Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Тема урока: Десятичная запись дробных чисел ( 5 класс, математика)

Разработчик: учитель математики Досжанова Б.А.

Цели (задачи) урока

  • образовательные: раскрыть содержание понятия «десятичные дроби» на уровне определения; сформировать способы деятельности представление обыкновенных дробей в виде десятичной дроби, чтение и запись десятичных дробей

  • развивающие:

Развивать умение видеть проблему и выдвигать гипотезы по ее решению, развивать логическое мышление. Развивать умение работать в группах.


  • воспитательные: Создать условия для воспитания коммуникативных навыков, воспитывать у учащихся любознательность.

Результаты урока

Предметные:

Знание учащимися определения «десятичная дробь»,умение представлять обыкновенную дробь в виде десятичной с опорой на определение понятия «десятичная дробь», умение читать и записывать десятичные дроби на уровне способа действия.

Метапредметные:

Формирование УУД: целеполагание планирование решения проблемы. Рефлексия, подведение под понятие, построение высказываний, обобщение, формулирование проблемы.

Личностные:

проявление любознательности и заинтересованности в изучении новой темы.

Тип урока, педагогическая технология

Изучение нового материала, технология развития критического мышления П.Я.Гальперина.

Оборудование урока:

Учебник: Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин и др. - М.: Мнемозина, 2010., письменные принадлежности, компьютер с проектором, презентация к уроку, ролик «Физкультминутка»

Опорные понятия, термины:

Обыкновенная дробь, натуральные числа, длина отрезка.

Новые понятия и связи между ними: Десятичная дробь

Контроль, самоконтроль на уроке

Домашнее задание:

№1166 (Запишите в виде десятичной дроби числа)

Пункт 30

Этап урока

Деятельность и действия учителя

Деятельность и действия ученика (ов)

I.Стадия вызова.

Актуализация раннее полученных знаний.
















Мотивация.

Устная работа (фронтальная работа с классом).

Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, вас ждут необычные задания, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили.

А что вы уже знаете о дробях? (ученики высказывают свои предположения)

Обратите внимание на доску. Предлагаю устно решить 6 заданий:

1.Вычисли:

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дробиEquation Chapter (Next) Section 1Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дробиКонспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

2. Реши уравнение:

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

3. Реши уравнение:

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

4. Замени число 5 дробью со знаменателем 10, 100. Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

. Замени число1 любой дробью.Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

  • 5. Выделите из неправильной дроби 37/10 целую часть. (3 7/10)

  • Представьте смешанное число в виде неправильной дроби 5 3/4= 23/4

Переходим к изучению нового материала.

С древних времен людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, время, массу, вести расчет за купленные ими товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части. Так появились дроби: они были известны ещё древнем Египте примерно 3000 лет тому назад. Дроби записывали в виде палочек - это были целая часть, а палочки в два раза меньше - означали дробные части. У людей возникла необходимость ввести числа более удобные для расчета и вычислений.

Что же это за числа? Знакомство с этими числами и будет темой нашего урока.

Запишите в тетради число и оставьте место для написания темы урока.

А как вы думаете, можно ли по-другому записывать дробные числа?

(Десятичными дробями) (Дети высказывают свои предположения).

На доске записаны дроби:

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дробиКонспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби,Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби,Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби,Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби,Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби,Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби,Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби, Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дробиКонспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дробиКонспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

- Прочитайте дроби.

- Что интересного заметили? (У всех дробей в знаменателе единица и нули)

- На какие две группы их можно разделить? (Правильные и неправильные)

- В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин придумал для дробей более короткую и удобную запись, например:

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби; Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби; Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби; Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

(Возникает проблема)

- Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому. Запишите тему урока "Десятичная запись дробных чисел".

Где возникло затруднение?

В чем оно состоит?

Какова же цель урока?

Цель урока учитель записывает на доске.

Чтобы достигнуть цели урока нам надо найти общее в новых числах, узнать, как они называются, записываются.

Составим план работы на уроке.



Учащиеся индивидуально решают примеры и уравнения у доски, а в это время остальные выполняют устные упражнения в результате фронтальной работы.

1.Вычисли:

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

2. Реши уравнение:

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

3. Реши уравнение:

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби













Цель урока:

познакомиться с новым видом числа; научиться записывать и читать эти числа.

План работы на уроке.

  1. Найдем, чем похожи числа.

  2. Узнаем, как они называются.

  3. Поучимся записывать новые числа.

II. Стадия осмысления

Прочитайте дроби: Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби,Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби,Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби,Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби,Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби,Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби.

Что интересного заметили? Что общего у всех этих числах?

Итак, на первый пункт плана мы ответили. Числа похожи тем, что у них в знаменатели 1 и нули.

Для получения ответов на эти вопросы, которые и являются следующими пунктами плана работы, обратимся к учебнику на странице180-181.

После чтения учитель задает вопросы:

  1. Как короче записывают дроби, знаменатель которых единица с нулями?

  2. Как называют такую запись дроби?

  3. что означает число, записанное перед запятой?

  4. Что означает число, записанное после запятой?

  5. Как определить, сколько знаков будет после запятой?

Например, Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби; Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби; Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби.

На ваших партах находятся таблицы с заданием. Давайте внимательно изучим эту таблицу (внимательно разбираем с учениками первые 4 задания).

В последнем задании на месте десятичной дроби стоит вопросительный знак, и я предлагаю вам объединиться в пары и подумать над этим вопросом.

