Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: "Методы решения иррациональных уравнений".

(Урок-лекция рассчитан на два академических часа)

Цели урока:

  1. Расширить представления учащихся о методах решения иррациональных уравнений.

  2. Продолжить работу по формированию у учащихся умений решать иррациональные уравнения.

  3. Развивать логику, учить рассуждать последовательно, доказательно, не теряя из виду ни одного момента.

На стенде "Вести с урока" - перечень методов решения, текст самостоятельной работы и примеры решения иррациональных уравнений.

Попробуйте без алгебры прожить,

Без логарифмов и без уравнений,

Поверьте мне, будете потом тужить,

Здесь никаких не может быть сомнений.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим различные методы решения иррациональных уравнений.

Определение: уравнение, содержащее неизвестное под знаком радикала, называется иррациональным.

Например: Даны уравнения. Какое из них иррациональное?

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений=2, Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений =3, Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений , Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений , Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

  1. Повторение.

Вспомните понятие корня n-ой степени: (корнем -ой степени из числа а называется такое число, n-я степень которого равна а), т.е. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений =b, где Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений , b-всякое.

Все предыдущие операции-действия обладали одним свойством - они были однозначны (9+2; 7-2; 9*2; 27/3). А вот извлекая Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений , мы увидели, что эта операция неоднозначна; как же ее обозначить? Ответ приводит к понятию арифметического корня. В некоторых старых русских учебниках применялся специальный символ Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений арифметический знак корня.

Введение арифметического корня автоматически приводит к появлению еще одного понятия «модуль числа». Действительно, чему равен Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений ?

Если Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений то Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений ; если Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений <0, то Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений .

А если же нам ничего неизвестно о знаке, например, √ sin2x , мы вынуждены придумать новое понятие "модуль числа": Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Запишите:

Попытка обозначить операцию Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений , т.е. сделать ее такой же, как все операции, рассматриваемые в курсе алгебры ранее, привело не только к понятию «арифметического знака корня», но и к понятию «модуль».

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

  1. Свойства корней.

Отметим важные свойства корней, которые необходимо помнить при решении иррациональных уравнений:

-Все корни четной степени, входящие в уравнение, являются арифметическими. Другими словами, если подкоренное выражение отрицательно, то корень лишен смысла.

-Все корни нечетной степени, входящие в уравнение, определены при любом действительном значении подкоренного выражения.

Используя эти свойства, в некоторых случаях можно установить, что уравнение не имеет решения, не прибегая к преобразованиям.

Рассмотрим несколько уравнений (устно, по заранее подготовленным записям):

  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Арифметический корень не может быть отрицательным числом, поэтому уравнение решений не имеет.

  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

При Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений величина Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений неотрицательна, а величина Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений положительна. Следовательно, их сумма всегда больше 0. Поэтому уравнение решений не имеет.

  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Найдем область допустимых значений для левой части уравнения.

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Левая часть уравнения не существует ни при одном значении неизвестного Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений . Т.о. вопрос о решении этого уравнения снимается - ведь нельзя даже осуществить операцию сложения в левой части, т.е. не существует сама сумма Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений . Каков же вывод?

Данное уравнение заведомо не может иметь решений, т.к. левая часть этого уравнения не существует ни при одном значении неизвестного Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений .

Нельзя ставить вопрос о том, при каких значениях Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений некоторое алгебраическое выражение равно определенному числу (больше или меньше некоторого числа), если это выражение не существует.

Из того факта, что алгебраическое выражение написано, не следует, что оно существует. Строго говоря, следует выяснить, существует ли оно, и если существует, то где, и лишь после этого решать поставленную задачу: решить уравнение (неравенство), строить график и т.д.

Еще раз подчеркнем, что это уравнение заведомо не может иметь решений.

Ответ: данное уравнение заведомо не может иметь решения.

  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Левая часть уравнения есть разность двух корней, при этом при любых значениях Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений-3<Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений+9, следовательно, эта разность всегда отрицательна и не может быть равна неотрицательному значению корня Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений . Значит, это уравнение не имеет решения.

Запись: Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений . Если Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений , уравнение не имеет корней,

если Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений , то уравнение равносильно уравнению Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений .

Этот метод называется метод освобождения от знака радикала.


  1. Методы решения иррациональных уравнения.

Метод приведения уравнения к простейшему виду путем возведения обеих частей уравнения в такую степень, чтобы освободиться от корня (радикала).

  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийпроверка:

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений11-8=3,

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений, Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений 11-корень

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

6-8=-2, 6-не корень.

Ответ: 11.


  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийпроверка:

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений-3= -3.

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений2=2.

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Ответ: -2, 3.


  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийпусть Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений тогда

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийили Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Ответ: 3, 4.

Вывод: при возведении обеих частей уравнения в четную степень не может происходить потери корней (могут быть получены посторонние корни). Следовательно, решая уравнения достаточно найти все корни уравнения Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений а затем исключить посторонние. В этом случае проверка является обязательным элементом решения.

