«Методы и формы изучения геометрии в специальном учреждении»

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ I-II ВИДА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ





«Методы и формы изучения геометрии в специальном учреждении».

Учитель математики С.В.Кузьменко



г.Краснодар

2012г.

Содержание.

1.Особенности изучения геометрии в школе для глухих детей.

2.Основные трудности и некоторые особенности усвоения геометрических знаний учащимися глухой школы.

3.Основные средства, методы и приемы изучения геометрии в школе для глухих детей.








1.Изучение элементов геометрии в условиях глухой школы имеет для учащихся большое значение, так как у них формируется достаточно полная система геометрических представлений, что способствует обогащению их математических знаний.

Известно, что пространственные представления, воображение у глухих школьников развиты чрезвычайно слабо. В процессе изучения геометрического материала школьники учатся абстрагироваться от свойств конкретных предметов, сравнивать и сопоставлять геометрические формы, отвлекаясь от несущественных признаков сравниваемых фигур, дифференцировать и классифицировать геометрические фигуры и тела, в результате чего развивается их способность к обобщениям. Все это помогает формированию приемов умственной деятельности, коррекции недостатков пространственных представлений, активизирует познавательную деятельность школьников, развивает практическую ориентацию в окружающем пространстве, моторику, обогащает словарь, развивает речь и мышление, то есть играет значительную коррекционную роль в процессе обучения и воспитания глухих детей.

Изучение геометрического материала вооружает учащихся практическими навыками измерения, черчения, построения геометрических фигур с помощью различных измерительных и чертежных инструментов, что способствует лучшей подготовке их к повседневной жизни, овладению различными видами профессионального труда, адаптации в условиях современного производства.

Наличие геометрических знаний способствует более успешному изучению таких учебных предметов, как ручной и профессиональный труд, рисование, физкультура, естествознание, география.

Изучение геометрии в глухой школе ставит и решает три основные задачи, которыми определяется организация и методика обучения.

1)Общеобразовательная задача: развить представление о геометрических фигурах и телах, их образах, свойствах, отношениях, сформировать представления о геометрических величинах (длинах отрезков, площадях фигур, объемах тел), единицах их измерения.

2)Коррекционно - воспитательная задача: развивать и коррегировать пространственные представления, воображение, моторику, логическое мышление, речь, умственную и практическую деятельность учащихся.

Формирование словесной речи является необходимым условием при изучении глухими детьми геометрии, так как благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они приобретают возможность усвоения системы геометрических знаний.

Успехи, достигнутые в овладении словесной речью и в усвоении геометрических знаний, содействуют развитию словесно - логического мышления глухих детей. У них развиваются сложные формы анализа и синтеза предметов и явлений, возникают многообразные приемы сравнений, категориальные обобщения.

На уроках геометрии работа над словесной речью строится в направлении развития слуховой функции и произносительных навыков учащихся, совершенствования знаний грамматического строя языка и расширения лексико - фразеологического запаса школьников.

3)Практическая задача: формировать навыки измерения и построения геометрических фигур с помощью измерительных и чертежных инструментов, развивать умение решать жизненно - практические задачи.

2.Изучение геометрического материала для учащихся глухой школы представляет большие трудности. Причины этих трудностей заключаются в первую очередь в особенностях познавательной и эмоционально - волевой деятельности глухих детей: недоразвитии внимания, воображения, несовершенства анализа, синтеза, слабости обобщения, и отвлечения.

Учащиеся слабо дифференцируют геометрические фигуры, особенно многоугольники. Несколько лучше они узнают и дифференцируют круг, треугольник, шар, куб.

Большие трудности испытывают учащиеся при изучении углов и классификации треугольников по виду углов. Смешивают прямой угол, прямоугольный треугольник и прямоугольник. Появляется неправильная терминология: прямой угольник, тупой угольник, или тупоугольник, и т. д.

Особенно трудно им запоминать и правильно произносить названия фигур, как треугольник, прямоугольник, параллелограмм, параллелепипед.

Однако использование специфических приемов ознакомления учащихся с геометрическими фигурами, опора на зрительные, кинестетические анализаторы, широкое использование предметно - практической деятельности детей дает свои положительные результаты. Учащиеся не только учатся различать геометрические фигуры, называть их, но и узнавать в знакомых предметах ту или иную форму.

