Внеклассное мероприятие по математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурс знатоков истории математики

Конкурс I. Викторина.

1, Кому принадлежат слова: «Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит? (М. Ломоносову, В. Паскалю, С. Ковалевской, Л. Эйлеру).

2. В какой стране родился математик Архимед? (Египет, Древняя Греция, Древний Рим).

3. Кто из математиков, родившись в Швейцарии, всю свою жизнь и талант отдал служению России? (Виет, Эйлер, Лейбниц).

4. В каком древнегреческом городе занимался научной деятельностью Евклид? (Эфес, Александрия, Афина).

5. Какой знаменитый математик ввел переменную величину? (Лейбниц, Декарт, Ферма).

6. Какой знаменитый художник ввел в математику знаки «+» и «-»? (Дюрер, Леонардо да Винчи, Микеланджело).

7. Какой русский писатель любил сочинять задачи для детей (Н.Гоголь, Л. Толстой, М. Лермонтов).

8. Русский математик и педагог, создатель учебной книги по математике (Ломоносов, Магницкий, Осиповский).

9. Кто из великих математиков вычислил отношение длины окружности к диаметру? (число П), (Архимед, Евклид, Пифагор).

10. Кто из великих ученых-математиков ввел понятие «функция»? (Лейбниц, Гаусс, Эйлер).

Конкурс II. Отыщи лишнее слово.

1. Единица, которая не является мерой длины: фут, ладонь, миля, дюйм, фунт.

2. Мера, которая не является мерой веса: пуд, роль, талант, баема, фунт.

3. Единица, которая не является мерой длины: локоть, аршин, верста, гривна, поприще, сажень.

4. Число, являющееся простым: 2,9,101, 526.

Конкурс III.Переводчики.

Почти все названия геометрических фигур имеют греческое происхождение, так же как и многие другие математические термины. Переведите на греческий (латинская форма).

1. Землемерие. (Геометрия)

2. Сосновая шишка («конос») (Конус)

3. Валик, каток («Цилиндрус») (Цилиндр)

4. Мяч («сфайра») (Сфера)

5. Бубен («ромбос») (Ромб)

6. Воздушный, несущий (Вектор)

7. Измерение вокруг («пери») (Периметр)

8. Висящий сверху, отвесный

(пэндере»-висеть, «пэр»-верх (Перпендикуляр)

9. Струна, стягивающая что-то,

расходящееся в стороны (Хорда)

10. Рядом идущий

(«пара», «аллелос») (Параллельность)

Конкурс IV. Кто он?

1. Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил провсети на карте земного шара параллели и меридианы и ввести хорошо теперь известные географисекие координаты - широту и долготу, и обозначить их цифрами.

В XVI в. французский математик Н. Орезм ввел, по аналогии с георафическими, координаты на плоскости.

Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и называть широтой и долготой то, что теперь называется абсциссой и ординатой.

Вопрос. С именем какого ученого связана привычная для нас прямоугольная система координат?

(Карл Фридрих Гаусс, Рене Декарт, Пифагор, Франсуа Виет, Эварист Галуа.)

2. Рассказывают, что в начальной школе, где учился мальчик, ставший потом знаменитым математиком, учитель, чтобы занять класс на продолжительное время самостоятельной работой дал ученикам задание: вычислить сумму чисел от 1 до 100. Но мальчик выполнил это задание почти моментально.

Вопрос. Назовите имя и фамилию этого мальчика.

(Карл Фридрих Гаусс, Рене Декарт, Пифагор, Франсуа Виет, Эварист Галуа.)

3. Он прожил 20 лет, всего пять из них занимался математикой. Математические работы, обессмертившие его имя, занимают чуть более шестидесяти страниц. В 15 лет он открыл для себя математику и с тех пор, по словам одного из преподавателей, «был одержим демоном математики». Ему было неполных 18 лет, когда была опубликована его первая работа. Труды этого ученого содержали решение проблемы о разрешимости алгебраических уравнений в радикалах. Погиб он после тяжелого заражения, полученного на дуэли.

Вопрос: Назовите имя этого ученого.

(Виет, Абель, Галуа, Эйлер, Пифагор)

4. Уже у индейцев были названия для очень больших чисел. Но в Европе долго не знали названий узловых чисел, следующих за тысячей. Число 999 999 европейские математики еще могли прочесть, а дальше считать они не умели.

В XIV веке венецианский купец совершил неслыханное путешествие: пройдя северным побережьем Черного моря, он пересек Волгу, азиатские степи и Великим шелковым путем добрался до Китая. Там он видел много вещей, о которых не знали европейцы: полеты пороховых ракет, книгопечатание, изготовление фарфора.

