- Преподавателю
- Математика
- Сумма внутренних углов треугольника
Сумма внутренних углов треугольника
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Цыганова О.А. |
Дата | 27.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока по геометрии для учащихся 7 класса
средних общеобразовательных учреждений.
Тема: Сумма внутренних углов треугольника
Цели:
Образовательная сформировать у учащихся знания о сумме внутренних углов треугольника (теорема о сумме внутренних углов треугольника); величине углов равностороннего треугольника, научить учащихся использовать данную теорему при решении задач
Развивающие продолжить развивать аккуратность, внимание, наблюдательность, образное и логическое мышление, стремление и умение преодолевать возникающие трудности, умение самоорганизовываться.
Воспитательные продолжить воспитывать дисциплину, уважение к учителю и одноклассникам.
Тип урока: Усвоение новых знаний
Оборудование: раздаточный материал «Тест», раздаточный материал «Треугольники», раздаточный материал «Вставь пропущенное», чертежные инструменты.
Литература:
-
Атанасян, Л.С. , Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян [и др.] - 19-е изд. - М.: Просвещение, 2009/
-
Саранцев, Г. И. «Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов мат. спец. педвузов и университетов»/ Г. И. Саранцев - М.: Просвещение, 2002 - 224 с.
-
Афанасьева, Т. Л. , Геометрия, 7-9:Поурочные планы по учебнику Л.С.Анатасяна. и др./ Афанасьева Т. Л., Тапилина Л. А. [и др.] - М.: Учитель, 2011 - 110 c.
ПЛАН УРОКА
-
Организационный момент - 2 минуты
-
Актуализация знаний учащихся - 5 минут
-
Изучение нового материала - 12 минут
-
Решение задач - 18минут
-
Подведение итогов, постановка домашнего задания - 3 минуты
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
(приветствие учителем учащихся, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих)
В самом начале урока каждому ученику выдается раздаточный материал «Тест».
Учитель: Запишите в тетради дату и тему урока «Сумма внутренних углов треугольника».
Запись на доске и в тетрадях: дата, тема урока «Сумма внутренних углов треугольника»
-
Актуализация знаний
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами снова вернемся к изучению треугольников. И, для начала, давайте вспомним некоторые понятия, которые пригодятся для изучения новой темы. Для этого мы с вами выполним небольшой тест. Отвечая на вопросы теста, обратите внимание на буквы, стоящие рядом с каждым вариантом ответа. Записывайте в тетрадь те буквы, которые стоят рядом с вариантом ответа, который вы будете отмечать в качестве правильного. Трое учащихся с наибольшим процентом правильных ответов и минимальным временем работы над тестом получат оценку «5».
-
Фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из этой точки называется…
-
Треугольник (П)
-
Угол (С)
-
Отрезок (А)
-
-
Перечислите в приведенном порядке градусные меры тупого угла, острого угла, прямого угла и развернутого угла.
-
90; больше 90, но меньше 180; больше 0, но меньше 90; 0 (О)
-
больше 90, но меньше 180; 0; 90; больше 0, но меньше 90 (Г)
-
больше 90, но меньше 180; больше 0, но меньше 90; 90; 180 (У)
-
-
Если стороны угла образуют прямую, то его называют…
-
Развернутым (М)
-
Тупым (Н)
-
Острым (Е)
-
-
Фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, соединяющих эти точки, называется…
-
Угол (Ш)
-
Треугольник (М)
-
Ломаная (И)
-
-
Треугольник, у которого все три стороны равны, называется…
-
Разносторонним (Э)
-
Равносторонним (А)
-
Равнобедренным (Т)
-
-
Треугольник, у которого две стороны равны, называется…
-
Разносторонним (-)
-
Равносторонним (!)
