- Преподавателю
- Математика
- Урок внеклассного чтения по творчеству Заболоцкого. 11 класс
Урок внеклассного чтения по творчеству Заболоцкого. 11 класс
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Могунова Е.В. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей №1 городского округа город Волгореченск Костромской области им. Героя Советского Союза Н.П.Воробьёва"
Урок внеклассного чтения по творчеству Заболоцкого.
учитель Могунова Е.В.
Сопоставительный анализ стихотворений «Гроза» Н.А.Заболоцкого и «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева (11 класс).
Цель: выявить динамику развития литературы, взгляды художника слова на различные явления окружающего мира, вскрыть скрытый символический подтекст.
Оборудование: - тексты стихов «Гроза» Н.А.Заболоцкий и «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчев;
- иллюстративный материал (готовят учащиеся)
Ход урока:
-
Слово учителя: сообщение темы и цели урока.
Прежде чем мы приступим к анализу лирического текста, давайте вспомним, что стихотворение - это «сложно построенный смысл» и все его формальные элементы по сути есть элементы смысловые и они несут определённый смысл. Разные читатели не могут однозначно толковать один и тот же текст, что в свою очередь ведёт к появлению многочисленных интерпретаций. Сегодняшний анализ смыслов различных частей стихотворений и их сопоставление, анализ особенностей формы, должен помочь развить ваше читательское восприятие лирики.
Наша задача на уроке - попробовать заметить различные смыслы стихотворения, выявить и интерпретировать особенности художественной формы.
Нет универсального «ключа» к любому стихотворению. Сегодня каждый должен попытаться найти свой «ключ». Не бойтесь экспериментировать!
За работу, друзья мои!
-
Подготовка к восприятию стихотворений.
Выразительное чтение наизусть специально подготовленных учащихся.
При подготовке этого задания ученик должен был подготовить иллюстративный материал (картины художников, собственные рисунки, слайды, музыку…)
-
Сравнение стихотворения Н.А.Заболоцкого «Гроза» со стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза».
1 этап. Вопросы учащимся (записаны на доске).
-
Какая картина грозы вам кажется ярче, образней? Почему?
-
Как вы понимаете символический образ «светлоокой девы»?
В чём смысл обращения к мифологическим образам в стихотворении Тютчева и Заболоцкого?
-
Какими художественно-изобразительными средствами пользуются поэты для воплощения своего замысла?
-
В чём, на ваш взгляд, Заболоцкий согласен с Тютчевым, а в чём полемизирует с ним?
-
Как изменилось мировосприятие поэтов разных эпох, наблюдающих одно и то же явление - грозу, в чём сходство и различие изображённых картин?
2 этап. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза».
По мнению И.О.Шайтанова, Ф.И.Тютчев «мог откликнуться на любое событие природы и запечатлеть его».
Учащиеся проводят наблюдения по вопросам и заполняют таблицу (должны отметить наблюдения и продолжить выводы или сделать свои). Данный вид деятельности предполагает работу в парах. Таблицы подготовлены для каждого ученика класса.
Вопросы
Наблюдения
Выводы
Вспомните в чём особенности поэзии природы Тютчева?
Она отражает многообразную жизнь природы, она….
Какова роль и место стихов о весне в творчестве поэта? Вспомните и назовите какие-нибудь из них.
Поэт любил жизнь, ощущал её «переизбыток», разливающийся в природе с наступлением весны...
Это самые радостные, самые жизнеутверждающие произведения Тютчева…
В чём символический смысл весны у Тютчева? Как он проявляется в стихотворении?
Примеры звукописи.
Цветопись.
Движение-
Краски-
Звуки-
Весна - символ обновления жизни и души человеческой…
С чего начинается стихотворение?
Каково соотношение окружающего мира и грозы?
Какими словами обозначается художественное пространство?
Возникает параллель:
Идея единства:
Какова форма построения стихотворения?
Разговор с невидимым собеседником.
Каково значение мифологических образов в стихотворении?
