• Преподавателю
  • Математика
  • Статья и рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5-6 классов Путешествие в мир математики

Статья и рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5-6 классов Путешествие в мир математики

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность по математике

в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС ООО.


Автор: Ольга Анатольевна Авдеева,

учитель математики МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП», Аннинский муниципальный район, Воронежская область.

В 2015-16 учебном году все школы переходят на ФГОС ООО. Одним из условий реализации требований новых стандартов является организация и ведение внеурочной деятельности по предметам.

Внеурочная работа по математике является важной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников математика не является любимым предметом. Объясняется это сложностью материала. Поэтому главная задача внеурочной работы - привитие школьникам интереса к математике и воспитанию потребности изучать её.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности по математике: познавательная, игровая деятельность и проблемно-ценностное общение.

Хорошо организованная внеурочная деятельность дает возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умения и навыки анализа, расширять математический кругозор, воспитывать и повышать культуру общения, развивать творческий потенциал учащихся.

Исходя из основной цели внеурочной деятельности по математике, выделяются частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности;

1) формирование коммуникативной культуры школьников;

2) расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование интереса в целом;

3) выявление и поддержка математически одаренных учащихся;

4) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Внеурочная деятельность основывается на общедидактических принципах: научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности.

Но существуют принципы, которые лежат в основе именно внеурочной деятельности:

  1. принцип добровольного участия во внеклассных занятиях;

  2. принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий;

  3. принцип равноправного участия школьников;

  4. принцип занимательности.

Каждый учитель ищет свои пути и возможности для поддержания интереса к математике. Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека. Среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте. Математические познания должны входить с ранних лет в образование и воспитание.

Работая в классах, обучающихся по ФГОС, я разрабатывала программы внеурочной деятельности: «Математика для любознательных» для 5 класса, «Путешествие в мир математики» - для 6 класса. Данные программы является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.






Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Путешествие в мир математики»

направление: научно-познавательное

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 11-12 лет

Автор: Авдеева Ольга Анатольевн,

учитель математики



Пояснительная записка

Реализация задачи воспитания любознательных, активно и заинтересованно познающих мир школьников 6 классов, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Программа внеурочной деятельности «Путешествие в мир математики» может расширить математический кругозор и эрудицию учащихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий. Данная программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников 6 класса с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цель курса: расширение и углубление математических представлений школьников по истории развития математики и решению задач.

Задачи курса:

■ развивать математические способности, интеллект учащихся в процессе решения задач;

■ формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии, решения задачи;

■ формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять гипотезы;

■ воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;

■ расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;

■ развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Содержание внеурочной деятельности «Путешествие в мир математики» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, математической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

«Путешествие в мир математики» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход - ответ.

«Путешествие в мир математики» учитывает возрастные особенности школьников 6 класса и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Вовремя занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Предусмотрено также проведение игр, конференций, выставок работ.

Набор детей на внеурочные занятия осуществляется свободно по желанию среди учащихся 6 «Б» класса. Всего в год проводится 17 занятий по 45 минут. Результатом занятий «Путешествие в мир математики» являются рисунки, мини-проекты, сборники, а также портфолио учащихся пополняется грамотами и сертификатами за участие в олимпиадах, конкурсах, тематических конференциях.


Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

  • Личностные результаты:

  1. знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (русские ученые- математики, старинные меры длины и веса, старинные задачи);

  2. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

  3. умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

  4. формирование у учащихся интереса к математике, к решению задач;

  5. стремление к высоким достижениям в процессе участия в олимпиадах, конкурсах.

  • Метапредметные результаты:

  1. умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

  2. умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты и пр.);

  3. умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;

  4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений при решения задач;

  5. применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

  6. умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;

В ходе реализации данной программы в учебном процессе применяются технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, личностно-ориентированные, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

.

Содержание программы.

1. Вводное занятие (1 час). Игра «Давайте познакомимся!»

2. Подготовка к олимпиадам и конкурсам по математике. (5 ч)

Логические задачи. Нестандартные задачи. Задачи, решаемые способом перебора. Школьная олимпиада по математике. Олимпиада «Олимпус».

3. Из истории математики (3 ч).

Первый русский учебник «Арифметика» Л. Ф. Магницкого. Старые русские меры длины, площади, веса. Конференция по теме «Великие русские ученые-математики».

4.Старинные задачи (2 ч).

Задачи из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого. Задачи из «Арифметики» Л. Н. Толстого. Математическая викторина по задачам.

5.Занимательные задачи (4 ч).

Задачи на перекладывание спичек. Ребусы. Задачи на переливания, задачи на взвешивания. Сочинение сказочных задач с десятичными дробями. Составление сборника сказочных задач.

6. Прикладная математика (2 ч).