-
Равнобедренным (,)
-
-
Треугольник, у которого нет равных сторон, называется…
-
Разносторонним (У)
-
Равносторонним (В)
-
Равнобедренным (Я)
-
-
Треугольник, у которого один угол прямой, называется…
-
Остроугольный (Д)
-
Прямоугольный (Г)
-
Тупоугольный (Р)
-
-
Треугольник, у которого один угол тупой, называется…
-
Остроугольный (У)
-
Прямоугольный (И)
-
Тупоугольный (О)
-
-
Треугольник, у которого все углы острые, называется…
-
Остроугольный (Л)
-
Прямоугольный (М)
-
Тупоугольный (Ф)
-
Результат: СУММА, УГОЛ
Учитель : Выполнив тест, вы получили два ключевых слова темы нашего урока СУММА и УГОЛ. Сегодня мы с вами узнаем, чему равна сумма внутренних углов треугольника.
-
Изучение нового материала
(Учащимся раздаются 5 вариантов карточек с изображением треугольников разных видов)
Перед вами задание: с помощью транспортира измерьте углы треугольника, запишите полученные результаты и найдите сумму градусных мер углов треугольника.
К доске вызывается 2 ученика.
(Параллельно 2 ученика выполняют задание на доске.)
A =
B =
C =
A + B + C =
D =
E =
F =
D + E + F =
G =
H =
K =
G + H + K =
L =
M =
N =
L + M + N =
O =
P =
R =
O + P + R =
Учитель: Итак, скажите: какой вывод можно сделать? Чему равна сумма углов треугольника?
Ученик: в результате измерений вы выяснили, что сумма углов треугольника, независимо от его вида, приблизительно равна равна 180.
Учитель: Но почему приблизительно?
Ученик: Мы могли допустить погрешность в измерениях или подсчетах
Учитель: Давайте докажем , что сумма внутренних углов треугольника равна 180.
Запись на доске и в тетрадях :
Теорема. Сумма внутренних углов треугольника равна 180.
Учитель: Запишем, что нам дано и что нам нужно доказать.
Запись на доске и в тетрадях:
Дано:
АВС
Доказать:А+В+С=180
Учитель: Теперь построим треугольник АВС. Для этого нам понадобится
карандаш и линейка.
Обозначим все углы соответствующими цифрами. Через вершину В проведем прямую,
параллельную стороне АС.
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель: Пусть АВ - секущая, тогда какими будут углы 1=4?
Ученик: Углы 1=4 будут накрест лежащими.
Запись на доске и в тетрадях: Углы 1=4 будут накрест лежащими, т.к. АВ - секущая.
Учитель: Пусть ВС - секущая, тогда какими будут углы 3=5?
Ученик: Углы 3=5 будут накрест лежащими.
Запись на доске и в тетрадях: Углы 3=5 будут накрест лежащими, т.к. ВС - секущая.
Учитель: Углы 4, 2 и 5 образуют развернутый угол, чему будет равна сумма углов 4+2+5?
Ученик: 4+2+5=180
Запись на доске и в тетрадях: 4+2+5=180, т.к. углы 4, 2 и 5 образуют развернутый угол
Учитель: Если 4+2+5=180, следовательно
Ученик: А+В+С=180.Теорема доказана.
Запись на доске и в тетрадях: Следовательно А+В+С=180.Теорема доказана.
Запись на доске и в тетрадях:
Дано:
АВС
Доказать: А+В+С=180
Доказательство:
Пусть АВ - секущая, тогда 1=4, как накрест лежащие углы. Если ВС считать секущей, 3=5, как накрест лежащие углы.
Углы 4, 2 и 5 образуют развернутый угол, значит 4+2+5=180. Заменим углы 4 и 5 равными им углами, тогда 1+2+3=180, т. е. А+В+С=180
Терема доказана.
Учитель: Теперь, когда мы знаем, что сумма углов треугольника равна 180, давайте выясним градусные меры углов равностороннего треугольника.
Для того, чтобы выяснить градусную меру углов равностороннего треугольнику к доске вызывается один ученик.
Учитель: Построим равносторонний треугольник АВС. Для этого нам понадобится
карандаш и линейка.
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель: Если АВС - равносторонний, т. к. АВ=ВС=АС, какие углы будут равны?
Ученик: А=В=С.
Запись на доске и в тетрадях: АВС - равносторонний, т. к. АВ=ВС=АС, значит А=В=С.
