- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике на тему: Алгоритм решение задач на работу
Урок по математике на тему: Алгоритм решение задач на работу
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Миргалиева Ж.С. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
предмет: математика класс: 5 Б
Урок№122 Дата урока:09.02.16
Тема урока: Алгоритм решение задач на работу
Цели урока:
обучающая - закрепить и развить навыки решения текстовых задач арифметическим способом, рассмотреть задачи на совместную работу.
развивающая - активизировать мыслительную деятельность, развить умение делать выводы, строить логическую цепочки при решении задач, развить смекалку и сообразительность.
воспитательная - развитие внимания, умения слышать мнение товарищей и совместного определения хода решения.
Основная задача урока. Решение задачи на совместную работу.
Подготовка к уроку: распечатать и раздать рисунок с планом яблоневого сада каждому ученику.
Тип урока: закрепление ранее изученного материала с элементами открытия новых знаний.
Методы урока: наглядные, практические.
Форма: индивидуальная, групповая работа.
Оборудование: карточки.
Ход урока
1.Организационный момент. Взаимное приветствие учителя и учащихся. Определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.
Начинается урок. Он пойдёт сегодня впрок!
Вместе возьмемся, всего добьемся.
2.Проверка домашнего задания: Выявление уровня знаний учащимися заданного на
дом материала; определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления.
3.Постановка цели урока: Подготовка учащихся к активному и сознательному
усвоению знаний. Сообщение темы, цели и задачи урока.
4.Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
А) Перед вами лежит план яблоневого сада. Точками отмечены яблони. Закрашенные квадраты это постройки: дом, склад, беседка. Вам нужно нарисовать маршрут садовника, который выходит из квадрата со звездочкой, обходит весь свой сад и снова возвращается в квадрат со звездочкой. Садовник может ходить только по горизонтали и вертикали, не может ходить по диагоналям и заходить в постройки. Каждую клетку садовник может пройти только один раз.
Учитель проверяет правильность выполнения задания. Если маршрут верный, то рисунок прикрепляется магнитиком к доске. Через некоторое время на доске будет много рисунков, тогда разрешается подойти и посмотреть на решения остальных, сильные учащиеся смогут сравнить своё решение с другими вариантами, слабые учащиеся могут посмотреть на возможные решения в качестве подсказки.
5. Изучение нового материала
-
Задача.
Вини Пух съедает банку меда за 3 часа, а его друг Пятачок за 4 часа. За какое время они вдвоем съедят такую банку меда, если будут есть со своей обычной производительностью?
(Дети предлагают решение задачи)
Решение: Всю работу (съесть целую банку меда) примем за единицу (можно изобразить условие на рисунке).
"Производительность" Вини Пуха - 1/3 банки в час.
"Производительность" Пятачка - 1/4 банки в час.
Общая "производительность" 1/3+1/4=7/12 банки в час.
Если предположим, что всю работу, то есть съесть банку меда, они смогут за х часов.
Вся работа будет равна производительности, умноженной на время ее выполнения.
1=7\12•х. Отсюда время совместного выполнения работы.
2.Задача.
Крокодил Гена, Чебурашка и старуха Шапокляк решили подготовить площадку, на которой они будут строить дом для друзей. Гена, работая один, может выполнить всю работу за 12 часов, Шапокляк - за 15 часов, а Чебурашка - за 20 часов. Какую часть работы каждый из них может выполнить за 1 час? Какую часть работы выполнят они вместе за 1 час.
(После обсуждения оформляют решение задачи в виде таблицы)
Вся работа Время Производительность
Крокодил Гена 1 12 ч 1/12
Чебурашка 1 20 ч 1/20
Шапокляк 1 15 ч 1/15
При решении задач на совместную работу «Целое» принимаем за 1; Часть работы за единицу времени - p = 1:T, где p-искомая часть работы, T - время работы, а Время работы - T=1:p.
Тогда ответим на вопрос задачи:
-
1 : 12 = (работы) - выполнит Крокодил Гена.
-
1 : 20 = (работы) - выполнит Чебурашка.
-
1 : 12 = (работы) - выполнит Шапокляк.
-
(работы) выполнят вместе.
-
(ч) справятся, работая вместе. Ответ: 5 часов.
6. Физкультминутка Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
7. Закрепление материала
Задача №3
Три плотника строят дом. Первый плотник один может построить дом за 2 года, второй плотник построит дом за 3 года, а третий - за 4 года. Однако строили дом три плотника вместе. За какое время они построили дом?
Решение. При совместной работе складывается не время работы, а часть работы, которую делают ее участники.
