- Преподавателю
- Математика
- Сложение натуральных чисел и его свойства
Сложение натуральных чисел и его свойства
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Слабко А.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Окружной дистанционный конкурс методических разработок
«Мой лучший урок»
Тема «СЛОЖЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ И ЕГО СВОЙСТВА»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Сложение натуральных чисел и его свойства»
ФИО
Слабко Анна Владимировна
Место работы
МКОУ Песчановская СОШ
Должность
Учитель математики, стаж работы 5 лет, категории нет
Предмет
Математика
Класс
5
Тема и номер урока в теме
Сложение натуральных чисел и его свойства ( на отведение темы отводится 5 часов,
Базовый учебник
1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2012
2.Тесты по математике. 6 класс. В.Н. Рудницкая. М.: изд. «Экзамен», 2013
-
Тематическое и поурочное планирование по математике: 5 класс.: к учеб. Н.Я. Виленкина и др. математика 5 класс. / сост. Т.В. Ермилова.- М.: Издательство «Экзамен», 2006 г.
-
Математика 5 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева.- 3-е изд. , стер. - М.: Мнемозина, 2010 г.
-
Цель урока: актуализировать знания учащихся о сложении многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия сложения; повторить свойства сложения натуральных чисел. Учить применять свойства сложения.
-
Планируемые результаты: Выполнять сложение натуральных чисел. Верно использовать в речи термины: сумма, слагаемое. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
10. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить использовать понятия слагаемое, сумма, периметр; научить применять свойства сложения; изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях, находить периметр многоугольника
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
-
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
11.Тип урока : усвоение новых знаний.
12 .Методы:
-
по источникам знаний: словесные, наглядные;
-
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
-
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
-
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
13.Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
14.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-работают с текстом учебника;
-работают с технологической картой при выполнении заданий;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-рефлектируют.
15.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
16.Структура и ход урока
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.
№
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время
Формируемые УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
1
2
3
5
6
7
8
9
10
1
Организационный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие учащихся.
Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания;
2
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Прогнозирование своей деятельности
Умение слушать и вступать в диалог
Умение выделять нравственный аспект поведения.
2
Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий
Вступительное слово учителя.
Устный счет.
Повторение пройденного на прошлом уроке.
Беседа с проблемным вопросом по будущей теме (игра «Математическое лото»). Задает учащимся наводящие вопросы.
Историческая справка.
Решают примеры устного счета.
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопросы.
6-7
Логический анализ объектов с целью выделения признаков.
Поиск и выделение необходимой информации.
Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Постановка учебной задачи на основе известного.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Самоопределение
3
Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока
Вместе с учениками определяет цель урока.
Определяют цель урока.
4-5
Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.
Целеполагание
Постановка вопросов
Самоопределение
4
Первичное усвоение новых знаний
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение натуральных чисел и его свойства.
Создает ситуацию, входе решения которой учащиеся делают необходимый вывод.
Вспоминают названия компонентов при сложении. Делают выводы по свойствам сложения натуральных чисел.
6-7
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Построение логической цепи рассуждений.
Планирование, прогнозирование
Умение слушать и вступать в диалог
Самоопределение
5
Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
2
6
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Направляет работу учащихся.
Самостоятельно решают задачи. Отвечают на вопрос.
4-5
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата
Умение слушать и вступать в диалог,
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
Ориентация в межличност
ных отношениях
6
Первичное закрепление
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении творческого задания.
Учащиеся выполняют в группах творческое задание Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.
10
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
Умение слушать и вступать в диалог,
Интегрироваться в группу;
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.
Профессионалное самоопределение,
смыслообразование
7
Подведение итогов урока
Самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Подводит итоги работы в классе.
Отвечают на поставленные вопросы.
Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке
2-3
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.
Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся
8
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Задает дозированное домашнее задание
Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока
2
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка
Нравственно -этическая ориентация
9.
Рефлексия.
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния,
мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
-Кто работал на уроке лучше всех?
-Кому еще надо стараться?
-С каким настроением
вы уйдете с урока?
Оценивают свою работу и работу одноклассников.
1-2
Оценка своей деятельности и других людей
Смыслообразование
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики?
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука -
Это математика!
Здороваются. Слушают речь учителя
II . Актуализация знаний.
1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета (работа в парах)
У вас на столах лежит карточка лото и полоски бумаги. Ребята, вы сможете сложить слово, если правильно решите примеры и закроете ответы в своей карточке.
1) 153 увеличить на 7;
2) 100 вычесть 6;
3) 90 разделить на 90;
4) 15 умножить на 3;
5) 284 увеличить на 6;
6) 17 увеличить в 3 раза;
7) 200 уменьшить на 10;
8) 238 увеличить на 3;
9) 80 уменьшить в 4 раза;
10) 40 уменьшить на 17;
11) 18 увеличить в 4 раза.
Какие числа остались открытыми?
Из соответствующих букв составьте слово. (СУММА)
Какое действие мы будем сегодня повторять?
2. Мотивация
С какими числами вы работали на предыдущих уроках?
Так что мы будем сегодня делать на уроке?
Запишите тему сегодняшнего урока: А чтобы записать ее, давайте с вами отгадаем ребус. (СЛАЙД №1)
Сложение натуральных чисел и его свойства.
Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо уметь складывать натуральные числа?
Может это вам как-то пригодиться в жизни?
1 Учащиеся решают примеры устно.
12
С
1
З
13
М
20
Н
160
П
21
У
241
О
23
Т
48
М
290
Е
51
Ь
336
А
94
Р
45
И
190
Е
72
Р
-
153 + 7 = 160;
-
100 - 6 = 94;
-
90 : 90 = 1;
-
284 + 6 = 290;
-
15 · 3 = 45;
-
238 + 3 = 241;
-
17 · 3 = 51;
-
200 - 10 = 190;
-
80 : 4 = 20;
-
40 - 17 = 23;
-
18 · 4 = 72.
