высокой культуры и заложили основы многих разделов науки, в том числе и математики. Из найденных папирусов видно, что в цифрах египтян отразилась окружающая их природа. Вначале египтяне изображали единицу в виде палки или посоха, цифру десять рисовали как две соединённые вместе руки, сто в виде свёрнутого листа пальмы, тысячу изображали как цветок лотоса, а рисунок лягушки означал 10 000, может быть, потому что после разлива Нила их очень много появлялось на берегах реки.


  1. Историческая справка: Первые единицы длины, как в России, так и в других странах были связаны с разными мерами частей тела человека. Таковы сажень, локоть, пядь. В Англии и США до сих пор используется «ступня» - фут (31 см), ярд (91 см) - единица длины, появившаяся почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки.

Вопрос: Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини.

Ответ: Дюйм.


  1. Историческая справка: У Пифагора было много учеников, которых он обучал в течение 15 лет. Первые пять лет они должны были молчать: это приучало их к сосредоточенности. Вторые пять лет ученики могли только слушать речи учителя, но не видеть его: Пифагор говорил с ними ночью и из-за занавеси. И только последние пять лет ученики могли беседовать с учителем лицом к лицу.

Вопрос:
-Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы?
-Вот сколько, - ответил философ.- Половина изучает математику, четверть - музыку. Седьмая часть пребывает в молчании, и, кроме того, есть ещё три женщины.

Ответ: Школу посещали 28 человек; из них математикой занимались 14, музыкой - 7, находились в молчании 4 человека и 3 женщины.


  1. Вопрос: Русский учёный. За особые заслуги Пётр I заменил ему фамилию Телятин на …

Ответ: Магницкий - притягивает к знаниям, как магнит.

Историческая справка: Магницкий Леонтий Филиппович (1669-1739 г.г.) - российский преподаватель математики в Школе математических и навигационных наук в Москве (с1701), автор первого русского печатного руководства «Арифметика» (1703). По его книге учились многие известные люди, например, Ломоносов.

15 слайд - подведение итогов игры, награждение участников и лучшего знатока.

Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя игра пробудила у вас интерес и к истории математики, и к математике, расширило ваш кругозор. И ещё хотелось бы, чтобы все участники и гости знали главное. Мир полон тайн и загадок. Но разгадать их могут только пытливые и любознательные. Открытия ждут вас. Будьте настойчивы!


© 2010-2022