Ученик: А+В+С=180, то А=В=С==60.
Запись на доске и тетрадях:
А+В+С=180, тогда А=В=С==60.
Запись на доске и тетрадях:
Задача:
Дано:
АВС - равносторонний
Найти: А, В, С
Решение:
АВС - равносторонний, т. к. АВ=ВС=АС, значит А=В=С.
А+В+С=180, тогда А=В=С==60.
Учитель: Решив эту задачу, мы с вами доказали следующую теорему:
Теорема: Каждый угол равностороннего треугольника равен 60.
Запись на доске и в тетради:
Теорема: Каждый угол равностороннего треугольника равен 60.
-
Решение задач
Учитель: Что бы закрепить пройденный материал давайте решим несколько задач по теме.
Для начала, а предлагаю вам поработать устно с таблицей, и заполнить в ней пустые ячейки.( на каждую парту раздается материал «Вставь пропущенное»
№
А
В
С
вид треугольника
60
60
? (60)
? (равносторонний)
? (90)
30
? (60)
прямоугольный
35
? (35)
110
? (тупоугольный, равнобедренный)
? (70)
? (40)
70
равнобедренный
100
30
? (50)
? (остроугольный)
? (50)
75
55
? (остроугольный)
? (45)
90
45
? (прямоугольный, равнобедренный)
Учитель: Решим задачу № 229. К доске вызывается ученик.
Запись на доске и в тетради: № 229.
Учитель: Прочитайте задачу.
Ученик: В равнобедренном треугольнике с основанием АС проведена биссектриса AD. Найдите ADC, если С равен 50.
Учитель: Запишем, что нам дано по условию.
Запись на доске и в тетрадях:
Дано: АВС - равнобедренный
АС - основание
AD биссектриса
С=50
Найти: ADC
Учитель: что мы может сказать про треугольник и про его свойства?
Ученик: Треугольник равнобедренный. Следовательно углы при основании равны.
А=С. Тогда А=50.
Запись на доске и в тетрадях: Решение: АВС - равнобедренный, то А=С. Тогда А=50.
Учитель: Что такое биссектриса? Что вы можете сказать об BAD и DAC?
Ученик: отрезок исходящий из вершины угла к противоположной стороне и делящий этот угол пополам. Значит BAD=DAC и равны половине A.
Запись на доске и в тетрадях: Так как AD биссектриса, то BAD=DAC=½A=25
Учитель: Давайте рассмотрим треугольник АDC.Что нам о нём известно?
Ученик: В треугольнике АDC DAC=25, С=50(по условию).
Учитель: Чему равна сумма углов треугольника?
Ученик: Сумма углов треугольника равна 180.
DAC+ADC+С =180 значит
ADC=180-(DAC-С) =180-(25-50) =105
Запись на доске и в тетрадях:
DAC=25, С=50(по условию).
DAC+ADC+С =180(по теор. о сумме углов треугольника)
ADC=180-(DAC-С) =180-(25-50) =105
Учитель: Запишите ответ на доске:
Ученик: ADC=105
Запись на доске и в тетрадях: Ответ: ADC=105
Запись на доске и в тетрадях:
№229
Дано:
АВС - равнобедренный
АС - основание
AD биссектриса
С=50
Найти: ADC
Решение:
Т.к. АВС - равнобедренный то А=С. Тогда A=50.
Т.к. AD биссектриса, то BAD=DAC=½A=25
DAC=25, С=50(по условию).
DAC+ADC+С =180(по теор. о
сумме углов треугольника)
ADC=180-(DAC-С)=180-(25-50)=105
Ответ: ADC=105
-
Подведение итогов
Учитель: Что мы сегодня на уроке вспомнили из уже пройденного ранее материала?
Ученик: Мы вспомнили свойства треугольника, основные определения и теоремы по теме Треугольник.
Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Ученик: Мы узнали, что сумма углов треугольника равна 180.
Учитель: (выставляются отметки за урок.)
-
Постановка домашнего задания
Запись на доске и в тетрадях: §30, №223, 227.
Спасибо. Урок окончен.
4