- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике на тему Сложение отрицательных чисел 6 класс (по учебнику Виленкина Н. Я.)
Урок по математике на тему Сложение отрицательных чисел 6 класс (по учебнику Виленкина Н. Я.)
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пушкарева Г.А. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок Пушкаревой Г.А. МБОУ Вороновская СОШ.
Министерство образования и науки Российской Федерации
МБОУ Вороновская СОШ
Открытый урок
по математике на тему:
«Сложение отрицательных чисел»
6 класс
Учитель математики
Первой категории: Пушкарева Г.А.
2014 год
Тема: Сложение отрицательных чисел.
Тип урока: Урока изучения нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Цели и задачи:
-
Образовательные: знакомство учащихся с правилом сложения отрицательных чисел и начало работы по отработке умений и навыков его применения;
-
Развивающие: развитие навыков само и взаимоконтроля, математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания, памяти, математической грамотности и умения анализировать, общаться;
-
Воспитательные: формирование положительной мотивации и интереса к математике, потребности в приобретении новых знаний, воспитание активности, умения общаться, воспитание общей культуры.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы урока.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Усвоение новых знаний.
-
Первичное закрепление знаний.
-
Закрепление знаний.
-
Обобщение и систематизация.
-
Контроль и самопроверка знаний.
-
Итог урока.
-
Домашнее задание.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Итак, урок мы начинаем,
Всем успехов пожелаем,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать.
-
Сообщение темы урока.
Сегодня мы проведем урок под девизом: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов).
Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач. Мы продолжаем работать над положительными и отрицательными числами.
Давайте вспомним.
-
Какие действия вы умеете выполнять с числами? (сложение, вычитание, умножение, деление)
-
Со всеми ли числами вы можете выполнять эти действия? С какими числами мы еще не умеем работать? (с отрицательными; мы умеем их только сравнивать)
-
Мы научились работать с этими числами с помощью координатной прямой? Это удобный способ? (нет)
-
Значит, чему нам следует научиться? (выполнять действия с отрицательными числами)
-
А какое действие с числами изучают в первую очередь? (сложение)
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Сложение отрицательных
чисел».
Составим план урока, который мы будем дополнять по ходу урока:
-
повторение (понятия, связанные с отрицательными числами);
-
определение;
-
расположение на координатной прямой;
-
противоположные числа;
-
неотрицательные и неположительные числа;
-
модуль числа (определение, вычисление);
-
свойства модуля;
-
сравнение чисел;
-
сложение чисел с помощью координатной прямой;
-
применение в математике;
-
применение в жизни.
III. Актуализация знаний.
Блиц-опрос:
-
Какие числа называются отрицательными?
-
Где на координатной прямой расположены отрицательные числа?
-
Какие числа называются противоположными?
-
Какие числа называются неотрицательными?
-
Какие числа называются неположительными?
-
Какие числа называются целыми?
-
Что такое модуль числа?
-
Свойства модуля?
-
Где используется модуль числа?
-
Как сравнивать отрицательные числа?
-
Как складываются числа с помощью координатной прямой?
-
В какой стране появились отрицательные числа?
-
Как появился знак отрицательного числа?
-
Как раньше называли положительные и отрицательные числа?
Придумайте слова, которые являются синонимами понятия отрицательных чисел, которые встречаются в жизни и запишем их на доске? (убыток, проигрыш, долг, расход, глубина, мороз).
- Как вы думаете, зачем мы повторили эти понятия? (они помогут нам при изучении новой темы)
Построим с вами координатную прямую. С её помощью заполним следующую таблицу (таблица вывешена на доске).
-1
-3
-4
1
3
4
-2
-4
-6
2
4
6
-6
-1
-7
6
1
7
-5
-5
+ 10
5
5
10
-7
0
-7
7
0
7
IV. Усвоение новых знаний
Обратите внимание на третий и последний столбцы.
-
Что вы можете сказать о числах, расположенных в этих столбцах? (Они противоположны)
-
Как можно вычислить сумму отрицательных чисел? (Число, противоположное сумме следующих чисел)
Глядя на таблицу, попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел. Обратите внимание на доску. Заполним данную таблицу:
Правило сложения отрицательных чисел: Чтобы сложить отрицательные числа, надо:
1)
2)
-
Сложить их модули.
-
Поставить перед суммой знак минус.
Давайте попробуем составить буквенное равенство для правила сложения отрицательных чисел:
-
Первичное закрепление знании
Вернемся к синонимам, записанным на доске. Придумайте задачи на сложение отрицательных чисел, используя данные слова.
Убыток
Проигрыш
Долг
Расход
Глубина
Мороз
-
Закрепление знаний
Найдите сумму следующих чисел (карточки на парте):
А
Г
Б
Х
У
Я
М
В
П
Д
Р
И
Т
Н
(Смотри приложение).
Мы вспомнили, что отрицательные числа появились в Индии. Воспользовавшись ключом, вы узнаете, как звали индийского математика, который первый изложил правила действий с отрицательными числами.
-25
-86
-35
-98
-83
-35
-99
-55
-57
-91
-35
Б
Р
А
X
М
А
Г
У
П
Т
А 1
эрахмагупта - индийский математик и астроном, в 628 году первый
сформулировавший правила действия с отрицательными числами.
Знак «+» и «-» для обозначения положительных и отрицательных чисел ввел чешский математик Ян Видман. Его книга «Быстрый и красивый счет» вышла в 1489 году.
VII.Обобщение и систематизация.
Вставьте знак, чтобы получилось верное равенство.
Первоначальная запись на доске
Запись на доске выполненного задания
Глядя на данное задание, какой вывод можно сделать?
- Сумма отрицательных чисел отрицательна; сумма положительных чисел положительна; сумма отрицательных чисел и нуля отрицательна; сумма положительных чисел и нуля положительна.
Вы научились складывать отрицательные числа, на используя координатную прямую. Сравните каждое из слагаемых и сумму. Какой вывод можно сделать?
- Сумма отрицательных чисел меньше каждого слагаемого.
Может ли быть сумма отрицательных чисел быть положительным числом или равно нулю?
- Нет.
Что больше: модуль каждого из слагаемых или модуль суммы?
- Модуль суммы.
Почему?
- Число уменьшается, расстояние до начала координат увеличивается.
VIII. Контроль и самопроверка знаний.
Математический диктант.
-
Найдите сумму: минус восемнадцати и нуля. (-18)
-
Найдите сумму: минус шести и минус трех. (-9)
-
Найдите сумму: минус десяти и десяти. (0)
-
Число минус восемь изменили на минус шесть. Какое число получили? (-14 или -2)
-
Какое число нужно прибавить к минус семи, чтобы получить минус пятнадцать? (-8)
-
Верно ли высказывание: Любое число от прибавления отрицательного числа увеличивается? (Нет)
-
Верно ли высказывание: Модуль суммы минус трех и минус четырех равен семи? (Да)
-
Верно ли высказывание: Сумма двух отрицательных чисел меньше каждого из слагаемых? (Да)
-
-
Итоги урока
-
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-
Чему научились?
-
Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел?
-
Назовите имя математика, который первым изложил правила действий с отрицательными числами?
-
Назовите имя математика, который ввел знаки «+» и «-».
-
Зачем нужно правило сложения отрицательных чисел?
-
Почему мы не всегда можем сложить отрицательные числа с помощью координатной прямой?
-
Где в жизни вы сталкивались с отрицательными числами?
-
Домашнее задание
Пункт 32, № 1056 (1ст), 1057 (а), кроссворд.
Приложение