ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Статья об использовании интерактивных технологиях на уроке математики, об эффективности урока, о разнообразии урока.Значение ИКТ на уроках:1. усиление мотивации учения;2. возможность доступа к свежей информации;3. осуществление «диалога» с источником знаний;4. экономия времени;5. сочетание цвета, мультипликации, звуковой речи;6. проведение самостоятельных работ в более интересной форме;7.техническая и технологическая поддержка учителя.   уроки с применением ИКТ:1. уроки демонстративного типа;2. ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЖИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

унусова К.К.

учитель математики

школа - гимназия № 7 им. Гали Орманова

г. Астана

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ





«Математика - наука для глаз, а не для ушей» К. Ф. Гаусс.



Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания. Современное общество переживает значительные перемены, связанные с переосмыслением ряда научных, политических и социальных положений. Это происходит во всех сферах человеческой жизни, затрагивает все общественные институты, в том числе систему образования. В нашей стране целые группы населения меняют ценностные ориентиры, в связи с лавинообразным ростом информации. Бурное развитие средств телекоммуникации и информационных технологий, формирование мирового информационного пространства предъявляет новые требования к современному обществу и его важнейшего института - системы образования. Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является первоосновой глобальной рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования информационно-коммуникационных технологий.

Цели информатизации образования - обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание станут жизненной необходимостью. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. При всем различии путей возникновения, становления и развития новых школ, их объединяет то, что во всех случаях основой обновления школы выступает инновационная педагогическая деятельность. В современных условиях важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования.

Тема методической проблемы над которой я работаю последние годы, это - «Личностно-ориентированный подход к учащимся через применение информационных технологий на уроках математики». Изучение математики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей развития школьного образования в нашей стране.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,

  • самостоятельно критически мыслить;

  • грамотно работать с информацией;

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Использования компьютера на уроках математики развивает межпредметную связь математики и информатики, формирует компьютерную грамотность, развивает самостоятельности учащихся на уроке и реализации индивидуального, личностно-ориентированного подхода. Это дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности - познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся. Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования, составляют основную материальную базу информационно-коммуникативных технологий.

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается всего 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием информационно-коммуникативных технологий повышают эффективность обучения:

  • графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;

  • возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органов чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику.

Информационно-коммуникативная технология может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.

Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

  • создание уроков с использованием ИТ;

  • творческая проектная работа учащихся;

  • дистанционное обучение, конкурсы;

  • библиотека, ресурсы Интернет;

  • элективные курсы;

  • социально-психологический мониторинг личности учащегося;

  • творческое взаимодействие с педагогами.

На своих уроках часто использую диски учебно-методической поддержки по математике. Однако, не все имеющиеся диски, обучающие программы не всегда соответствуют изучаемому материалу, не учитывают особенности класса, содержания программы. Поэтому я их использую не в полном объеме, а для конкретной темы или задания. Среди важных источников информации особое место занимает Интернет. Рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать и информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Поэтому вместе с учителем математики учащиеся используют ресурсы сети Интернет.

Первое десятилетие нового века поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования, компьютеризацией школ.


  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании». Астана.

  2. Грант Д. Как подготовить школьников к тому, чтобы они думали и говорили самостоятельно. Журнал «Школьные технологии», №2-2001.

  3. Таубаева Ш. Исследовательская культура учителя. Алматы, Алем, 2000.

© 2010-2022