- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ледков В.В. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ненецкого автономного округа «Средняя школа п. Красное»
«Согласовано»
Руководитель МО
/Широкая О. В. /
« » сентября 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УМР
_______/Калита К.В./
« » сентября 2015 г.
«Утверждаю»
Директор
_________ /Ледков В. В./
Приказ № от
« » сентября 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
ДЛЯ 9 КЛАССА
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составлена на основе
Федерального образовательного стандарта
и Примерной программы по математике
Программу составил учитель математики
Ледков Владислав Владимирович
п. Красное
2015 год
Структура документа
Программа включает в себя следующие разделы:
-
Пояснительная записка
-
Требования к уровню подготовки обучающихся
-
Календарно-тематическое планирование
-
Содержание обучения
-
Формы и средства контроля
-
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Пояснительная записка
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов по разделам курса геометрии. Рабочая программа выполняет две основные функции:
-
информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитании и развитии учащихся средствами геометрии.
-
организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе и для содержательного наполнения итоговой аттестации учащихся.
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:
-
Программа для общеобразовательных учреждений. Математика. Министерство образования Российской Федерации.
-
Федеральный общеобразовательный стандарт. Вестник образования. №12,2004.
-
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: С.А. Бурмистрова. Москва. «Просвещение», 2010 год.
Программа соответствует учебнику «Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Погорелов. - 12 изд. - М.: Просвещение, 2011».
Данный учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год.
Для обучения в 7-11 классах учителем выбрана содержательная линия А.В. Погорелова, рассчитанная на 5 лет. В девятом классе реализуется третий год обучения. Учебным планом ГБОУ НАО «СШ п. Красное» на 2015-2016 учебный год выделено 68 часов (2 часа в неделю). В учебном году 35 рабочих недель. Фактически за вычетом праздничных дней 23 февраля, 8 марта, 1 мая и 9 мая количество недель уменьшается до 34.
В ходе изучения курса геометрии учитывается обязательное применение на уроках национально-регионального компонента (содержательная часть текстовых задач, формулировки устных упражнений на этапе повторения опорных знаний и др.). Объём использования НРК - 10% от общего количества занятий.
При обучении используются также следующие учебно-методические пособия:
-
П.И. Алтынов, Тесты. Издательский дом «Дрофа», 1997.
-
А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. «ИЛЕКСА». Москва. 2004.
-
М.А. Максимовская. Тесты. Математика (5-11 кл.). М.: ООО «Агентство « Олимп»: ООО « Издательство АСТ», 2002.
-
П.И.Алтынов. Математика. 2600 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. М., издательский дом «Дрофа», 1999.
-
П.И. Алтынов, Тесты. Геометрия 7-9 классы. Москва. Издательский дом «Дрофа», 1997.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.
Цели программы:
-
формирование представлений о геометрии как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах геометрии;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
воспитание средствами геометрии культуры личности, отношения к геометрии как к части общечеловеческой культуры, знакомство с историей развития геометрии, эволюцией математических идей, понимания значимости геометрии для общественного прогресса.
Задачи программы:
-
Усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения.
-
Познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
-
Расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.
-
Сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур.
-
Дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.
Контроль освоения знаний
Для проведения текущего контроля предусмотрено 6 контрольных работ по основным темам курса. Кроме того, отслеживание результативности усвоения учебного материалы осуществляется в ходе проведения тематических самостоятельных и тестовых работ.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
-
Требования к уровню подготовки
В результате изучения геометрии ученик должен уметь:
-
распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
-
изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования планиметрических фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; иметь представления об их сечениях и развертках; вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
применять полученные знания:
-
для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин.
-
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Содержание материала
№ пункта
Кол-во часов
Тип
учебного занятия
Примерные сроки
Повторение
план.
фактич.
11. Подобие фигур (14 часов)
1
Преобразование подобия.
п.100
1
УИН
1.09
Признаки
2
Свойства преобразования подобия.
п.101
1
УИН
4.09
равенства
3
Подобие фигур.
п.102
1
УИН
8.09
треуг.
4
Признак подобия треугольников по двум углам.
