Математический диктант как эффективная форма организации учебной деятельности

Математические диктанты как форма организации обучения и проверки знаний и умений  хорошо известны в школе и достаточно популярны. Исходя из следующих функций математического диктанта: 1) организация начала урока; 2) проверка домашнего задания; 3) диагностика затруднений и контроль ЗУН; 4) развитие оперативной памяти, умения сосредотачиваться, получать информацию на слух и преобразовывать её; 5) общекультурная - формирование грамотной математической речи; 6) создание проблемной ситуации на занят...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Математический диктант как эффективная форма организации учебной деятельности

Математические диктанты как форма организации обучения и проверки знаний и умений обучающихся хорошо известны в школе и достаточно популярны. Действительно, математический диктант активизирует внимание школьников, эффективно тренирует устойчивость внимания, позволяет быстро проверить и оценить знания и умения, является хорошим организующим элементом урока и инструментом диагностики причин затруднений каждого ученика.

Таким образом, можно выделить следующие функции математического диктанта:

  • Организация начала урока;

  • Проверка домашнего задания;

  • Диагностика затруднений и контроль знаний и умений;

  • Развитие оперативной памяти, умения сосредотачиваться, получать информацию на слух, преобразовывать её;

  • Общекультурная - формирование грамотной математической речи;

  • Создание проблемной ситуации на занятии.

В диктантах обычно даются следующие группы заданий:

  • Операционные (вычислить, решить уравнение или задачу, сравнить);

  • Логические (оценить истинность высказывания, для чего необходимо уметь слушать, слышать и анализировать ситуацию);

  • Терминологические (усвоить правописание терминов, понимать их смысл).

Текст диктанта, как правило, читает учитель, это способствует развитию грамотной математической речи детей. На проведение диктанта уходит 3-5 минут, поскольку задания прочитываются только один раз, это заставляет школьников быть предельно внимательными. Ответы на вопросы (задания) диктантов обучающиеся записывают в тетради, оценки за работу выставляются с учётом числа верно решенных заданий. Если диктант содержит 8 заданий, то оценка формируется следующим образом:

8 «+» - оценка «5»

7 «+» - оценка «4»

6 «+» - оценка «3»

5 и менее - оценка «2»

В зависимости от целей, которые ставит перед собой учитель, планируя проведение диктанта, оценка может быть выставлена учеником в тетрадь или не выставлена, если она неудовлетворительная (вводный диктант с проблемным вопросом или тренировочный диктант), может быть выставлена в дневник и журнал (контрольный диктант).

В качестве примеров использования такой формы работы как диктант, приведу разработанные и апробированные мною некоторые диктанты к главе 4 «Отношения и пропорции» (6 класс, учебник Н.Я. Виленкина и др.)

Вводный диктант ( урок №1 по теме «Отношение»)

На доске записаны результаты прошедшей контрольной работы: «5» - 5, «4» - 8, «3» - 10, «2» - 2.

Ответьте на вопросы:

  1. Какая часть класса написала работу на «5»?

  2. Какая часть класса написала работу на «2»?

  3. Какая часть класса написала работу успешно?

  4. Найди успеваемость класса в процентах.

  5. Найди качество знаний класса в процентах.

  6. Во сколько раз количество «5» больше числа «2»?

  7. Во сколько раз количество «2» меньше числа «3»?

  8. Верно ли утверждение: Отношение количества пятёрок к количеству двоек больше отношения количества троек к количеству двоек?

Проверка диктанта осуществляется в виде самопроверки (без выставления оценки в журнал). Вопросы диктанта проецируются на экран. Ответы может называть и комментировать ученик, желающий ответить на оценку. В процессе могут возникнуть вопросы, которые стоит обсудить в классе, поскольку в ходе обсуждения учитель может вывести обучающихся на формулировку новой темы, мотивировать на активное изучение нового материала, настроить на рефлексию:

Что показывает отношение? Попробуете дать определение отношения?

Зачем нужно знать успеваемость класса?

Что такое качество знаний? Что оно показывает?

Как вы думаете, вы были успешны в этой контрольной работе?

Что можно сделать, чтобы стать более успешными?

Диктант (диагностический, урок №1 по теме «Пропорции»):

Запишите пропорцию:

  1. 3 так относится к 4, как 9 относится к 12;

  2. 0,5 так относится к 15, как 0,4 относится к 12;

  3. 4 так отностися к 0,2, как 9 отностится к 180;

Ответьте на вопрос: верна ли пропорция?

  1. Приведенная в примере 1;

  2. Приведенная в примере 2;

  3. Приведенная в примере3;

Верно ли утверждение?

  1. Пропорция останется верной, если какой-нибудь средний её член поменять с одним из крайних;

  2. Пропорция останется верной, если оба средних члена поменять местами с крайними членами.

Проверка диктанта осуществляется в виде самопроверки или проверки соседом по парте (взаимопроверка), отметка выставляется в тетрадь («для себя»). Обсуждаются вопросы и в процессе обсуждения выясняются затруднения, осуществляется первичная коррекция:

Как проверить, верна ли пропорция?

Сколько существует способов проверки пропорции?

Какие задания вызвали затруднения? Почему?

Диктант (тренировочный, урок №2 по теме «Пропорции»)

Решите уравнение (уравнения можно записать на доске, обучающиеся решают их устно, записывается только ответ):

  1. 3:2 = х:8

  2. 5:7=12:а

  3. 0,2:в=3:2,7

  4. 3х=7,2·0,1

  5. Математический диктант как эффективная форма организации учебной деятельности

Реши задачу:

  1. Спортсмен сделал 50 выстрелов, при этом 5 пуль не попали в цель. Определи процент попаданий.

  2. В классе 25 учеников, из них 5 отличников. Определи процент отличников в классе.

Верно ли утверждение:

  1. Из чисел 15, 14, 8 и 75 можно составить верную пропорцию.

Проверка осуществляется в виде самопроверки или взаимопроверки, оценка выставляется в тетрадь, можно уделит внимание отработке заданий, вызвавших затруднения, провести работу по совершенствованию вычислительных навыков, индивидуальную работу.

Контрольный диктант (урок №3 по теме «Пропорции»)

Реши уравнение:

  1. 18:х=54:6

  2. 2,4:4=х:10

  3. Математический диктант как эффективная форма организации учебной деятельности

  4. Математический диктант как эффективная форма организации учебной деятельности(письменно)

Реши задачу:

  1. Туристы планировали пройти 20 км пути. За первый час пути они прошли 8 км, а за второй час - 6 км. Какую часть всего пути прошли туристы за первый час пути? Сколько процентов запланированного пути им осталось пройти?

  2. Для варенья на 3 кг ягод взяли 4,2 кг сахарного песка. В каком отношении по массе взяты ягоды и песок?

  3. Составь, если это возможно, пропорцию из чисел Математический диктант как эффективная форма организации учебной деятельности ; 24; 0,4 и 30

Верно ли высказывание:

  1. 50% от 50% числа 100 равно 25.

Проверку этого диктанта осуществляет учитель, оценка может быть выставлена в журнал.

Математические диктанты как форма организации учебного взаимодействия «учитель- ученик» очень эффективна, ведь каждый обучающийся работает самостоятельно, имеет возможность проверить и скорректировать уровень своих знаний и умений в данный момент, а не потом, оценить свои достижения и достижения одноклассников, снимается психологическая боязнь контроля. И в то же время учитель контролирует весь процесс, может изменить темп работы, оперативно внести коррективы в содержание диктанта, в содержание дальнейшего хода урока, чтобы обеспечить качественного усвоение учебного материала.





© 2010-2022