Дробное число

Количество нулей в знаменателе

Десятичная дробь

Количество цифр после запятой

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

1

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

1

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

2

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

2

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

3

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

3

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

3

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

3

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

4

?

4

Какую закономерность вы заметили? (количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой)

Как же вы запишите последнее десятичное число? (выберите верный вариант) А. 0,037
Б. 0,0037
В. 0,37

Проверка: правильный ответ подчеркиваю. Учащиеся выставляют себе оценки в тетради на полях карандашом.

Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа - по-новому. Давайте рассмотрим алгоритм записи десятичных дробей:

  1. Записать целую часть (она может быть равна нулю).

  2. Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.

  3. После запятой поставим столько точек, сколько нулей в знаменателе дробной части.

  4. С последней точки записываем числитель, начиная с последнего знака

  5. В пустые места записываем нули. Так как эти числа равны, то десятичную дробь читают аналогично.

Учащиеся читают числа и отвечают на вопрос.

-У всех этих числах в знаменатели 1 и нули.

Учащиеся предлагают вои варианты ответов.

Учащиеся читают статью учебника с.180-181 и ищут ответы на поставленные вопросы.

- Числа со знаменателем 10, 100, 1000 условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой.

-Полученную дробь называют десятичной.

-До запятой записывают целую часть, после запятой - дробную.

- После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе.

При выполнении задания учащиеся обращают внимание на тот факт, что если дробь правильная, то перед запятой ставят 0 целых, а после запятой числитель дробной части должен иметь столько же знаков, сколько нулей в знаменателе. На этот случай учащиеся приводят свои примеры по просьбе учителя.

Например, Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби.

III. Этап Рефлексия

Материализация учебного материала.

Этап громкой речи









Этап внешней речи

Этап внутренней речи

Учитель предлагает ответить на вопросы после пункта 6 фронтально, пользуясь текстом учебника.

Учитель предлагает выполнить №1144.

Запиши в виде десятичной дроби.

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби







Учитель предлагает решить

последний пример самостоятельно, пользуясь статьей учебника.

Учитель предлагает задание №1149.

Запишите в виде десятичных дробей частное:

182:10, 5405:100; 631:10000; 74:1000; 849:1000; 36100000.

Посмотрите на частные, сколько знаков будет в десятичной дроби после запятой, если знаменатель равен 10, 100, 1000 и т.д.

Далее ведется работа по формированию умения читать десятичные дроби.

Прочитайте дроби.

№1145 выполнить устно.

Прочитайте десятичные дроби:




а)2,7; 11,4; 401,1; 666,6; 0,8; 9,9; 99,9; 909,9;

б)5,64; 21,87; 381,77; 54,60; 2,80; 0,55; 0,09; 0,77;

в)1,579; 12,882; 326,703; 145,008; 21,094; 0,049; 0,001;

г)203,6; 20,36; 0,02036; 0,20506; 0,010101.

Далее ведется работа по формированию умения записывать десятичные дроби.

Решить №1146 (а) у доски.

Решить №1146 (б) решают самостоятельно с проверкой по презентации. Запишите в виде десятичных дробей числа:

а)7 целых 8 десятых; 5 целых 45 сотых; 0 целых 59 сотых;
78 целых 1 сотая; 4 целых 601 тысячная; 76 целых 32 тысячных;

б)6 целых 6 тысячных; 0 целых 2 сотых; 9 целых 3 тысячных;
785 целых 5 тысячных; 33 целых 8 десятитысячных.

Физкультминутка.

Учащиеся проговаривают ответы на вопросы фронтально с опорой на текст учебника.

Два ученика по очереди решают по два примера у доски с проговариванием вслух. Следующих четыре примера выполняются в парах: один ученик выполняет роль проверяющего с опорой на статью учебника, второй - отвечающий без опоры, на втором примере меняются местами. Проверка правильности выполнения задания осуществляется по презентации.

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

Учащиеся решают и проверяют по презентации.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание с последующей проверкой по презентации.

182:10=Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби;

5405:100=Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби; 631:10000=Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби;

74:1000=Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби;

849:1000=Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби; 36:100000=Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

Учащиеся выполняют №1145 устно.



Решают самостоятельно и проверяют по презентации.

а) 7,8; 5,45; 0,59;

78,01;

4,601; 76,032;

б) 6,006; 0,02; 9,003; 785,005; 33,0008.

III. Рефлексия.

Продолжается работа по применению полученных знаний о десятичной дроби. Учитель предлагает выполнить №1147. Запишите в виде дроби или смешанного числа:

2,7; 31,4; 567,39; 6,005; 42,78; 0,64; 0,60; 0,07; 0,99.

-Какие дроби здесь представлены?

В виде каких дробей их надо представить?

Какие дроби называются обыкновенными, смешанными?



Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по презентации.

  1. Запишите в виде десятичной дроби:

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби


  1. Запишите в виде десятичной дроби число:

    • 15 целых 25 сотых;

    • 3 целых 183 тысячных;

    • 0 целых 8 тысячных.

Учащиеся у доски выполняют данное задание.

2,7=Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби;

31,4=Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби; 567,39=Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби;

6,005=Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби;

42,78=Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби;

0,64=Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби; 0,60=Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби;

0,07=Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби; 0,99=Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу:

1.


Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби

2.

15,25

3,183

0,008.







Оценка за устный счет

Оценка за работу в паре над таблицей

Оценка за №

Оценка за №

Итоговая оценка за работу на уроке





© 2010-2022