Конспект урока Параллелепипед

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Урок геометрии в 11 классе по теме:

Прямоугольный параллелепипед





Конспект урока Параллелепипед



c


a









Цели:

- вспомнить и обобщить понятие прямоугольного параллелепипеда;

- актуализировать личностный смысл учащихся к рассмотрению темы урока;

- рассмотреть свойства граней, двугранных углов и диагоналей прямоугольного параллелепипеда;

- научить решать задачи с использованием свойств прямоугольного параллелепипеда;

- развивать логическое мышление;

- воспитывать графическую культуру;

- воспитывать настойчивость, трудолюбие и способность адаптироваться в любой ситуации;

- совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.

План урока:


  1. Организационный момент -1 мин.

2. Создание проблемной ситуации с целью выведения учащихся на тему урока - 2 мин.

3. Актуализация опорных знаний - 2 мин.

4. Объяснение нового материала - 19 мин.

5. Первичное закрепление - 3 мин.

6. Обучающая самостоятельная работа -15 мин.

7. Итог урока - 2 мин.

8. Домашнее задание - 1 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент.


  1. Создание проблемной ситуации с целью выведения учащихся на тему урока:


  • Мы продолжаем изучать тему «Перпендикулярность прямых и плоскостей».

  • Мы уже знакомы с различными геометрическими телами.

  • Выберете среди множества геометрических тел у меня на столе параллелепипеды.

- Какие виды параллелепипедов вам известны?

Конспект урока ПараллелепипедПри затруднении:

Какие геометрические фигуры образуют поверхности этих параллелепипедов?

(параллелограммы, прямоугольники)

  • На какие геометрические фигуры делится прямоугольник его диагональю?

(на прямоугольные треугольники)

  • Чем является диагональ прямоугольника в треугольниках?

(гипотенузой)

  • Как её можно найти?

(по теореме Пифагора: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов)

  • Как мы называли этот параллелепипед? (показываю наклонный)

(наклонный)

  • А как бы вы назвали такой параллелепипед?

(прямоугольный)

- Параллелепипед называется прямоугольным, если его боковые рёбра перпендикулярны основанию, а основания являются прямоугольниками.

  • Сегодня на уроке мы рассмотрим свойства граней, двугранных углов и диагоналей прямоугольного параллелепипеда, и будем решать задачи с использованием этих свойств.


  1. Актуализация опорных знаний:


  • Давайте вспомним, какие свойства параллелепипеда мы уже знаем.

(1. Противоположные грани параллелепипеда параллельны и равны.

2. Диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам.)

  • А что называется диагональю параллелепипеда? (показываю на модели)

(Диагональю параллелепипеда называется отрезок, соединяющий противоположные вершины параллелепипеда)

  • Какой угол образуют смежные грани параллелепипеда? (показываю на модели) (двугранный)

ПКонспект урока Параллелепипедри затруднении:

Какая фигура называется двугранным углом?

(Двугранным углом называется фигура, образованная двумя полуплоскостями с общей ограничивающей их прямой)


  1. Объяснение нового материала:


  • Откройте тетради. Запишите число и тему урока «Прямоугольный параллелепипед».

  • Посмотрите на рисунок на экране и постройте у себя в тетрадях прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1.

  • Обратите внимание, что рёбра АВ, AD и AA1 исходят из одной вершины и взаимно перпендикулярны

  • Проведите диагональ AC нижнего основания.

  • Проведите диагональ параллелепипеда AC1.

  • Они тоже исходят из вершины А.

Конспект урока Параллелепипед


  • Давайте рассмотрим свойства прямоугольного параллелепипеда.

Чем являются основания прямоугольного параллелепипеда?

(На доске: Основания ABCD и A1B1C1D1 - )

  • Как расположены боковые рёбра по отношению к основанию?

(На доске: AA1 … AB)

  • Чем является грань AA1B1B?

(На доске: Грань AA1B1B - прямоугольник)

  • Что можно сказать об остальных гранях прямоугольного параллелепипеда?

(они тоже прямоугольники)

  • Какой сделаем вывод?

(На доске: Все грани прямоугольного параллелепипеда - )

(Показать на модели)

  • Это свойство граней прямоугольного параллелепипеда.

III. Третий учащийся у доски:

  • Давайте решим задачу.