У учащихся нередко отсутствуют четкие представления о существенных особенностях фигур. Давая определение фигуры, даже старшеклассники указывают лишь на один из существенных признаков, не обращая внимания на то, что он не является достаточным для данной фигуры: «Это квадрат, у него все стороны равны», «Это прямоугольник, у него противоположные стороны равны». Подобные ответы свидетельствуют о фрагментарности, разрозненности геометрических представлений учащихся, несформированности геометрических понятий.

Особые затруднения испытывают школьники при сравнении фигур. Они не владеют приемами сравнения и часто, даже при наличии знаний. Не могут осуществить сравнение геометрических фигур и тел. Учащиеся глухой школы имеют слабые представления о величинах, не видят существенной разницы между ними, четко не представляют единицу измерения каждой из величин.

Нередко наблюдается замена одних линейных мер другими, единиц измерения площади единицами измерения длины или объема, мер объема - мерами длины или мерами площади.

Причиной этого является отрыв конкретного образа единиц измерения от их названий. За названием единицы измерения, например сантиметра, квадратного сантиметра, кубического сантиметра, не стоит реальный образ этой единицы измерения.

При сравнении углов учащиеся длительное время овладевают навыком правильного совмещения вершины измеряемого угла и чертежного треугольника. При использовании транспортира они делают ошибки как при измерении, так и при построении углов: вершину угла совмещают не с центром транспортира, а с началом линейки транспортира, затрудняются в определении градусного значения угла по шкале транспортира.

3.Обучение геометрии в глухой школе должно быть наглядным и действенным. Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся глухой школы возможно только через непосредственное восприятие материальных моделей геометрических фигур, предметов окружающей действительности. Переход к использованию чертежей и таблиц должен осуществляться постепенно и в доступной, упрощенной форме. В качестве наглядных средств могут использоваться модели геометрических фигур и тел разных размеров, цвета, изготовленные из различных материалов (картонные, бумажные, пластмассовые, деревянные, металлические и т. д.), плакаты с изображением фигур, реальные конкретные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами, чертежи всех изучаемых геометрических фигур и тел, единицы мер длины, площади, объема (там, где возможно, в натуральную величину), таблицы соотношения единиц мер, таблицы измерения площадей, объемов, площадей боковых и полных поверхностей фигур, наборы игр (геометрические мозаики, домино, лото, конструкторы и т. д.), диафильмы.

Преподавание элементов геометрии невозможно сделать действенным, если учащиеся только наблюдают работу учителя или одного из товарищей с наглядными пособиями. Каждый ученик должен на уроке самостоятельно работать с раздаточным геометрическим материалом. Поэтому необходимо, чтобы наборы раздаточного дидактического материала находились и у учащихся, и у учителя.

Особое внимание при изучении геометрического материала как в младших, так и в старших классах учитель обращает внимание на обогащение словаря учащихся специальными терминами, новыми словами и выражениями. Необходимо работать над тем, чтобы за каждым словом и термином стоял конкретный образ, чтобы учащиеся включали новые слова, геометрические термины в свой словарь. Этому способствует ведение специальных геометрических словариков, использование плакатов с новыми для учащихся словами, упражнений по написанию этих слов не только на уроках математики, но и на уроках русского языка.

Следует особенно тщательно дифференцировать сходные по звучанию слова, а так же фигуры, которые эти слова обозначают, например, параллелограмм и параллелепипед, прямоугольник и прямоугольный треугольник, тупой угол и тупоугольный треугольник и т.д. Называя фигуры, учащиеся должны их показывать, устанавливая признаки сходства и различия. Полезным является и систематическое описание свойств фигур.

Это позволит активизировать специальный словарь учащихся, а так же упорядочить их знания.

Обучение учащихся элементам геометрии невозможно представить без систематической работы, обеспечивающей формирование навыков использования измерительных и чертежных инструментов, построения геометрических фигур, умения описывать процессы и результаты работ.


Литература.

1.Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы.- М., 1999.

2.А.П.Кисилев. Элементарная геометрия.- М., 1988.

3.М.Н.Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе.- М., 1989.



© 2010-2022