- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби
Конспект урока математики в 5 классе по теме: Десятичные дроби
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Досжанова Б.А. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока
Тема урока: Десятичная запись дробных чисел ( 5 класс, математика)
Разработчик: учитель математики Досжанова Б.А.
Цели (задачи) урока
-
образовательные: раскрыть содержание понятия «десятичные дроби» на уровне определения; сформировать способы деятельности представление обыкновенных дробей в виде десятичной дроби, чтение и запись десятичных дробей
-
развивающие:
Развивать умение видеть проблему и выдвигать гипотезы по ее решению, развивать логическое мышление. Развивать умение работать в группах.
-
воспитательные: Создать условия для воспитания коммуникативных навыков, воспитывать у учащихся любознательность.
Результаты урока
Предметные:
Знание учащимися определения «десятичная дробь»,умение представлять обыкновенную дробь в виде десятичной с опорой на определение понятия «десятичная дробь», умение читать и записывать десятичные дроби на уровне способа действия.
Метапредметные:
Формирование УУД: целеполагание планирование решения проблемы. Рефлексия, подведение под понятие, построение высказываний, обобщение, формулирование проблемы.
Личностные:
проявление любознательности и заинтересованности в изучении новой темы.
Тип урока, педагогическая технология
Изучение нового материала, технология развития критического мышления П.Я.Гальперина.
Оборудование урока:
Учебник: Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин и др. - М.: Мнемозина, 2010., письменные принадлежности, компьютер с проектором, презентация к уроку, ролик «Физкультминутка»
Опорные понятия, термины:
Обыкновенная дробь, натуральные числа, длина отрезка.
Новые понятия и связи между ними: Десятичная дробь
Контроль, самоконтроль на уроке
Домашнее задание:
№1166 (Запишите в виде десятичной дроби числа)
Пункт 30
Этап урока
Деятельность и действия учителя
Деятельность и действия ученика (ов)
I.Стадия вызова.
Актуализация раннее полученных знаний.
Мотивация.
Устная работа (фронтальная работа с классом).
Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, вас ждут необычные задания, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили.
А что вы уже знаете о дробях? (ученики высказывают свои предположения)
Обратите внимание на доску. Предлагаю устно решить 6 заданий:
1.Вычисли:
Equation Chapter (Next) Section 1
2. Реши уравнение:
3. Реши уравнение:
4. Замени число 5 дробью со знаменателем 10, 100.
. Замени число1 любой дробью.
-
5. Выделите из неправильной дроби 37/10 целую часть. (3 7/10)
-
Представьте смешанное число в виде неправильной дроби 5 3/4= 23/4
Переходим к изучению нового материала.
С древних времен людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, время, массу, вести расчет за купленные ими товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части. Так появились дроби: они были известны ещё древнем Египте примерно 3000 лет тому назад. Дроби записывали в виде палочек - это были целая часть, а палочки в два раза меньше - означали дробные части. У людей возникла необходимость ввести числа более удобные для расчета и вычислений.
Что же это за числа? Знакомство с этими числами и будет темой нашего урока.
Запишите в тетради число и оставьте место для написания темы урока.
А как вы думаете, можно ли по-другому записывать дробные числа?
(Десятичными дробями) (Дети высказывают свои предположения).
На доске записаны дроби:
,,,,,,,
- Прочитайте дроби.
- Что интересного заметили? (У всех дробей в знаменателе единица и нули)
- На какие две группы их можно разделить? (Правильные и неправильные)
- В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин придумал для дробей более короткую и удобную запись, например:
; ; ;
(Возникает проблема)
- Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому. Запишите тему урока "Десятичная запись дробных чисел".
Где возникло затруднение?
В чем оно состоит?
Какова же цель урока?
Цель урока учитель записывает на доске.
Чтобы достигнуть цели урока нам надо найти общее в новых числах, узнать, как они называются, записываются.
Составим план работы на уроке.
Учащиеся индивидуально решают примеры и уравнения у доски, а в это время остальные выполняют устные упражнения в результате фронтальной работы.
1.Вычисли:
2. Реши уравнение:
3. Реши уравнение:
Цель урока:
познакомиться с новым видом числа; научиться записывать и читать эти числа.
План работы на уроке.
-
Найдем, чем похожи числа.
-
Узнаем, как они называются.
-
Поучимся записывать новые числа.
II. Стадия осмысления
Прочитайте дроби: ,,,,,.
Что интересного заметили? Что общего у всех этих числах?
Итак, на первый пункт плана мы ответили. Числа похожи тем, что у них в знаменатели 1 и нули.
Для получения ответов на эти вопросы, которые и являются следующими пунктами плана работы, обратимся к учебнику на странице180-181.
После чтения учитель задает вопросы:
-
Как короче записывают дроби, знаменатель которых единица с нулями?
-
Как называют такую запись дроби?
-
что означает число, записанное перед запятой?
-
Что означает число, записанное после запятой?
-
Как определить, сколько знаков будет после запятой?
Например, ; ; .
На ваших партах находятся таблицы с заданием. Давайте внимательно изучим эту таблицу (внимательно разбираем с учениками первые 4 задания).
В последнем задании на месте десятичной дроби стоит вопросительный знак, и я предлагаю вам объединиться в пары и подумать над этим вопросом.