1 плотник - всей работы; 2 плотник - всей работы; 3 плотник - всей работы.
года
Задача №4
В городе есть водоем. Одна из труб может заполнить его за 4 часа, вторая - за 8 ч, а
третья - за 24 ч. За сколько времени наполнится водоем, если открыть все три трубы?
(Учащиеся решают задачу на доске и в тетрадях)
Задача 5. Сравнение производительности
Вера и Оля узнали, что у Саши - день рождения. И сразу же стали набирать SMS-ки! Вообще-то, Вера умеет набирать 24 слова за 4 минуты, а Оля - 35 слов за 7 минут. Вера набрала поздравление из 30 тёплых слов, а Оля - из 20. Чьё поздравление Саша получит первым?
Решение:
Вычислим, с какими скоростями набирают Вера и Оля. Т.е. определим их производительности.
-
24 : 4 = 6 (слов/мин.) - производительность Веры
-
35 : 7 = 5 (слов/мин.) - производительность Оли
Да, медленнее печатает Оля... Но ведь у неё и сообщение короче! Придётся считать, сколько времени затратила каждая на своё сообщение.
-
30 : 6 = 5 (мин.) - время, за которое Вера наберет SMS
-
20 : 5 = 4 (мин.) - время, за которое Оля наберет SMS
Вот так. Оля опередила Веру. На одну минуту.
Ответ: поздравление Оли.
Учитель:
В чём особенность этой задачи на работу? В том, что все исходные данные - разные. А также для расчетов мы брали разные работы, выполняемые девочками.
Учитель:
Всегда ли при нахождении совместной производительности производительности участников складываются? (учащиеся предлагают свои предположения) Проблемная ситуация.
Задача 6. Бассейн
Через одну трубу бассейн наполняется за 7 часов, а через другую опустошается за 8 часов. За какое время бассейн будет наполнен, если открыть обе трубы?
Примем весь бассейн за 1.
Сначала найдем производительность труда совместной работы обеих труб за один час. Поскольку одна труба бассейн наполняет, а другая - опустошает, производительность совместной работы равна разности производительности первой и второй труб:
(часть бассейна)
Теперь найдем время, за которое бассейн будет наполнен при открытии обеих труб одновременно. Чтобы найти время работы, надо объем работы разделить на производительность труда:
(час.)
Таким образом, за 56 часов совместной работы обеих труб бассейн будет наполнен.
Ответ: за 56 часов.
Учитель:
Можно ли решить эту задачу, если данные поменяются местами? (Нет. Бассейн заполниться не сможет)
Учитель:
Как можно найти время общей работы при выполнении части задания?
Задача 3
плавательного бассейна наполняется двумя трубами при их совместной работе за 54 минуты. Через первую трубу бассейн может заполниться за 2 часа. За сколько времени наполнится бассейн, если будет работать только вторая труба?
Решение:
Уравняем единицы измерения:
-
54 мин. = ч. = ч.
Примем за работу плавательного бассейна. И найдем общую производительность труб и производительность первой трубы (при условии, что работа теперь принимается за 1).
-
: = (часть бассейна)
-
(часть бассейна)
Теперь находим производительность второй трубы и время ее работы.
-
(часть бассейна)
-
(часа)
Ответ: вторая труба заполнит бассейн за 3 часа.
Учитель:
Вернемся к нашим формулам. При решении задач мы убедились, что работа не всегда рассматривается как 1. То есть правильнее сказать, что речь идет об объеме работы.
Обозначим через A - объем работы. Тогда формулы примут вид:
А = р · t p = t =
8. Домашнее задание: № 1176, № 1178
9. Самостоятельная работа
1) Первая бригада может отремонтировать дорогу за 90 дней, а вторая - за 45 дней. За сколько дней могут отремонтировать дорогу обе бригады, работая вместе?
2) Фрезеровщик может обработать партию деталей за 3 часа, а его ученик - за 6 часов. Успеют ли они обработать это количество деталей за 2 часа, если будут работать вместе?
3) Библиотеке нужно переплести книги. Одна мастерская может выполнить эту работу за 16 дней, вторая - за 24 дня, а третья - за 48 дней. В какой срок могут выполнить эту работу три мастерские, работая одновременно.
10. Рефлексия
-
Как решать задачи на совместную работу?
-
По какой формуле можно найти время совместной работы?
-
Что было самым легким?
-
Что было самым трудным?
-
Продолжите фразу: "Сегодня на уроке я понял, что…"
Итоги урока: оценки за урок.