Математика, рисование, моделирование и зоология. Изображение животных на координатной плоскости.



Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и

вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,

на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным

условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Тренировать смекалку, жизненную сметку, догадливость, нестандартность мышления.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Работать с каталогами, энциклопедиями, средствами Интернет по отбору нужной информации.

Выступать публично, защищать свою работу.

Создание сборников задач, рисунков на координатной плоскости.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Литература, используемая для составления данной программы.

1.Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/П78 Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература».

2.ШарыгинИ.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия».Москва, Дрофа,2012.

3. Трошин В.В. «Занимательные дидактические материалы по математике» , Глобус,Москва ,2008 .

4. МардухаеваЕ.Л., « Занятия математического кружка, 5 класс», Москва, Дрофа.2011

Дополнительная литература для учащихся.

1.Балаян Э.Н. "700 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике. 5-6 класс", издательство Феникс, 2014 г.

2. Полхов-Майдан. Примеры узоров и орнаментов. Наглядное пособие для детей. Издательство Мозаика-синтез, 2005 г.

3. Тарасов Л., Симметрия в окружающем мире. Учебное пособие для школьников. Издательство: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2005 г.

Интернет-ресурсы

1. Сайт портала «Сеть творческих учителей», it-n.ru;

2. Сайт ИД «Первое сентября», portfolio/1september.ru;

3. Завуч ИНФО, zavuch.info;

4. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, mega.km.ru;

5. Сайты «Энциклопедий»: rubricon.ru; encyclopedia.ru.

Материально-техническое обеспечение

Наглядные пособия

1.Демонстрационные плакаты, содержащие основные математические формулы;

2.Демонстрационные наборы геометрических тел, в том числе разъёмные.

Технические средства обучения

1.Персональный компьютер;

2.Мультимедийный проектор;

3.Интерактивная доска StardBoard;

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Доска;

  2. Комплект чертежных инструментов: линейки, угольники, транспортир, циркуль;

  3. Комплект планиметрических и стереометрических тел (демонстрационный материал);

  4. Комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, клей, ножницы, пластилин).

На первом занятии учащиеся разработали ритуал, с которого начиналось и заканчивалось каждое мероприятие. Все дети, пришедшие на внеурочную работу, встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза и проговаривают слова: «Великий вселенский Разум, мы подключаемся к тебе! Поделись с нами знаниями и опытом наших предков». Затем все расходятся по группам (одно занятие можно проводить в одной группе, на другом занятии можно приобщиться к другой группе по желанию) и получают разминочные упражнения: задачки на смекалку, загадки, ребусы. Отгадав, учащиеся могут поменяться с другой группой. Затем следует проверка результатов. На первом занятии проводилась игра «Давайте познакомимся!». Каждая группа получила листы с математическими терминами. Проявив остроумие, юмор, смекалку, каждый составил свой математический портрет и зачитал. Например: «Я - сумма двух слагаемых мамы Иры и папы Анатолия», «Я - загадка, трудно решаемое уравнение, неизвестное математическое открытие» и др. В конце занятия подвели итоги того, что каждый почерпнул для себя: получили положительные эмоции, сдружились, потренировались в решении задач, ребусов, загадок, применили смекалку, логику в составлении своего портрета. Вновь встали в круг, взялись за руки и проговорили слова: «Великий вселенский Разум, мы пополняем тебя своими открытиями и своим опытом. До следующей встречи». После занятия все ощущали присутствие тайны, ждали следующей встречи.

Советы по составлению программы и проведению занятий внеурочной деятельности.

  • При отборе материала для рабочей программы по внеурочной деятельности лучше не брать сразу все новое. Правильнее будет обратиться к своей методической копилке, к тем интересным материалам, которые вы уже осваивали с другими детьми и добавить часть современного, актуального для повышения ценности приобретаемого опыта. Ведь подготовка одного занятия будет отнимать много времени. Легче распланировать урок, чем внеурочное занятие.

  • Продумайте структуру ваших мероприятий. Это может быть четкий план увлекательной работы, повторяющийся из урока в урок. Или всегда новые формы работы, исследование, моделирование, экскурсия, конференция, работа с информацией.

  • Учитывайте желание детей при выборе формы работы, при организации занятий. Мероприятие может пройти более шумно, но продуктивно и увлекательно.

  • 100% внеурочных мероприятий должны являться неаудиторными занятиями. Смело планируйте самые разнообразные виды деятельности, экскурсии, съемки анимационных мультфильмов, инсценировки исторических событий, выставки, игры, конференции, КВН и другие. С первого раза может получиться не то занятие, которое планировалось. Но полученный опыт поможет довести работу до качественного продукта.

  • Проводите и заканчивайте занятие в самой доброжелательной атмосфере. Тогда на следующую встречу придет больше детей и в вашем классе будут учиться самые талантливые ученики.


© 2010-2022