- Преподавателю
- Математика
- Факультативный курс Уравнения с параметром (10 класс)
Факультативный курс Уравнения с параметром (10 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сарычева Т.Ю. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа
Элективного курса по математике
«Уравнения с параметром» (10 класс).
Автор Т.Ю.Сарычева.
Пояснительная записка.
Уравнения с параметром часто встречаются на вступительных экзаменах по математике, в последние годы такие задания предлагаются на школьных выпускных экзаменах и часто оказываются не под силу учащимся. Это происходит потому, что у большинства учащихся нет свободы в общении с параметром.
Школьные учебники практически не содержат материал на эту тему, не предусматривают выработки прочных навыков решения задач с параметром для всех учащихся.
В самом начале знакомства с параметром у учеников возникает психологический барьер, который обусловлен противоречивыми характеристиками параметра. С одной стороны, параметр в уравнении следует считать величиной известной, а с другой-конкретное значение параметра неизвестно. С одной стороны -параметр является величиной постоянной, а с другой -он может принимать различные значения. Получается, что параметр в уравнении -это неизвестная величина, «переменная постоянная величина». Этот «каламбур» и отражает те сложности, которые необходимо преодолевать ученикам.
Углубленное изучение данной темы может быть достигнуто с помощью элективных курсов.
Цели: дать основные положения и определения; ознакомить с решением простейших уравнений с параметром; научить решать задачи с параметром более сложного порядка.
Задачи: развитие математического интереса, расширение математического кругозора.
Учащиеся должны знать:
-
Основные положения и определения, основные приёмы и методы решения уравнений с параметром;
-
Уметь решать простейшие уравнения с параметром, уравнения второй степени и сводящиеся к ним; уравнения высших степеней.
-
Владеть основными приёмами и навыками решения уравнений с параметрами.
Учебно-тематический план.
№п\п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Форма контроля
1
Основные положения и определения. Решение простейших уравнений с параметром.
1
собеседование
2
Линейные уравнения с параметром и уравнения, сводящиеся к ним.
2
зачёт
3
Задачи с параметром, сводящиеся к квадратным уравнениям
2
зачёт
4
Графический способ решения уравнений с параметром.
2
зачёт
5
Уравнения высших степеней.
2
зачёт
6
Итоговая аттестация.
1
Тестовый контроль
7
ИТОГО:
10
Содержание:
Тема 1. Основные положения и определения. Решение простейших уравнений с параметром. (1 час)
На первом уроке учащиеся знакомятся с основными положениями и определениями. Узнают, что наличие параметра в уравнении предполагает постановку задачи: для каждого допустимого значения a решить уравнение относительно х. Учатся правильно записывать ответ, в котором предполагается отразить, при каких значениях параметра существуют или не существуют решения.
Изучение уравнений с параметром начинается с решения простейших уравнений без ветвлений. Подобные упражнения позволяют привыкнуть к параметру, к необычной форме ответов при решении уравнений.
Тема 2. Линейные уравнения с параметром и уравнения, сводящиеся к ним.
(2 часа)
Учащиеся знакомятся с линейными уравнениями с параметром и уравнениями, сводящимися к линейным. Учащиеся должны понять, что при решении таких уравнений необходимо:
-
нахождение области допустимых значений параметра;
-
выявление, при каких значениях параметра выражение относительно х обращается в нуль;
-
запись уравнения для каждого значения параметра, нахождение его решения.
Тема 3.Задачи с параметром, сводящиеся к квадратным уравнениям. (2 часа)
При решении таких задач приходится работать с тремя типами моделей.
-
вербальная модель - словесное описание задачи;
-
геометрическая модель - график квадратичной функции;
-
аналитическая модель - система неравенств, при помощи которой описывается геометрическая модель.
Необходимо добиться, чтобы ученики устанавливали связь между этими моделями.
Задачи необходимо решать по следующему алгоритму:
-
уравнение записывают в стандартном виде;
-
выбирают контрольное значение параметра (Д=0,Д>0, Д<0,а=0,а>0,а<0) и те значения параметра, при которых квадратный трёхчлен становится неполным.
-
для каждого случая строят параболу (геометрическую модель);
-
геометрическую модель описывают системой неравенств (аналитическая модель);
-
решают систему неравенств.
Решение уравнений становится более наглядным, более доступным, если использовать геометрическую интерпретацию.
Тема 4. Графический способ решения уравнений с параметром. (2 часа)
При решении задач на определение количества решений уравнений параметром более уместен графический способ. Он удобен, более красив и экономичен. Ответ на вопрос о числе корней уравнения в зависимости от параметра даёт количество точек пересечения графиков функций, стоящих в разных частях уравнения.
При этом способе развивается логическое мышление, повторяются необходимые знания по построению графиков логарифмической, показательной, квадратичной функций, и обратной пропорциональности.
Тема 5.Уравнения высших степеней. ( 2 часа)
При решении уравнений высших степеней используются известные методы решения рациональных уравнений, позволяющих сводить их к равносильной совокупности уравнений более низких степеней (линейных, квадратных).
Итоговая аттестация: тестовый контроль 1 час.
Литература.
-
Математика в школе № 2, 1995.
-
Гусев В.А., Мордкович А.Г. Математика. Справочные материалы. Просвещение, 1988.
-
Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. М., Просвещение, 1986.
-
Мордовина Е.Е. Уравнения и неравенства с параметром. Тамбов, 2002.
-
Мордовина Е.Е. Исследование корней трёхчлена второй степени с параметром. Тамбов, 2002.
Тема 1.
Основные положения и определения. Решение простейших уравнений с параметром.
Дано уравнение
F(x,a)=0. (1)
Определение. Переменная (в нашем случае а), которая при решении уравнения считается постоянной, называется параметром.
Определение. Уравнение вида (1), где а - параметр, х - действительная переменная, называют уравнением с одной переменной, содержащим параметр.
Наличие параметра в уравнении предполагает следующую постановку задачи: для каждого допустимого значения а решить уравнение относительно х.
Форма записи ответа должна отражать, при каких значениях параметра существуют (или не существуют) решения и каковы они. В связи с этим она обычно имеет разветвлённую структуру.