Дробное число
Количество нулей в знаменателе
Десятичная дробь
Количество цифр после запятой
1
1
2
2
3
3
3
3
4
?
4
Какую закономерность вы заметили? (количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой)
Как же вы запишите последнее десятичное число? (выберите верный вариант) А. 0,037
Б. 0,0037
В. 0,37
Проверка: правильный ответ подчеркиваю. Учащиеся выставляют себе оценки в тетради на полях карандашом.
Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа - по-новому. Давайте рассмотрим алгоритм записи десятичных дробей:
-
Записать целую часть (она может быть равна нулю).
-
Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.
-
После запятой поставим столько точек, сколько нулей в знаменателе дробной части.
-
С последней точки записываем числитель, начиная с последнего знака
-
В пустые места записываем нули. Так как эти числа равны, то десятичную дробь читают аналогично.
Учащиеся читают числа и отвечают на вопрос.
-У всех этих числах в знаменатели 1 и нули.
Учащиеся предлагают вои варианты ответов.
Учащиеся читают статью учебника с.180-181 и ищут ответы на поставленные вопросы.
- Числа со знаменателем 10, 100, 1000 условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой.
-Полученную дробь называют десятичной.
-До запятой записывают целую часть, после запятой - дробную.
- После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе.
При выполнении задания учащиеся обращают внимание на тот факт, что если дробь правильная, то перед запятой ставят 0 целых, а после запятой числитель дробной части должен иметь столько же знаков, сколько нулей в знаменателе. На этот случай учащиеся приводят свои примеры по просьбе учителя.
Например, .
III. Этап Рефлексия
Материализация учебного материала.
Этап громкой речи
Этап внешней речи
Этап внутренней речи
Учитель предлагает ответить на вопросы после пункта 6 фронтально, пользуясь текстом учебника.
Учитель предлагает выполнить №1144.
Запиши в виде десятичной дроби.
Учитель предлагает решить
последний пример самостоятельно, пользуясь статьей учебника.
Учитель предлагает задание №1149.
Запишите в виде десятичных дробей частное:
182:10, 5405:100; 631:10000; 74:1000; 849:1000; 36100000.
Посмотрите на частные, сколько знаков будет в десятичной дроби после запятой, если знаменатель равен 10, 100, 1000 и т.д.
Далее ведется работа по формированию умения читать десятичные дроби.
Прочитайте дроби.
№1145 выполнить устно.
Прочитайте десятичные дроби:
а)2,7; 11,4; 401,1; 666,6; 0,8; 9,9; 99,9; 909,9;
б)5,64; 21,87; 381,77; 54,60; 2,80; 0,55; 0,09; 0,77;
в)1,579; 12,882; 326,703; 145,008; 21,094; 0,049; 0,001;
г)203,6; 20,36; 0,02036; 0,20506; 0,010101.
Далее ведется работа по формированию умения записывать десятичные дроби.
Решить №1146 (а) у доски.
Решить №1146 (б) решают самостоятельно с проверкой по презентации. Запишите в виде десятичных дробей числа:
а)7 целых 8 десятых; 5 целых 45 сотых; 0 целых 59 сотых;
78 целых 1 сотая; 4 целых 601 тысячная; 76 целых 32 тысячных;
б)6 целых 6 тысячных; 0 целых 2 сотых; 9 целых 3 тысячных;
785 целых 5 тысячных; 33 целых 8 десятитысячных.
Физкультминутка.
Учащиеся проговаривают ответы на вопросы фронтально с опорой на текст учебника.
Два ученика по очереди решают по два примера у доски с проговариванием вслух. Следующих четыре примера выполняются в парах: один ученик выполняет роль проверяющего с опорой на статью учебника, второй - отвечающий без опоры, на втором примере меняются местами. Проверка правильности выполнения задания осуществляется по презентации.
Учащиеся решают и проверяют по презентации.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание с последующей проверкой по презентации.
182:10=;
5405:100=; 631:10000=;
74:1000=;
849:1000=; 36:100000=
Учащиеся выполняют №1145 устно.
Решают самостоятельно и проверяют по презентации.
а) 7,8; 5,45; 0,59;
78,01;
4,601; 76,032;
б) 6,006; 0,02; 9,003; 785,005; 33,0008.
III. Рефлексия.
Продолжается работа по применению полученных знаний о десятичной дроби. Учитель предлагает выполнить №1147. Запишите в виде дроби или смешанного числа:
2,7; 31,4; 567,39; 6,005; 42,78; 0,64; 0,60; 0,07; 0,99.
-Какие дроби здесь представлены?
В виде каких дробей их надо представить?
Какие дроби называются обыкновенными, смешанными?
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по презентации.
-
Запишите в виде десятичной дроби:
-
Запишите в виде десятичной дроби число:
-
15 целых 25 сотых;
-
3 целых 183 тысячных;
-
0 целых 8 тысячных.
-
Учащиеся у доски выполняют данное задание.
2,7=;
31,4=; 567,39=;
6,005=;
42,78=;
0,64=; 0,60=;
0,07=; 0,99=.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу:
1.
2.
15,25
3,183
0,008.
Оценка за устный счет
Оценка за работу в паре над таблицей
Оценка за №
Оценка за №
Итоговая оценка за работу на уроке