п.103
1
УИН
11.09
2-й призн
5
Признак подобия треугольника по двум сторонам и углу между ними.
п.104
1
УИН
15.09
1-й призн.
6
Признак подобия треугольников по трем сторонам.
п.105
1
УИН
18.09
3-й призн.
7
Подобие прямоугольных треугольников.
п.106
1
УИН
22.09
Св-во углов
8
Подобие прямоугольных треугольников.
1
УЗЗ
25.09
прям. треуг.
9
Контрольная работа № 1 «Признаки подобия треугольников».
1
УОКЗ
29.09
10
Углы, вписанные в окружность.
п.107
1
УИН
2.10
Окружность
11
Углы, вписанные в окружность.
1
УЗЗ
6.10
12
Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.
п.108
1
УИН
9.10
Эл-ты окр.
13
Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.
1
УЗЗ
13.10
14
Контрольная работа № 2 «Вписанные углы. Свойства отрезков хорд и секущих окружности».
1
УОКЗ
16.10
12. Решение треугольников (9 часов)
15
Теорема косинусов.
п.109
1
УИН
20.10
Опр. кос.
16
Теорема косинусов.
1
УЗЗ
23.10
17
Теорема синусов.
п.110
1
УИН
27.10
Опр. син.
18
Теорема синусов.
1
УЗЗ
30.10
19
Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами.
п.111
1
УИН
10.11
20
Решение треугольников.
п.112
1
УИН
13.11
Реш прям.
21
Решение треугольников.
1
УЗЗ
17.11
треуг.
22
Решение треугольников.
1
УКПЗ
20.11
23
Контрольная работа № 3 «Решение треугольников».
1
УОКЗ
24.11
13. Многоугольники (15 часов)
24
Ломаная.
п.113
1
УИН
27.11
Опр. перим.
25
Выпуклые многоугольники.
п.114
1
УИН
1.12
26
Правильные многоугольники.
п.115
1
УИН
4.12
27
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.
п.116
1
УИН
8.12
Опр. впис. окр. и опис.
28
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.
1
УЗЗ
11.12
окр. треугольн.
29
Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.
1
УКПЗ
15.12
30
Построение некоторых правильных многоугольников.
п.117
1
УИН
18.12
31
Подобие правильных выпуклых многоугольников.
п.118
1
УИН
22.12
Преобраз.
32
Подобие правильных выпуклых многоугольников.
1
УЗЗ
25.12
подобия
33
Подобие правильных выпуклых многоугольников.
1
УКПЗ
29.12
34
Длина окружности.
п.119
1
УИН
12.01
Форм. дл.
35
Длина окружности.
1
УЗЗ
15.01
окружн.
36
Радианная мера угла.
п.120
1
УИН
19.01
Град. мера
37
Радианная мера угла.
1
УЗЗ
22.01
угла
38
Контрольная работа № 4 «Многоугольники».
1
УОКЗ
26.01
14. Площади фигур (17 часов)
39
Понятие площади.
п.121
1
УИН
29.01
Площадь
40
Площадь прямоугольника.
п.122
1
УИН
2.02
прямоуг.
41
Площадь прямоугольника.
1
УЗЗ
5.02
42
Площадь параллелограмма.
п.123
1
УИН
9.02
43
Площадь параллелограмма.
1
УЗЗ
12.02
44
Площадь треугольника.
п.124
1
УИН
16.02
Св-ва пл.
45
Формула Герона для площади треугольника.
п.125
1
УИН
19.02
46
Площадь трапеции.
п.126
1
УИН
26.02
Пл. треуг
47
Площадь трапеции.
1
УЗЗ
1.03
48
Контрольная работа № 5 «Площади простых фигур».
1
УОКЗ
4.03
49
Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.
п.127
1
УИН
11.03
Формулы
50
Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.
1
УЗЗ
15.03
площ. треуг
51
Площади подобных фигур.
п.128
1
УИН
18.03
Св-ва
52
Площади подобных фигур.
1
УЗЗ
22.03
подобн. ф-р
53
Площадь круга.
п.129
1
УИН
25.03
Площ. кр.
54
Площадь круга.