Отвечают на вопросы, составляют слово сумма.
Отвечают на вопрос.
Ответ: Сложение.
2. - С натуральными числами.
Складывать натуральные числа.
Отвечают на вопросы.
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.
-
Немного из истории
В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Как вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму?
Запишите в тетради: Карл Гаусс, 18 век, Германия.
Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100?
Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Какова цель нашего урока?
Давайте теперь выполним следующее задание.
Слушают рассказ учителя.
Цель урока: научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения. (СЛАЙД №2)
Выполняют задание (СЛАЙД №3)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1. Работа по учебнику. Стр.33-34
- Какое число следует прибавить к натуральному числу, чтобы получить следующее при счете? (СЛАЙД №4)
- Ребята, скажите, Что значит сложить два числа?
(СЛАЙД №5)
- Как называются компоненты действия сложения? (СЛАЙД№6)
2. На доске:
563; 300; 3; 312; 464-Прочитайте числа.
- Из двух чисел составьте такой пример, чтобы сумма была четырехзначным числом
(563 + 464 = 1000)
- Прочитайте пример всеми возможными способами.
- Придумайте задачу, чтобы она имела такое решение.
- Ребята, сложение чисел можно изобразить на координатном луче. Для этого отметим первое слагаемое на координатном луче. Это точка с координатой 1
- Что значит прибавить 4 ?
- В какую сторону следует отложить четыре единичных отрезка?
- Определяем координату точки в которую мы попали. Назовите результат. (СЛАЙД №7)
- Изобразите на координатном луче сумму 4 + 2
А теперь изобразите сумму чисел 2+4
- Что получилось? Какой вывод можно сделать?
Как называется это свойство?
(СЛАЙД №8)
- Изобразите сложение на одном координатном луче
1 + 2 = 3
3 + 4 = 7
Сколько чисел мы прибавили к 1.
Как эту сумму записать по- другому?
Мы видим, что 1 + (2 + 4) = (1+ 2) + 4
- Какой можно сделать вывод?
- Как называется это свойство?
(СЛАЙД №9)
-Найдите результат сложения 1 + 0; 32+0;
- Какой вывод можно сделать? (СЛАЙД № 10)
- Ребята для чего нам надо знать свойства сложения?
Где они пригодятся нам на уроках, в жизни?
А теперь давайте посмотрим на следующий слайд.
Что на нем изображено?
Найди сумму длин сторон многоугольника и сделай вывод.
(СЛАЙД № 11)
- Чтобы получить следующее при счете число, надо к натуральному числу прибавить 1.
- Результат сложения называют суммой, числа, которые складывают, называют слагаемыми.
563 + 464 = 1000.
-Сумма 563 и 464 равна 1000;
-563 прибавить 464 равно 1000;
- 563 плюс 464 равно 1000.
Сумма двух слагаемых 563 и 464 равна 1000.
Придумывают задачу.
- Это значит к числу 1 четыре раза прибавить 1.
- В правую сторону.
- 2 + 4 = 6
- 4+2 = 6
- Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых.
- Переместительное свойство сложения.
- Два числа .
- 1 + ( 2 + 4) = 7
- Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме - второе слагаемое.
- Сочетательное свойство сложения.
- Если прибавить к числу нуль, то получится данное число.
- Свойства нужно знать, чтобы проще считать
- Отвечают на вопросы и выполняют задание
V. Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем , как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вдохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
VI. Первичное усвоение новых знаний.
-Итак, ребята, давайте посмотрим на слайд и повторим все свойства, которые мы свами рассмотрели (СЛАЙД №12)
Вычислите удобным способом (СЛАЙД №13, 14)
Решите самостоятельно задачи . Направляет работу учащихся. (СЛАЙД № 15)
1. Как называется результат сложения?
2. Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий 221+427+373
3. Чему равна сумма
536 789 и 0 ?
4. Назови свойство сложения: 23+136=136+23.
5. Найдите периметр многоугольника АВСD, если АВ = 26 см, ВС = 13 см, СD = 24 см и АD = 37 см.
Выполняем проверку (СЛАЙД № 16)
Отвечают на вопросы
Решают пример удобным способом вместе с учителем. Следующие три примера решают по очереди у доски, после этого делают проверку.
Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам. Обмениваются тетрадями и проверяют решение.
Проверку выполняют поменявшись своими тетрадями друг с другом, и выставляют оценки за нее
1. сумма;
2. 1021;
3. 536789;
4. переместительное.
5. 100 см.
VII. Первичное закрепление.
Вернемся к задаче Гаусса. Кто-нибудь догадался как маленький Гаусс решил задачу?
Выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания. (СЛАЙД № 17)
По группам выполняют творческое задание
VIII. Подведение итогов урока.
-Какую задачу мы ставили на уроке?
-Удалось решить нам поставленную задачу?
-Что еще нужно сделать?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще нужно поработать?
-Наш урок подходит к концу.
Выставление отметок.
Отвечают на поставленные вопросы.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Сегодня мы говорили о сложении натуральных чисел и его свойствах. На следующем уроке мы будем решать задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте параграф 2 пункт .6 на стр.33 и решите № 229. 231
А еще я вам предлагаю (по желанию) выполнить дополнительное задание
Спасибо за работу на уроке! (СЛАЙД № 18)
Учащиеся внимательно слушают.
Записывают домашнее задание
.
X.Рефлексия.
Было интересно…Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Кто работал на уроке лучше всех?
Кому еще надо стараться?
С каким настроением вы уйдете с урока?
Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.
6