- Преподавателю
- Математика
- Математический диктант как эффективная форма организации учебной деятельности
Математический диктант как эффективная форма организации учебной деятельности
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Николаева Е.В. |
Дата | 15.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Математический диктант как эффективная форма организации учебной деятельности
Математические диктанты как форма организации обучения и проверки знаний и умений обучающихся хорошо известны в школе и достаточно популярны. Действительно, математический диктант активизирует внимание школьников, эффективно тренирует устойчивость внимания, позволяет быстро проверить и оценить знания и умения, является хорошим организующим элементом урока и инструментом диагностики причин затруднений каждого ученика.
Таким образом, можно выделить следующие функции математического диктанта:
-
Организация начала урока;
-
Проверка домашнего задания;
-
Диагностика затруднений и контроль знаний и умений;
-
Развитие оперативной памяти, умения сосредотачиваться, получать информацию на слух, преобразовывать её;
-
Общекультурная - формирование грамотной математической речи;
-
Создание проблемной ситуации на занятии.
В диктантах обычно даются следующие группы заданий:
-
Операционные (вычислить, решить уравнение или задачу, сравнить);
-
Логические (оценить истинность высказывания, для чего необходимо уметь слушать, слышать и анализировать ситуацию);
-
Терминологические (усвоить правописание терминов, понимать их смысл).
Текст диктанта, как правило, читает учитель, это способствует развитию грамотной математической речи детей. На проведение диктанта уходит 3-5 минут, поскольку задания прочитываются только один раз, это заставляет школьников быть предельно внимательными. Ответы на вопросы (задания) диктантов обучающиеся записывают в тетради, оценки за работу выставляются с учётом числа верно решенных заданий. Если диктант содержит 8 заданий, то оценка формируется следующим образом:
8 «+» - оценка «5»
7 «+» - оценка «4»
6 «+» - оценка «3»
5 и менее - оценка «2»
В зависимости от целей, которые ставит перед собой учитель, планируя проведение диктанта, оценка может быть выставлена учеником в тетрадь или не выставлена, если она неудовлетворительная (вводный диктант с проблемным вопросом или тренировочный диктант), может быть выставлена в дневник и журнал (контрольный диктант).
В качестве примеров использования такой формы работы как диктант, приведу разработанные и апробированные мною некоторые диктанты к главе 4 «Отношения и пропорции» (6 класс, учебник Н.Я. Виленкина и др.)
Вводный диктант ( урок №1 по теме «Отношение»)
На доске записаны результаты прошедшей контрольной работы: «5» - 5, «4» - 8, «3» - 10, «2» - 2.
Ответьте на вопросы:
-
Какая часть класса написала работу на «5»?
-
Какая часть класса написала работу на «2»?
-
Какая часть класса написала работу успешно?
-
Найди успеваемость класса в процентах.
-
Найди качество знаний класса в процентах.
-
Во сколько раз количество «5» больше числа «2»?
-
Во сколько раз количество «2» меньше числа «3»?
-
Верно ли утверждение: Отношение количества пятёрок к количеству двоек больше отношения количества троек к количеству двоек?
Проверка диктанта осуществляется в виде самопроверки (без выставления оценки в журнал). Вопросы диктанта проецируются на экран. Ответы может называть и комментировать ученик, желающий ответить на оценку. В процессе могут возникнуть вопросы, которые стоит обсудить в классе, поскольку в ходе обсуждения учитель может вывести обучающихся на формулировку новой темы, мотивировать на активное изучение нового материала, настроить на рефлексию:
Что показывает отношение? Попробуете дать определение отношения?
Зачем нужно знать успеваемость класса?
Что такое качество знаний? Что оно показывает?
Как вы думаете, вы были успешны в этой контрольной работе?
Что можно сделать, чтобы стать более успешными?
Диктант (диагностический, урок №1 по теме «Пропорции»):
Запишите пропорцию:
-
3 так относится к 4, как 9 относится к 12;
-
0,5 так относится к 15, как 0,4 относится к 12;
-
4 так отностися к 0,2, как 9 отностится к 180;
Ответьте на вопрос: верна ли пропорция?
-
Приведенная в примере 1;
-
Приведенная в примере 2;
-
Приведенная в примере3;
Верно ли утверждение?
-
Пропорция останется верной, если какой-нибудь средний её член поменять с одним из крайних;
-
Пропорция останется верной, если оба средних члена поменять местами с крайними членами.
Проверка диктанта осуществляется в виде самопроверки или проверки соседом по парте (взаимопроверка), отметка выставляется в тетрадь («для себя»). Обсуждаются вопросы и в процессе обсуждения выясняются затруднения, осуществляется первичная коррекция:
Как проверить, верна ли пропорция?
Сколько существует способов проверки пропорции?
Какие задания вызвали затруднения? Почему?
Диктант (тренировочный, урок №2 по теме «Пропорции»)
Решите уравнение (уравнения можно записать на доске, обучающиеся решают их устно, записывается только ответ):
-
3:2 = х:8
-
5:7=12:а
-
0,2:в=3:2,7
-
3х=7,2·0,1
-
Реши задачу:
-
Спортсмен сделал 50 выстрелов, при этом 5 пуль не попали в цель. Определи процент попаданий.
-
В классе 25 учеников, из них 5 отличников. Определи процент отличников в классе.
Верно ли утверждение:
-
Из чисел 15, 14, 8 и 75 можно составить верную пропорцию.
Проверка осуществляется в виде самопроверки или взаимопроверки, оценка выставляется в тетрадь, можно уделит внимание отработке заданий, вызвавших затруднения, провести работу по совершенствованию вычислительных навыков, индивидуальную работу.
Контрольный диктант (урок №3 по теме «Пропорции»)
Реши уравнение:
-
18:х=54:6
-
2,4:4=х:10
-
-
(письменно)
Реши задачу:
-
Туристы планировали пройти 20 км пути. За первый час пути они прошли 8 км, а за второй час - 6 км. Какую часть всего пути прошли туристы за первый час пути? Сколько процентов запланированного пути им осталось пройти?
-
Для варенья на 3 кг ягод взяли 4,2 кг сахарного песка. В каком отношении по массе взяты ягоды и песок?
-
Составь, если это возможно, пропорцию из чисел ; 24; 0,4 и 30
Верно ли высказывание:
-
50% от 50% числа 100 равно 25.
Проверку этого диктанта осуществляет учитель, оценка может быть выставлена в журнал.
Математические диктанты как форма организации учебного взаимодействия «учитель- ученик» очень эффективна, ведь каждый обучающийся работает самостоятельно, имеет возможность проверить и скорректировать уровень своих знаний и умений в данный момент, а не потом, оценить свои достижения и достижения одноклассников, снимается психологическая боязнь контроля. И в то же время учитель контролирует весь процесс, может изменить темп работы, оперативно внести коррективы в содержание диктанта, в содержание дальнейшего хода урока, чтобы обеспечить качественного усвоение учебного материала.