1
УЗЗ
5.04
55
Контрольная работа № 6 «Площадь круга».
1
УОКЗ
8.04
15. Элементы стереометрии (7 часов)
56
Аксиомы стереометрии.
п.130
1
УИН
12.04
Акс. план.
57
Параллельность прямых и плоскостей в пространстве.
п.131
1
УИН
15.04
Опр. пар. прямых
58
Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.
п.132
1
УИН
19.04
Опр. перп.
59
Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.
1
УЗЗ
22.04
прямых
60
Многогранники.
п.133
1
УИН
26.04
Виды стер.
61
Многогранники.
1
УЗЗ
29.04
Фигур
62
Тела вращения.
п.134
1
УИН
3.05
Итоговое повторение (6 часов)
63
Признаки подобия треугольников.
1
УОСЗ
6.05
Призн.п.тр.
64
Решение треугольников.
1
УОСЗ
10.05
Т.син.Т,кос.
65
Многоугольники.
1
УОСЗ
13.05
Прав.мног.
66
Площади простых фигур.
1
УОСЗ
17.05
Форм.пл.ф.
67
Итоговое тестирование
1
УОКЗ
20.05
68
Элементы стереометрии.
1
УОСЗ
24.05
Примечание. Принятые сокращения:
-
УИН - Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
-
УЗЗ - Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
-
УКПЗ - Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
-
УОСЗ - Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
-
УОКЗ - Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
4. Содержание обучения
1. Подобие фигур
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Центральные и вписанные углы и их свойства.
2. Решение треугольников
Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
3. Многоугольники
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Рад-я мера угла.
4. Площади фигур
Площадь и ее свойства. Площади прямоугольника, треугольника, параллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.
5. Элементы стереометрии
Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.
6. Обобщающее повторение курса геометрии
5. Формы и средства контроля
Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства контроля:
-
устный опрос;
-
тестирование;
-
самостоятельные работы;
-
задания на выявление операционных умений.
Для проведения контрольных работ используется сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 класс. /Составитель: Т.А. Бурмистрова. - М. «Просвещение», 2010 г.».
Тема контроля
Дидактический материал.
Страница
Контрольная работа № 1 «Признаки подобия треугольников»
Контрольная работа № 2 «Вписанные углы. Свойства отрезков хорд и секущих окружности»
Контрольная работа № 3 «Решение треугольников»
Контрольная работа № 4 «Многоугольники»
Контрольная работа № 5 «Площади простых фигур»
Контрольная работа № 6 «Площадь круга»
Итоговое тестирование за курс 9 класса
Сборник программ среднего (полного) общего образования основного общего образования по математике (программа курса геометрии 7-9 классы автора А.В.Погорелова). Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2010 г.
75-76
76
76
77
77-78
78
-
Критерии оценивания контрольных и самостоятельных работ
Отметка «5» ставится, если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
-
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Критерии оценивания тестовых работ обучающихся
Отметка «5» ставится, если выполнено 91-100% работы.
Отметка «4» ставится, если выполнено 75-90% работы.
Отметка «3» ставится, если выполнено 50-74% работы.
Отметка «2» ставится, если выполнено 20-49% работы.
Отметка «1» ставится, если выполнено менее 20% работы.
Критерии оценивания устных ответов обучающихся
Отметка «5» ставится, если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Отметка «4» ставится, если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
-
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
-
М. П. Нечаев Уроки по курсу «Геометрия-9» Поурочные разработки к учебнику А. В. Погорелова. - М.: 5 за знания, 2008. - 112 с.
-
Погорелов А.В. Геометрия 7-9. - М.: Просвещение, 2011.
-
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы./ сост. Т.А. Бурмисторва. - М.Просвещение, 2010.
Оборудование
-
АРМ учителя.
-
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольники, циркуль.
-
Набор планиметрических фигур.
Образовательные сайты
-
terver.ru/ - Школьная математика. Справочник;
-
fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений;
-
it-n.ru/ - Сеть творческих учителей;
-
math.ru/ - Интернет-поддержка учителей математики;
-
proshkolu.ru/ - Бесплатный школьный портал. Все школы России.
10