Как правило, иррациональные уравнение сводится к равносильной системе, содержащей уравнения и неравенства:

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Из двух систем выбирают ту, которая решается проще.

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Ответ: -1.


Метод уединения корня.

  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Удобно ли проводить проверку, если корни дробные или иррациональные числа? Нет. Тогда, как же лучше поступить в таком случае?

Запись: Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Решение.

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Ответ: 0.


  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

В этом уравнении лучше сначала найти область допустимых значений, т.к. подкоренные выражения просты для решения.

Ответ: 5, 17.

Метод введения новой переменной (метод подстановки).

  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

пусть Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений , тогда Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Ответ: Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений


  1. Пусть Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийтогда Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Ответ: Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений .


  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

пусть Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений тогда Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Ответ: 3.


  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

пусть Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийтогда Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Ответ: -4,5; 2.

Метод умножения обеих частей на сопряженное выражение.

В некоторых иррациональных уравнениях разность подкоренных выражений в одной части совпадает с другой частью или является множителем ее. В этом случае целесообразно использовать данный метод.

  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений, (1).

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений(2)

Сложим (1) и (2) и получим

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Ответ: -4,5; 2.


  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

ОДЗ. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Умножим обе части на выражение Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений , тогда

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийили Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Проверка:

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений- неверное равенство,

  1. посторонний корень.

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений- верное равенство.

Ответ: -1.

Метод разложения на множители.

  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Ответ: 1, 3.


  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Ответ: Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений 5.

Применение группировки.

  1. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Ответ: 1, 4.


Метод выделения полного квадрата.

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийтогда Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений .

_Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений________________________________________

0 2 3


Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийКонспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

решений нет. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

решения системы

Осуществим подстановку Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений .

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Ответ: Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Ответ: Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Метод оценки.

И наступят тяжелые времена

И будет неизвестная Величина

О, ее спаситель, за дело возьмись,

С этим уравнением разберись!

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Преобразуем данное уравнение.

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Оценим левую и правую части этого уравнения:

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений(1).

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений(2),

Сложим почленно равенства (1) и (2)

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Таким образом, левая часть данного уравнения не меньше 5, а правая не более 5.Равенство достигается только в том случае, если каждая часть исходного уравнения равна 5. Это возможно в том случае, если Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений .

Ответ: -1.

Метод использования свойств функций, входящих в уравнение.

Метод обращения к монотонности функции чаще всего применяется в двух случаях.

Во-первых, тогда, когда данное уравнение имеет в одной части функцию возрастающую, а в другой - постоянную. Такое уравнение не может иметь более одного действительного корня.

Например: (устно), Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Найдем область допустимых значений (или область существования уравнения). Итак, левая часть уравнения существует для любого Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Давайте внимательно посмотрим на левую часть. Выражение Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Представляет сумму двух монотонно возрастающих функций - функцию монотонно возрастающую.

Для Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений эта функция будет принимать наименьшее значение при Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений , т.е. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений а далее только возрастать, поэтому график функции Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений никогда не пересечет прямую Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений , следовательно, уравнение не будет иметь решений.

Заметим, что при решении этого уравнения мы учитывали не только область допустимых значений переменной Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений , но и область значений функции Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Во-вторых, тогда, когда одна часть уравнения представляет собой возрастающую функцию, а другая - убывающую. Графики таких функций не могут иметь более одной общей точки. Следовательно, уравнение не может иметь более одного корня.

Решить уравнение Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Решим уравнение, используя свойства монотонности функций.

Предположим, что Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений корень уравнения. Подставив его, мы получим верное

равенство Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений .

Докажем, что других корней данное уравнение не имеет.

Функция Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений определена и дифференцируема на R. Исследуем ее на монотонность: Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений . Найдем критические точки функции, решив уравнение Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений . Пусть Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений тогда Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений , D<0,

Значит, уравнение действительно корней не имеет; поэтому Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений при любых значениях Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений и Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений строго возрастает на R.

Рассмотрим функцию Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений Она определена на R и дифференцируема на R, кроме Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений так как Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений то Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений при Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийстрого убывает на R.

Поскольку функция Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений убывает, а Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений - возрастает на R, то уравнение Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийимеет не больше одного корня, т.е. Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

Ответ: 2.

При наличии времени классу предлагается решить иррациональные уравнения, содержащие корни степени выше второй, разные:

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийответ: 0; Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений .

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравненийответ: 1; 2; 10.

Данные уравнения, предложены учащимся для самостоятельной работы.

В конце урока проведена самостоятельная работа, текст которой учитель может подобрать, учитывая индивидуальные особенности детей.

Подведение итогов урока.

Учитель еще раз обращает внимание на методы решения, которые были использованы при решении иррациональных уравнений. После этого подводится общий итог.

Задание на дом.

Подобрать из разных источников иррациональные уравнения, решаемые различными методами.

Конспект урока по математике методы решения иррациональных уравнений

10

© 2010-2022