Когда он возвратился в Венецию, его рассказам не было конца, и чаще всего встречалось слово «миллионе» - большая тысяча. Так нон назвал тысячу тысяч. Недоверчивые купцы прозвали его Миллионе.

Вопрос: Кто привез в Европу слово «миллион»?

(Колумб, Веспучи, Никитин, Марко Поло, Ал.-Хорезми).

5. Учителя математики часто говорят: «Разжевали теорему, только проглотите». В одном из литературных произведений встречаются такие слова: «Каждая теорема с доказательством тщательно переписывается на тоненькой облатке чернилами, составленными из микстуры от головной боли. Ученик глотает облатку натощак и в течение трех дней не ест ничего, кроме хлеба и воды. Когда облатка переваривается, микстура поднимается в его мозг, принося с собой туда же теорему».

Вопрос: В какой книге описывается этот способ обучения математике?

Путешествие Гулливера». «Алиса в стране чудес». «Приключение Тома Сойера». «Остров сокровищ». «Недоросль»).

Конкурс V. Что, где, когда?

1. Что означает в переводе с греческого языка слово «пропорция».(Равенство, грация, музыка)

2. Немецкий ученый, которого называют «королем математики».

(Лейбниц, Гаусс, Штифель)

3. Созвездие - параллелограмм на небе (Овен, Орион, Лира, Лев).

4. Автор первого учебника математики (Евклид, Магницкий, Ломоносов).

5. В какой стране впервые появились отрицательные числа?

(Древний Египет, Индия, Древний Китай).

6. Как зовут первую женщину -математика (Софья, Гипатия, Мария).

7. Прибор для измерения углов (Линейка, транспортир, угломер).

8. Старинная денежная единица, равная копейке (Медяк, подушка, алтын).

Конкурс VI. Старинные задачи.

Задача 1. (папирус Ахмеса, XIX в. до н.э. Египет).

Куча и ее четверть дают 15. Что есть куча? Ответ: 12.

Задача 2. (Бахиалийская рукопись, VI-VIII в. н.э)

Какое число умноженное на 5 и сложенное с числом 3 дает 62? Ответ: 12.

Задача 3. (Китай, II в. до н.э.)

Сообща покупают барана. Если каждый человек внесет по 5, то недостаток равен 45. Если каждый человек внесет по 7, то недостаток 3. Каково количество людей и стоимость барана. Ответ: 21 чел., 150 - стоимость барана.

Задача 4. (Рим, I в.)

Некто, умирая, оставил беременную жену и завещал: если родится сын, то пусть ему будет дано две трети, а жене - одна треть; есть родится дочь, то ей одна треть, а жене - оставшиеся две трети. Родилась двойня - сын и дочь. Как справедливо разделить наследство?

Решение: Пусть доля дочери - 1, тогда доля жены 2, а доля сына 4. Ответ: 1:2:4.

Задача 5. (Из книги «КОСС» Адама Риде, XVI в.)

Игроки выиграли некоторую сумму денег. На долю первого пришлось 1/4 этой суммы, на долю второго -1/7, а на долю третьего - 17 флоринов. Как велик весь выигрыш? Ответ: 28 флоринов.

Задача 6. (старинная русская задача)

Идет человек в другой город и проходит в день по 40 верст, а другой человек идет навстречу ему из другого города и в день проходит по 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней пути они встретятся? Ответ: 10 дней.

Задача 7. (из «Всеобщей арифметики И.Ньютона»)

Некто желает разделить между бедными деньги. Если бы у него было на 8 динариев больше, то он мог бы бать каждому по3, но он раздает лишь по 2, и у него остается 3. Сколько было бедных. Ответ:11.

Задача 8. (задача Л. Толстого)

Хозяин нанял работника на год и, обещая ему дать 12 руб. и кафтан. Но тот, проработал только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 руб. Сколько стоит кафтан? Ответ: 4 руб. 80 коп.

Конкурс VIII. Кто был этим ученым?

1. Кому приписывают следующие мудрые советы:

а) не пренебрегай здоровьем своего тела;

б) приучайся жить просто и без роскоши;

в) либо молчи, либо говори то, что ценнее молчания;

г) не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что нужно знать;

д.) не закрывай глаза, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день (Пифагор)

2. Одного великого математика спросили:

-Что на свете трудно?

-Познать себя - ответил тот

-А что легко?

-Советовать другому

-Когда легче всего переносится несчастье?

-Когда видишь что врагам еще хуже

-Кто счастлив?

-Тот, кто телом, восприимчив душой и податлив на воспитание (Фалес Милетский VI в. до н.э.)

3. Однажды наблюдая за звездами, великий математик оступился и провалился в колодец. Проходившая мимо молодая рабыня хихикнула: «Хочет познать, что на небесах не видит того, что под ногами». Кто был этим ученым? (Фалес Милетский)


© 2010-2022