Задача.

Дан прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1

со сторонами основания AB = 3, AD = 4 и высотой

AA1 = 12. Найдите диагональ AC­1.

Дано:

ABCDA1B1C1D1 - прямоугольный параллелепипед

AB = 3

AD = 4

AA1 = 12

Конспект урока Параллелепипед

Найти: AC­1.

Решение:

Рассмотрим Конспект урока ПараллелепипедАСС1:

Конспект урока ПараллелепипедС = 90°, => Конспект урока ПараллелепипедАСС1 - прямоугольный

СС1 = АА1,

=> АС1² = АС² + СС1² или

АС1² = АС² + АА1² (1)

- Рассмотрим Конспект урока ПараллелепипедАВС:

Конспект урока ПараллелепипедВ = 90°, => Конспект урока ПараллелепипедАВС - прямоугольный

ВС = AD,

=> АС² = АВ² + ВС² или

АС² = АВ² + AD² (2)

Подставим (2) в (1):

АС1² = АВ² + AD² + АА1²

  • Найдём АС1:

АС1² = 4³ + 3² +12² =169

АС1 = Конспект урока Параллелепипед = 13

Ответ: АС1 = 13.

- Чем являются АВ, АD и АА1 в прямоугольном параллелепипеде?

(измерениями)

  • Какой можно сделать вывод из решения этой задачи?

(Квадрат диагонали прямоугольного параллелепипеда равен сумме квадратов трёх его измерений.)

  • Это свойство диагоналей прямоугольного параллелепипеда.

  • А сколько диагоналей в параллелепипеде? (4)

  • Все их можно найти по этому свойству. А, значит, все диагонали прямоугольного параллелепипеда равны.

  • Итак, мы рассмотрели свойства прямоугольного параллелепипеда. Давайте ещё раз их повторим.

А как называется прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны? (куб)

Первичное закрепление:

Задача 1.

Измерения прямоугольного параллелепипеда равны 1 м, 2 м и 3м. Найдите его диагональ.

Задача 2.

Найдите диагональ куба с ребром 1 м.

Ответы: 1)Конспект урока Параллелепипедм; 2)Конспект урока Параллелепипедм)


  1. Обучающая самостоятельная работа:

Вариант I «5»

  1. Три измерения прямоугольного параллелепипеда

равны 3 м, 4 м и 5 м. Найдите:

а) диагональ;

б) сумму площадей всех его граней.

  1. Диагональ куба равна 6 см. Найдите косинус угла между диагональю и плоскостью одной из его граней.

Вариант II «4»

  1. Основание прямоугольного параллелепипеда квадрат со стороной Конспект урока Параллелепипед м, а его высота равна Конспект урока Параллелепипед м. Найдите:

а) диагональ;

б) сумму длин всех его рёбер.

  1. Три ребра параллелепипеда, имеющие общую

вершину равны 2 дм, 3 дм и 5 дм, а одна из его диагоналей равна

6 дм. Является ли этот параллелепипед прямоугольным?

Вариант III «3»

  1. Три измерения прямоугольного параллелепипеда

равны 6 см, 10 см и 15 см. Найдите диагональ этого параллелепипеда.

  1. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1

основание АВСD - квадрат, АD = 2, АС1 = Конспект урока Параллелепипед м. Найдите АА1.

Вариант IV «3»

  1. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1

АВ = 2 м, АА1 = 5 м, АС1 = Конспект урока Параллелепипед м. Найдите AD.

2.В прямоугольном параллелепипеде основание - квадрат со стороной 8 дм, а высота равна 4 дм. Найдите диагональ.


  • Проверяем. Ответы на экране:

В-I: 1) а)Конспект урока Параллелепипед м; б) 94 м²;

2) Конспект урока Параллелепипед.

В-II: 1) а)Конспект урока Параллелепипед см; б) 16 м;

2) Нет.

В-III: 1) 19 см;

2) 4.

В-IV: 1) 3 м;

2) 12 дм.


  • Кто выполнил работу без ошибок?

  • Кто ошибся в первом задании?

  • Кто ошибся во втором задании?Конспект урока Параллелепипед

(Разбор ошибок)

Итог урока:


  • С каким геометрическим телом мы работали?

  • Какие свойства рассмотрели?


© 2010-2022