Они не только завершают сюжет о ливне, грозе, но и придают ему эпический размах.
Какова структура предложений?
Какова роль человека в стихии и природе, если судить по этому стихотворению?
Человек не наблюдатель, а участник процесса. Он переживает, соучаствует в жизни природы.
Выполнив работу по заполнению таблицы, идёт работа по уточнению отдельных моментов.
Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого «Гроза».
Продолжение работы по таблице.
Интерес к природе, как мы знаем из предыдущих уроков, формировался у Заболоцкого под влиянием идей К.Э.Циолковского. Заболоцким была высказана мысль о творческом, личностном преображении мироздания через слово, искусство.
Вопросы
Наблюдения
Выводы
Вспомните в чём основные задачи поэтического направления, которому принадлежал Заболоцкий?
«Природа полна загадок и человек может их разгадать», - писал Заболоцкий…
Какова концепция природы?
Природный мир часто ассоциируется с мифологическими образами, которые то начинают, то завершают стихотворение.
Сколько строк?
Есть ли деление на строфы?
Размер?
Рифма?
Примеры звукописи?
Использование цветописи?
Каково место лирического героя Заболоцкого?
Не сторонний наблюдатель, а (кто?)
Какова структура предложений?
Какие традиции русской поэзии развивает стихотворение «Гроза».
Тесно связывает природу и человека.
Выступление учащихся. Наблюдения, выводы, уточнения.
3 этап. Проведём сравнение. В этом помогут записи по работе с таблицами. Учащиеся проводят наблюдения и делают выводы. Заполняется сводная сравнительная таблица:
Вопросы и задания.
У Ф.И.Тютчева
У Н.А.Заболоцкого
Выводы
Как показана природа в стихотворениях? В чём их близость?
Движение-
?
Движение-
?
Сходство: ?
Оцените тему творчества
У Тютчева появляется только в последней строфе.
У Заболоцкого заявлена уже во второй.
Мифологическая тема стихотворений.
Геба и «светлоокая дева» - это образы… и символ…
В чём различие соотношения человека и природы в стихотворениях?
«Человеческий шорох травы», молния мысли…
Поэтический язык авторов.
Зрительные и слуховые образы:
Роль метафор:
О родстве языка свидетельствует лишь слово «сумрак».
Выступление учащихся. Формулировка выводов. Запись в тетради необходимой информации.
-
Подведение итогов урока. Учитель подводит итог работы, из всего сказанного учащимися делается обобщение (оценки за урок)
Заболоцкий гораздо шире, чем Тютчев, вводит проблему творчества в искусство, ищет красоту в жизни и природе. По мысли поэта, искусство должно видеть красоту не в чём-то исключительном, а в самой обыкновенной жизни, где рядом с добром уживается зло, где люди терпят горе и радость, переживают любовь и смерть.
Литературовед А.Павловский писал: «Заболоцкий соприкоснулся с Тютчевым лишь в том, что и он признал глубинные и не во всём ещё познанные связи между Человеком и Вселенной… Соприкосновение с Тютчевым в том, что тоже любил, боготворил и воспевал природу…»
5. Домашнее задание: творческая работа «Сопоставительный анализ стихотворений Н.А.Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» и Ф.И.Тютчева «Певучесть есть в морских волнах».
Таким образом, данный урок явился подготовительным этапом для домашнего задания и подготовкой к выпускному экзамену.
Литература:
-
Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русской литературе 20 век» 11 класс. ВАКО Москва 2004.
-
Р.А.Хромцова. «Анализ поэтического текста в 5-11-м классах». Лекции для дистанционных курсов повышения квалификации.
-
Н.В.Исаченкова «Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы». Методическое пособие. Санкт-Петербург «Паритет» 2003.
-
«Русская литература 20 века 11 класс часть 2» под редакцией В.П.Журавлева. Москва «Просвещение» 2002.
-
«Преподавание литературы в 11 классе» под редакцией Г.А.Обернихиной. Москва. АРКТИ, 2003.